Совокупный спрос и совокупное предложение
Различие изменений АD и величины АD, AS и величины AS.
2) Отличие детерминантов AD и AS.
3) Границы применимости классической и кейнсианской моделей.
4) По осям в модели AD/AS – агрегированные величины: уровень цен и реальный ВВП.
5) Неприменимость микроэкономического подхода для модели AD/AS.
Основные термины и понятия
Совокупный спрос, величина совокупного спроса, неценовые детерминанты AD, эффект реального богатства, процентной ставки и импортных закупок, совокупное предложение, величина AS, неценовые детерминанты AS, классический и кейнсианский подход, долгосрочный и краткосрочный периоды, жесткие и гибкие цены, потенциальный ВВП.
Типовые задачи
1) Из макроэкономического тождества и формулы равенства инъекций и изъятий расчет величины инвестиций, частных сбережений, состояния государственного бюджета и состояния торгового баланса.
2) Подсчет ВВП по расходам и доходам, ЧНП, НД, ЛД, РЛД, личных сбережений чистых или валовых инвестиций, прибыли корпорации, сальдо государственного бюджета, сальдо торгового баланса.
3) Расчет реального и номинального ВВП, дефлятора ВВП, ИПЦ, уровень инфляции.
Вспомогательные материалы
Совокупный спрос и совокупное предложение
В отличии от микроэкономики, которая исследует оптимальное поведение потребителей и производителей на одном или нескольких конкретных рынках товаров и услуг, используя модель спроса и предложения, макроэкономическая теория рассматривает экономику страны как систему. Экономика страны состоит из всех рынков товаров и услуг и объединяет в себе всех потребителей и производителей. Поэтому макроэкономическая теория призвана рассматривать не объемы производства какого-то конкретного продукта и его цену, а совокупный выпуск всех товаров и услуг, характеризуемый ВВП страны, и уровень цен в экономике.
В экономической теории принято рассматривать т.н. макроэкономические агрегаты, укрупненные объекты для исследования. Самым важным макроэкономическим рынком, к исследованию которого мы приступаем, является рынок всех конечных товаров и услуг. Переменными, которые нас будут интересовать и которые определяют равновесие на данном рынке, являются объем выпуска в экономике, т.е. реальный ВВП, и уровень цен в экономике, характеризуемый дефлятором ВВП или индексом потребительских цен. Поведение всех потребителей в экономике будет описываться совокупным спросом, поведение всех производителей - совокупным предложением.
Кривая совокупного спроса показывает общее количество товаров и услуг, которое все потребители в экономике готовы приобрести при каждом возможном уровне цен в определенный период времени.
Кривая совокупного предложения показывает общее количество товаров и услуг, которое все производители в экономике готовы произвести и продать при каждом возможном уровне цен в определенный период времени.
Таким образом, кривые совокупного спроса и совокупного предложения строятся в координатах “объем выпуска - уровень цен”. Равновесный объем выпуска в экономике будет определяться равновесным уровнем цен, при котором объем совокупного спроса всех потребителей будет совпадать с объемом совокупного предложения всех производителей.
Экономисты выделяют четыре компоненты совокупных расходов в экономике или четыре компоненты совокупного спроса, что соответствует определению ВВП по расходам (т.к. в экономике все расходы равны всем доходам, ВВП принято обозначать буквой Y, от англ. Yield, доход):
Y = C + I + G + NX
Частные потребительские расходы, или кратко частное потребление (C - от англ. Consumption) - расходы частного сектора (домохозяйств) на потребление товаров и услуг длительного и недлительного пользования (за исключением расходов на покупку нового жилья).
Частные инвестиционные расходы, или кратко инвестиции (I - от англ. Investment) - расходы частного сектора (фирм и домохозяйств) на создание (закупку) новых производственных (капитальных) мощностей, а также недвижимости (включая расходы домохозяйств на покупку нового жилья) и восстановление стоимости изнашиваемого капитала (амортизационные отчисления).
Государственные закупки (G - от англ. Government purchases) - расходы органов государственной власти (всех уровней) на закупку производимых товаров и оплату услуг.
Чистый экспорт (NX - от англ. Net Export) - разница между суммой доходов, полученной от продажи отечественных товаров и за рубежом, и расходами на покупку иностранной продукции гражданами страны. (NX = Ex - Im, от англ. Export и Import).
Кривая совокупного спроса (кривая AD - от англ. Aggregate Demand) имеет отрицательный наклон, что представлено на Рисунке 1. Другими словами, с ростом уровня цен объем совокупного спроса снижается.