Государственное регулирование иен
В большинстве промышленно развитых стран государство многообразными способами регулирует рынки в различной степени и прежде всего осуществляет контроль над ценами. Вначале рассмотрим наиболее простые ситуации и примеры государственного регулирования цен.
Допустим, на рынке установилось хорошо знакомое равновесие, когда спрос на товар равен его предложению, а (?0 и Р0 — соответственно, равновесные объем и цена (рис. 23.9). Если
правительство считает такую цену слишком высокой и устанавливает ее на уровне Ршах < Р0, то спрос превышает предложение и существует избыточный спрос. Так, после создания картеля ОПЕК в 1974—1975 гг. на мировых рынках резко повысилась цена на нефть и правительство США стремилось не допустить, чтобы цены на бензин в стране поднялись в той же степени, что и цены на нефть. Была установлена максимально допустимая цена на бензин — более низкая, чем равновесная. Избыточный спрос проявляется в форме очередей или в нормировании потребления продукта. Это и имело место в США, когда водители простаивали в длинных очередях, чтобы заправить свои машины бензином по законодательно установленной цене. Нормирование потребления газа имело место в США в 60—70-е гг.
В приведенных примерах законодательно установленная цена была ниже равновесной. В следующем случае устанавливалась более высокая, чем равновесная, цена. Если бы в США сельскохозяйственные продукты продавались по низкой равновесной цене, то фермеры не смогли бы возмещать
высокие затраты на ее производство Поэтому правительство проводит политику поддержания стабильных, более высоких чем равновесные, цен. На рис. 23.10 показано, что установление цены Р5 вызывает появление избытка сельскохозяйственной продукции (предложение превышает спрос) и правительство скупает излишки для поддержания цены на заданном уровне.
Рис 23 10. Регулирование цен и избыточное предложение
Цены можно повысить за счет сокращения предложения товаров или услуг установлением квот — законодательным определением объема продукции, который должна производить фирма. Установлением квот цену можно поднять до любого желаемого уровня
Проанализировав ценообразование на различных рынках, было установлено, что обладая монопольной властью, фирмы Могут реализовать продукцию по более высоким по сравнению с конкурентным рынком ценам. В первую очередь это характерно для чистой монополии и олигополии. Кроме того, боль-
шинство монополистических отраслей представлено естественными монополиями — компаниями, предоставляющими коммунальные услуги населению. Одним из способов регулирования деятельности монополий является установление предельных, или максимально допустимых, цен.
Прежде чем обосновать уровень регулируемой цены рассмотрим возможные цены на продукцию. Нерегулируемый монополист, максимизирующий прибыль, определяет объем производства (} и цену Рт в соответствии с правилом равенства предельного дохода предельным издержкам. Это самая высокая цена, которая может быть оплачена потребителем при сложившемся спросе (рис. 23.11). Самая низкая цена Р, определяется точкой пересечения линий спроса и предельных издержек. Такая цена и соответствующий ей объем производства (2с установилась бы на рынке совершенной конкуренции. Но законодательно установить цену Рс для монополиста нельзя, так как она ниже средних общих издержек фирмыЛГС, фирма будет получать убытки и рано или поздно прекратит производ-
ство. Цена Р„ равная средним издержкам, называется общественно оптимальной, «обеспечивающей справедливую прибыль». Такая цена возмещает все виды издержек, в том числе нормальную прибыль, процент, ренту, но не содержит экономической прибыли. Вот почему регулируемая цена устанавливается в промежутке между Рт и Р„ позволяет получить экономическую прибыль. Она ниже цены, устанавливаемой нерегулируемым монополистом, но выше общественно оптимальной цены. Кривая спроса регулируемого монополиста становится ломаной Свис. 24.12).
Из общего правила, которым руководствуются при установлении потолка цены, следует, что с понижением регулирующей цены монополист будет заинтересован в расширении производства. Но так как цена не поднимается до уровня предельных издержек Р. > МС, то для производства данного продукта в масштабах общества используется меньше ресурсов, необходимых для полного удовлетворения потребностей общества.
На уровень цены оказывают влияние налоги, взимаемые
государством, и субсидии. Рассмотрим влияние нетоварного и паушального налогов. Нетоварный налог, или налог с продаж, взымается по определенной ставке с каждой единицы продукции и зависит от объема выпуска. Потоварный налог производители рассматривают как элемент затрат. Введение налога увеличивает средние общие и предельные издержки, вызывает сокращение предложения товара и, как следствие, рост цен.
Возникает вопрос, в какой степени повышается цена после введения налога с продаж и кто — производитель или потребитель — его уплачивает. Ответ зависит от того, на каком рынке реализует фирма свою продукцию.
На рынке чистой монополии, обладая монопольной властью, фирма может регулировать объем производства и цену таким образом, чтобы налог в полном объеме заплатил покупатель. Это значит, что цена повысится ровно на величину налога. Более высокой цене на линии спроса соответствует меньший, чем прежде, объем производства. Рост цены сопровождается уменьшением предложения товара монополистом, его валового дохода и прибыли.
На рынке совершенной конкуренции введение нетоварного налога { нарушает сложившееся равновесие. Рост издержек вызывает уменьшение предложения, а новая равновесная цена Р, больше прежней Р0 (рис. 23.13). Максимальный рост равновесной цены равен величине нетоварного налога, а Р, = Рй + Л Тогда весь налог уплачивает потребитель. Если в результате взаимодействия спроса и предложения новая равновесная цена окажется меньше (Р0 + /), то одну часть налога заплатит потребитель, а другую — производитель. Экономисты установили, что повышение цены товара, которую платят потребители, и понижение цены, которую получают фирмы и по которой реализуется товар после уплаты налога, зависят от эластичности спроса и предложения данного товара.
Введение паушального, или аккордного, налога уменьшает прибыль фирмы, но не изменяет цену продукта Такой налог полностью уплачивает производитель.
Противоположностью налогов является субсидия. В случае субсидии на объем покупок правительство дает потребителю сумму, зависимую от количества купленного товара или от количества нормируемого потребления товара. Субсидия стимулирует потребление продукта. Цена продукта для потребителя понижается на величину субсидии 5, что вызывает увеличение спроса.
Аккордная субсидия 5 увеличивает доход потребителя и, как правило, спрос на продукт. Новая цена на продукт устанавливается в результате взаимодействия изменившегося спроса и предложения. Величина, на которую изменяется цена, зависит от эластичности спроса по доходу, т.е от относительного изменения спроса на продукт, вызванного относительным изменением дохода потребителя. Существуют методы расчета изменения цены, которые используются в процессе принятия правительством решения о величине предоставляемой потребителям аккордной субсидии.
Субсидии предоставляются не только потребителям, но и производителям. Так, субсидия на производство каждой
единицы товара уменьшает издержки производителя, что позволяет увеличить предложение товара и вызывает снижение цены. Аккордная субсидия производителю вызывает не столь прямое и однозначное изменение цены. Чтобы определить ее изменение, необходимо проанализировать, на какие цели и с какой эффективностью используются средства.
Раздел VI