ТЕМА Экономика как объект админ-правов регулирования и управления

Вопросы

1-Три сектора экон РФ как обл управления

2-Межотраслевое гос управления экономикой: понятие и виды, особенности , админ правов статцс суб надведомственного управления

3-Админ ответственность в отдельных сферах экон отрасли гос управления

Вопрос1

Проф Конин, говоря об экономике как соц деятельности и объекте гос регулирования и управления отмечает 2 особенности из которых сост экономика:

1-это сложная система суб экон деятельности Мин, ведомств, служащих, ДЛ, т.е. и юр и физ лиц

2-это совокупность экон взаимоотношений хозяйстующих суб в сферах и областях производства, распределение и обмена резльтатами экон деятельности. В РФ в соответствии с К-ией гаратнтируется единство экон пространства, свободное перемещение товаров и услуг, основных фин средств свободы экон деятельности. По мнению названного профессора экон деятельность это любая деятельность физ и юрид лиц с целью получения хоз экономич выгоды от ее осуществления. В структурном отношении экон на современном этапе состоит из 3 взаимосвязанных секторов, а именно экон, фин рынок и рынок ценных бумаг и товарный рынок.

Сектор товарного рынка вкл предприятия и их объединения различной производственно-хоз и отраслевой специализации, в силу чего состоит из экон отраслей промышленности, строительства, сельского хоз. Произв-но хоз деят представляет собой деятельность прелпринимателей и основанных на различных формах собственности предприятий по извлеч прибыли в целях удовлетв общественных потребностей. К произв-хоз деят предприятий и объединений относятся ее разновидности, например маркетинговая или иновационная, а атк же инов..... деят

1ая связана с изуч состояния и развития рынка товаров и услуг, произ-хоз и иной предпринимательской деятельности. Содержание маркетинговой деятельнсоти вкл сбор и анализ инф-ии о рынке товаров и услуг, анализ данных и выдача рекомендат о рынке потребителей и.... рекламн деятельсть и иное. В наст время в Российской экон значит внимание уделяется созданию и исп интеллект продукта в порядке иновац или внедренч деятельности.

Структура такой деятельности-создание и передача в производство образцов техники, технологии и научно технич........ патентно-лиценз деятельности.

Сектор фин рынка связан с предоставлением кредита, иных видов услуг фин хар-ра и извлечение прибыли как оснвоной цели такой деятельности. Названный сектор образуют: банковская, инвистиционная, страховая, аудиторская, оценочная деятельность, а так же деятельность банковских и небанковских кредитых организаций. Предприним деятельность на фин рынке связана с оказанием фин услуг, привлечением на коммерческой основе фин средств физич и юр лиц, а так же с деятельностью кредитно фин учреждений в соотв-ии с лицензией выдан Центробанк России и страховых организаций.

Под кредитной организацией принято понимать деятельность юрид лица, кот для извлечения прибыли как осн цели своей деятельности и во исполнение положений лицензии Центрального банка (см ФЗ от 10 июля 2002 года) имеет право осущ-ть банковские операции предусм ФЗ от 2.12.1990 года "О банках и банковской деятельности".

Особо подчеркнем, кредитн организ образуется на основе любой формы собственности.

Банк-кредитн орга-ия, имеющ исключит право осущ-ть банковсткие операции: по привлечению во вклады ден ср-в физ и юрид лиц;

размещение этих ср-в от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

открытие и ведение банк счетов указ выше лиц

Не банковская кредитная организация-такая, кот наделена правом Центробанком Росии осущ отдельные банковские операции с согласия и разрешения Центробанка Росии.

Инвестиц деятельность осущ-ся как банковскими-кредит так и не банк-кредит орг-ями, напр ивестиц фонды. Последние действ во исполении ФЗ от 29.11.2001 года "Об инвестиц фондах"

Страх деятельность осущ соотв-ими страх организ, кот обесп защиту имущ интересов физ и юрид лиц при наступлении так назыв страховых случаев за счет денежн фондов, фомируем из взносов стаховщиков.

Аудиторская деятельность или независимая аулиторская проверка предст собой предпринимат деятельность аудит и их органзаций по осуществлению независимых и вневедомственных проверок фин отчетности, платежно расчетной документации и иных фин обязательств.

Аудит орг-ия в штате должна состоять из не менее чем 5 аудиторов. Цель аудит еятельности: установление достоверности фин или бухгалт отчетности и соотв-ия совершенных фин хоз-ых операц дейст Рос операций.

Оценочная деятель направлена на реализ ФЗ о оценке рыночной или иной стоимости во исполнение ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в РФ".

Рынок ценных бумаг вкл в себя в структурном отношении акции, облигации, ценные бумаги, а с точки зрения деятельности процесс их рыночного обращения, а так же проф деят коммерч органих отдельных предпринимат по извлечению прибыли, посредством брокерской, дилерской деятельности, депозитарной, по управлению цен бым и др.

