Слайд 6 4.2 Совокупное предложение в подходах классической и кейнсианской школы

Слайд 1Лекция 4 (часть 1). Макроэкономическое равновесие

4.1.1 Совокупный спрос и факторы, его определяющие

4.1.2 Совокупное предложение в подходах классической и кейнсианской школы

4.1.3 Графическая взаимосвязь совокупного спроса и совокупного предложения в модели общего макроэкономического равновесия

4.1.4 Виды макроэкономического равновесия и математические модели механизма макроравновесия

Совокупный спрос и факторы, его определяющие

Прежде чем определить понятие макроэкономического равновесия, следует отметить, что «равновесие» – это универсальная категория, используемая во всех точных и естественных науках, в т.ч. в экономике, которая, будучи сложной системой, как вы помните, состоит из множества элементов, находящихся между собой во взаимозависимости и взаимодействии, что предполагает наличие определенной согласованности между ними.

Достижение макроэкономического равновесия возможно в том случае, когда устанавливается пропорциональность и сбалансированность между взаимосвязанными экономическими процессами:

- производством и потреблением;

- совокупным спросом и совокупным предложением;

- рынками труда, капитала, товаров и услуг;

- сбережениями и инвестициями и т.д.

Слайд 2 Используя такой инструмент анализа, как моделирование и представив макроэкономику – это макрорынок, функционирующий согласно основным рыночным законам, можно рассмотреть макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос - совокупное предложение».

Слайд 6 4.2 Совокупное предложение в подходах классической и кейнсианской школы - student2.ru

Рис.1 Модель макрорынка

Слайд 3 Где совокупный спрос (AD) – это спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен.

Состоит из:

1) потребительских расходов – совокупный спрос домохозяйств (C);

2) инвестиционных расходов – спрос на капитальное оборудование со стороны предприятий (I);

3) государственных расходов – спрос на товары и услуги со стороны государства (GP);

4) расходов на чистый объем экспорта – разница между иностранным спросом на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные (X).

AD=C+I+GP+X - сумма спросов на конечную продукцию экономики (т.е. изменения совокупного спроса будут определяться изменениями каждого из составляющих).

Слайд 4Факторы, определяющие величину совокупного спроса.

Ценовые факторы:

1) уровень цен - зависимость между объемом и уровнем цен – более сложная, т.к. сказывается влияние макроэкономических эффектов:

- эффект процентной ставки (эффект Кейнса )– повышение цен при неизменном количестве денег вызывает рост спроса на деньги, следовательно, увеличивается процентная ставка и количество денег, сберегаемых домохозяйствами, а также удорожание кредитов и снижение объема инвестиций. В результате уменьшается совокупный спрос.

- эффект Пигу (эффект богатства) – рост цен обесценивает наличные деньги населения, что может как увеличивать, так и уменьшать совокупный спрос: незначительный рост цен увеличивает совокупный спрос, а значительные темпы инфляции – его сокращают (однозначной закономерности нет).

- эффект импортных закупок (эффект обменного курса) - при росте цен внутри страны растет спрос на импортные товары (рост объема импорта и снижение объемов экспорта), что ведет к снижению совокупного спроса. При снижении курса национальной валюты товары, произведенные в данной стране, становятся относительно более дешёвыми. Подобное изменение относительных цен ведёт к уменьшению импорта и увеличению экспорта, т.е. увеличивается чистый экспорт, следовательно, совокупный спрос растёт.

Слайд 5Неценовые факторы:

- уровень благосостояния потребителей (по мере роста доходов предельная склонность к потреблению снижается, а, следовательно, рост спроса всегда отстает от роста доходов;

- потребительские ожидания и ожидания предпринимателей;

- фискальная политика;

- изменение валютных курсов (повышение – снижение экспорта, т.к. отечественные товары относительно дорожают).

Слайд 6 4.2 Совокупное предложение в подходах классической и кейнсианской школы

Совокупное предложение (AS) – это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен (= ВВП, но без учета влияния международной торговли!!!).

AS=З/п+Рента+Процент+Прибыль

Слайд 7Вид кривой будет зависеть от временного промежутка (краткосрочный или долгосрочный период – аналогично микроэкономическому исследованию деятельности предприятия.

Слайд 6 4.2 Совокупное предложение в подходах классической и кейнсианской школы - student2.ru

Рис. 2. Модель совокупного предложения

Слайд 81 - горизонтальный (кейнсианский) участок AS – краткосрочный период. Есть свободные мощности, свободная рабочая сила, фиксированный уровень цен и з/п (экономика находится в состоянии глубокого спада). Для увеличения предложения необходимо стимулировать спрос и вводить в действие неиспользуемые ресурсы.

2 - восходящий участок AS – экономика стремится полностью использовать имеющиеся ресурсы. Рост цен и рост объемов производства (рост цен связан с повышением издержек на производство дополнительной единицы продукции в условиях полной загрузки мощностей и полной занятости).

3 - вертикальный (классический) участок AS – производственные мощности экономики полностью использованы, расширение производства возможно только за счет повышения цен.

Слайд 9Факторы совокупного предложения:

1) уровень цен – закон предложения;

2) цены на ресурсы;

3) производительность труда – повышение производительности снижает стоимость единицы продукции и увеличивает совокупное предложение;

4) экономическая политика государства (фискальная политика, субсидии и т.д.)

Наши рекомендации