Брокерская деят предст собой совершения гражд-праовых сделок с ценными бумагами на основании договоров комиссии

Дилерская-это совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имани и за свой счет путем объявления цен покупки-прод цен бум с обязат-вом такой покупки по объявленным ценам.

Депозитарная деят связана с хранением цен бум и учетом прав на цен бумаги спец юрид лицом, имен депозитарием.

Как особенность отличия товарного рынка и рынка ценных бумаг укажем, что обращаещиеся ценности предст собой совокупность прав и экон притязаний к тем или иным суб экон деятельности.

В порядке вывода: объектом гос регулирования и управления в обл экономики счит профессор конин Н.М. явл-ся:

1-отдельн отрасли народного хоз-ва и хоз прпомышлен комплексы строительства, промышленность сель хоз и др

2-спец сферы межотраслевой экон деятедьности суб финансового рынка и рынка ценных бумаг

3-свя обл экон как единый народно-хоз комплекс.

ВОПРОС 2

Под админ прав организ управления в обл экономики понимается :

1.закрепленная нормами админ права

2.система субъектов признанных осущ управление

3.их админ правовый статус

4.взаимоотн этих суб как во вне так и внутри системы

Особыми условиями влияющими на организ такого управления явл:

1.ЧС соц, соц экономич, биологич, природного, технологич и иного хар-ра

2.спец админ правов режимы чрезвыч либо военногоположения

3.другие обстоятельства

Под межотраслевым (надведомстевннопм гос упав) понимается деят орг гос управ и ДЛ наделен надведомствен гос вл полном по отношению к организ не подчинен им объектам.

Ф-ии гос управления в современных условиях реализ в основном различными методами и в разлличных формах, где основными явл метод гос заказа ,а формами целевые комплексные фед и регион программы гос контракты, договоры, гос реистрации и рецензирование. В связи с изложенным успешные решения задач гос управления в различ отраслях во многом зависит от орнаи з и осущ-я межотраслевого управления.

Институт гос заказа как метод нажведломственного управления паозоляет:

а)обеспечив гос потребности и рационально исп бюджетные ср-ва

б)содействовать рзвитию эффективынх ,современ произвоств и видов соц экон деятельности

Т.о. гос заказ осущ бюджетных, соц, экон, экологич и др программ гос

Рассматривая формы такого управления отметим, осн видами явл программы фед и региональные, комплексные и целевые, гос контракт договора выступает одной из форм реализации гос заказов

Особенности:

1-одной из сторон явл гос в лице уполномоченного орг ДЛ хозяйствующего суб

2-Такой контракт к договоруь заключ исключит в интересах гос и не преследует коммерческих

3-гос заказчик явл обязанной стороной перед гос и исполнителем, поэтому особо отметим:

-в отдельн случаях заключ контракта договора обязательно и для гос заказчика и для исполнителя (разнообр воен поставки).

Так же имеет следж особенности:

а)носит уведомительный как правилов наст время или разрешит хар-ер

б)в кач юрид факта опрееляет:

1-лигитимность функционир либо прекращение конкретных правоот

3-удостовер предусм прав актом ыактич обст-во

Лицензирование по сути ...на осущ определенных видов профес деятельности (рода занятий ) в течении установлен срока и условий осущ такой деятельности. Т.о. сущность межотраслевого управления состоит в том, что :

1-определяются основные направления соц, экон, и иной деят

2-разраю целевые, комплексные ,фед и регион программы развития отраслей управления, их реализация

3-объедин и координация отраслевых систем управления по реализ межотраслевых программ и задач гос управления

4-олбеспеч организ единства функционир отраслевых систем управления

Реализ программ и задач

а)выход за

б)решение вопр имеющих смежное или общегос межрегион либо регион значение

Вывод:

особенность межотр управления в целом состоит в том, что оно осущ:
-по отношению к не соподчиненным организ объектам управления

-и непосредственно не касается из компетенции по самост осущ управления соотв отраслью

В связи с упомянуто выше ,особо подчеркнем:

орг исп вл (ДЛ) осущ межотраслевое управление:

1-занимают надведомсвенное управление по отн к управлчемым

2-надел соотв полномочиями правотворческого ,координац, контрольно надзорн и лицензионного и иного хар-ра

В силу этоко к числу наиболее важных сфер межотр управления отнесем прогнозировнаие ,планирование, програмировнаие, труд ресурсы ,финансы, окр природную среду вопросы метрологии и стандартизации, езопасность личности общ и гос, учет и статистику и другие. Все суб межотр надведомственного управления принято разделять на суб

а)общей компетенции

б)спец компетенции

К 1ым относятся Президент и его администрация ,Правит-во, Высш ДЛ фед уровня, Правт республик в составе РФ, админ краев, обл автономий. Ко 2 или спец суб относятся ведомства ,т.е. фед службы и агенства. В педелах респ в составе РФ и в пределах террит ,краев, обл, округов, городов и районов нгадведомственные межотр ф-ии осущ соотв-ие орг ДЛ исполнит вл. Вместе с тем такие ф-ии осущ отдельн мин и орг.

Осущ фед целевых комплексных ,отр и межотраслевых программ возложены на соот-ие мин-ва и ведомства. Так для орг гос политики, занятости населения создано и .... фед труду и занятости кот руков-ся з-ом РФ от 19 апреля 1991 года"о занятости насел в РФ и положением об упомянутой службе" утверден остановлением правит-ва от 30 июня 2004 года. Упомянутый закон опоределяет правовые, экон, организ основы гос политики занятости населения в том числе гаранти гос по реализ констит прав гр-ан РФ на труд и соц защиту от безработицы

Особенностями данног з-на явл:

1-под занятости законодатеь предлог понимать деятельность гр-ан:

а)связанную с удовлетв личных и общ потреб

б)не противор действ законодат РФ

в)приносящую им затаробок или труд доход

2-не занятость гр-ан не может служить основанием для привлечения их к админ или иной отв-ти (см ст 1-3)

Управленеи фин и кред носят межотраслевой х-ер и сосотоит

1.в руков финанс

В единую систему орг гос управления финансами входят минфин РФ ,аналогичные фин орг в есп ,краях , обл, автономиях, гос фед знач и орг фед казначейства.

Спец фед орг исполнит вл обеспечив:

1-проведение единой гос фи политики

2-осущ общее руков орг фин в стране осущ минфин России,

Названное мин-во как фед орг исп вл осущ ф-ии по выработре единой гос политике и НП регултрованию в сферах регулир страх....

органы гос нал слуэбы сост единую систему налог законодат.

Система орг регулир налогами вкл минфин России ,фед нал службу ,кот действуют :

1-на основании з-на РФ от 21 марка 1991 года О налдогшовых орг РФ, Потан Прави-ва РФ от 30 сент 2004 года утвердившего положение о фед нал слежбе. Главн задачей явл контроль за соблюд законоллат-ва о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевремен пост платежей.

Кредитыте учреждения как юрид лица имеют право осущ банковские операции. Банковсткая система РФ вкл Банк Росии, кредитн организации, филиалы и предтавит-ва иностр банков.

от10 июля 2002 года О центральном банке РФ (банке Росии) положением о фед антимонопольн службе, утв

Т.о. вышеназванные два понятия взаимосвязанные, поскольку объем категорий отраслей в технико экономич сфере явл базой для понятия отрасли гос управления, т.е. они соотносчтся друг с другом как цеое и часть

Понятие министерства в оргниз структ плане это руководство и аппарат как совокупность служащих .

Мин вместе с организ подчиненными, структ подчинениями, орг на местах образуют систему министрества.

Под ведомтсвами понимаются фед службы и фед агенства, кот как правило стоят в главе сферы гос управления. Последнее имеет 3 признака:

1-суб т.е. фед орг исполнит вл службпа либо агенство

2-объект отрасль гос управления

3-содержание управления или централиз ф-ия (как направление управлен деят) в общегос масштаьбе России.

В связи с излож точкой зрения следует обратитьсЯ и к указу презид рф 2004 ГОДА, В КОТ СТ 3 законодатель устанавливает Ючто Мин каак фед орг исп вл стоит во главе сферы управленч деятельности с

ст 4 фед службы являясь фед орг исп вл осущ контроль и надзо в сферах и обл

ст 5 устанавливает, что ведомство т.е. фед агенство осущ 3 ф-ии а) оказание гос услуг

б)управлнеие гос иммущ (переданным для реализ этой ф-ии

в)право применительную деятельность

Управление хоз-вом это целенаправленная организ деятельность гос орг представит вл др орг управления по практич реализ задач и ф-ий гос в отраслях и сферах гос. По содерж управление заключ в разработке и реализ целевых и комплексных фед и регион программ развития, организ обеспеч, контроляы операт управлении хоз суб. Ряд административистов полагает, что экономика это вся система экон отношений, а именно производство, обращение, потребление. А хоз в свою очередь это комплекс предприятий и отношений между ними, т.е. хоз отношени е вне предприятий.

Выдел 3 вида производств:

А)ПРОизв-во разнооб прод или ТНП матер благ

б)произв спец работ таких ,как изыскания природных ресурсов, проэктирование, проладка газо нефыте провода линий эелетропередач, шоссейных и ЖД

в)произв хоз услуг

Т.о. отношен я гос к экономике в целом хоз и производству укладывается в сферах гос управления и гос регулир . Правовую основу управления хоз образуют многочисл нормативные акты К-ия РФ, законы 1991 года о конекуренции и ограничения монополист....

Промышленность определяющая сфера экономики народного хоз призваная осущ-ть:

1-добычу топлива и сырья

2-переработку

3-произ разнообр продукции в целях удовлетв ...

Внутри промышл сферы сущ 5 основнызх..

1-ТЭК

2-машиностр, металургич, военно оборонный комплект нефтехимич комплекс ,а так же отдельные виды медицинск, лесозаготовит и... строительнгая индустрия и др. Наиболее важные вопросы управления промышл фед орг власти общей компит а именно равит-во РФ, прави

Непосредст управление пром осущ системой спец орг исполнит власти а так же орг МСУ. Фед орг исполнит вл осущ-ей гос регулироване и межотраслевую... в обл промышленной политики явл Мин-во промышленности и торговли РФ кот действ на основании положения, утвержд постан правит-ва РФ от 5 июня 2008 года. Как фед орг исполнит вл МинФромТорг Росии осущ ф-ии:

а)по выработке единой гос политике и нормативно правов регулир...

Машиностроение, .....

Спец контроль (надзор) осущ различные фыед службы и агенства как в составе минист-в так и отдельные такие как фед служба по экологич, технологич и атомному надзору см указ Пр РФ № 724

Строительство комплексная сфера надодного хоз-ва, кот призвана обеспечить возведение новых реконструкцию и ремонт действующих объектов произ=го трансп жилищного культ бытового ...

Гос управление строительством осущ-ся фед орг исполнит вл и орг с=вл суб в соотв-ии с конституц разграничением гос соьбственности (согл ст 72 К РФ орг общей компит Праит-во РФ, Правит и админ суб РФ решают вопр строительства при разработке и еализации генерадльных планов программ соц экономтч развития, организ подготовку проектов и титульных списков построительного объекта, осущ контроль за соблюдением утвержденных проектов строительтсва. Кроме тго, ихкомпитенции относят:

выдача разрешений на строит-во совмещ с правом приостан ибо запрет на строит-во....

Гос управление строит-вом организ так и же и в рамках спец отраслевой системы управления. Таким орг управления явл Мин-во регион развития РФ, положение о кот утверждено Постан пРАВИТ-ВО ОТ 26.01.2005 ГОДА. Мин регио России осущ ф-ии по выработке единой гос политике и нормативно праов регулир в строит-ве, архитектуре градостроит-ве. Кроме того, данное мин как фед орг испл влосущ ф-ии по выработке гос политики и ... в сфере обесп энергетич эффекивности... в том числе ...

Одним из основовполагающх НПА явл фед з-н от 30.12.2001 года кот регулир отношения в обл создания системы расселения, градостроительного... сохранения объектов... и обеспеч благоприятных...

Другим важным орг гос управления явл Мин... полож о кот утверждено ПП РФ от 28.05.2005 года.

Мин энерг РОссии действ в сфере топлевно энергетич комплекса, в том числе по вопр электроэнегр ,нефтедоыв и тд.. магистр трубопровод, ф-ии по оказанию гос услуг и по управлению гос имущ-вом

Агропромышленный комплекс система сфер народного хоз-ва вкл сельхоз, производства, переработку и заготовку сельск прод, доведение ее до потребителя и др. Гос управление агропром комплексом предст собой целенаправленную организ деятельность орг власти и управления, направлен на обеспеч потребит рынка продовльсвием и сырьем для произв .. В соот с К РФ и ФКЗ 1997 года правит-во России решает вопросы организ управления сельхоз предприят нах в фед собственности ,устан меры матер ресурстного стимулир, определяет гос заказчика, распоряжается фордом зерна а так же утверждает поядок выдачи и оннулировании лицензии на осущ закупок хранении переработки зерна торговли и др. К совместрому ведению отнесосновные вопросы владения, распорядения и пльзования природными ресурсами в том числе сельхоз, а так же земельное и иное закондат-во.

ОРг МСУ наделены мполномомчиями передачви в собственность и слдачи в аренду а так же изъятии зем участков, регистрации осущ гос земельный кадастр за использованием земель и выполнением зем польз экн и иных обств. Веущм орг исполнит вл в агропром комплексе явл Мн сельхоз РФ кот действ на основнии положения утвержденного постан правит-ва от12 июня 2008 года.

Фед служба по фитосанитарному надзору и ветерин контролю осущ ф-ии в сфере ветеринарии ,карантинно и защиты растений, охраны воспроизв-ва и исп объектов животного мира отнесенных к объекту охоты.

Контроль и надзор в агропром комплексе сопровожд админ отв-ю виновных физ и юр лиц, которые приним меры за наруш правил карантина животным ст 23.14 КоАп правил переработки, хранения или реализ прод жив-ва ст 10.6-10.8 КоАП и др.

Наши рекомендации