Тема 10. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

План

1. Доходы населения, их структура и распределение. Семейные бюджеты.

2. Проблема дифференциации доходов и принцип социальной справедливости, роль рынка и государства в его осуществлении.

3. Основные направления социальной политики государства. Уровень и качество жизни.

Вопрос 1.

Благополучие и стабильность общества в большой степени зависят от благосостояния населения. Последнее определяется прежде всего величиной и структурой получаемых доходов.

ний (например, оДоходы представляют собой блага и услуги в денежной и иной форме, получаемые субъектом экономики в пользование. Получателем доходов могут выступать как юридические, так и физические лица. В данной теме речь пойдет о доходах физических лиц, т.е.населения.

Доходы делятся прежде всего на заработанные (трудовые) и незаработанные (нетрудовые).

Первичным источником любых доходов выступает производство, от результатов которого в конечном итоге зависят все доходы, но прямо и непосредственно –заработанные. В рыночной (смешанной) экономике производством в основном движут экономические интересы, в которых выражаются внутренние, объективные связи между производственными усилиями субъекта и получаемыми результатами в виде доходов. Различают три группыинтересов: личные, коллективные и общие (общественные – на уровне всего общества, государства).

Наиболее мощным побудительным мотивом производственной деятельности служат личные интересы, но система стимулирования на любом предприятии должна быть построена так, чтобы между группами интересов не было антагонизма (то, что выгодно обществу, должно быть выгодно предприятию и каждому отдельному его работнику).

Произведенные доходы проходят, как известно, стадии денежного обмена, распределения и перераспределения, в результате чего формируются основные виды денежных доходов:

· На факторы производства (зарплата, прибыль, рента, процент на капитал)

· Перераспределенные трансфертные платежи (пенсии, пособия, стипендии и др.)

· Другие виды – доходы от собственности гл обр.

Если первый и третий виды доходов являются заработанными, то второй – незаработанным, а выполняет определенную социальную функцию.При этом различают нетрудовые доходы, полученные законным путем (малоимущих, собственников, получение наследства и др.), инезаконным(доходы в теневой экономике, хищения и т.п.). Еще одна особая разновидность узаконенных доходов - льготы и привилегии чиновников.

В процессе распределения начисленные доходы облагаются налогами, после вычета которых превращаются в располагаемые (чистые), а с учетом действующих цен становятся реальными.

Таким образом, в конечном итоге источниками доходов могут стать не только факторы производства, в первую очередь труд, но и собственность, налоги, страховые взносы, источники их могут быть и незаконными.

Доходы являются основой формирования семейных бюджетов - росписи доходов и расходов семей.

Доходная их часть складывается из денежных и других видов поступлений каждому члену семьи: зарплаты основной и дополнительной, пенсий, пособий, стипендий, льгот государства(например, на оплату коммунальных услуг), видов социальной помощи от предприятий, натуральных поступлет ЛПХ), доходов от использования имущества членов семьи, наследства и др.

Расходы делятся на текущие, из которых основными являются приобретение необходимых жизненных средств - продуктов питания и одежды, оплата жилья и коммунальных услуг, а также социальных потребностей – образования, лечения, культурных мероприятий и др., уплата налогов и страховых взносов. Другой их частью являются сбережения (отложенные расходы), которые также могут приобретать разные формы (дома, в банке, покупка золота, валюты, недвижимости, антиквариата и др.).

Семья также должна жить по средствам, а если источники доходов очень ограничены, помощь таким семьям оказывает государство.

Справочно: в Воронежской области в 2003 г. в структуре доходов населения составляли:

Доходы от предпринимат. деятельности – 12,7% против 16,8% в 2000г.

Оплата труда наемных работников – 37,8% (34,2%)

Доходы наемн. работ. от пред-й и орг-й, кроме зарплаты – 1,8% (1,6%)

Социальные выплаты – 18,7% (17,8%)

Доходы населения от собственности – 4,1% (3,4%)

Доходы от продажи валюты – 4,7% (3,4%)

В ресурсах домашних хозяйств стоимость натуральных поступлений составляла 17,5%

В структуре расходов:

Покупка товаров и оплата услуг – 70,6% (80,9%).

Обязательные платежи и взносы – 5,3% (4,2%)

Сбережения во вкладах и ценных бумагах – 7% (4,2%)

Расходы на покупку недвижимости – 2,6% (1%)

Приобретение валюты – 6,2% (5,6%)

При этом в структуре расходов на конечное потребление домохозяйств (т.е примерно среди 70,6%) расходы на питание составляли 49%, на покупку непродовольственных товаров – 34,4%, на оплату услуг – 14,7%.

Объем вкладов населения области в Сбербанке в расчете на душу населения составлял в 2003г. 6600 руб. (на начала года)

Вопрос 2.

Для любого общества очень актуальна и трудно решаема проблема обеспечения равенства доходов.

В истории известны 4 типа распределения доходов: уравнительное, рыночное (пофакторное в т.ч. по труду), по накопленному имуществу (собственности, капиталу), привилегированное. Ни один из них не решает проблему.

Рынок обеспечивает эффективное распределение ресурсов и соответствующих их вкладу доходов, но он не в состоянии обеспечить социальную справедливость, поскольку все люди различны, их вклады неодинаковы, разница семей еще более усиливает неравенство. Поэтому возникает противоречие между эффективностью и равенством доходов.

Поэтому каждое общество решает для себя, что лучше, что считать социально справедливым: обеспечивать равенство в зарабатывании или распределении доходов. Т.е. это всегда выбор между равенством в распределении и эффективностью. Этот выбор делается с помощью определенной социальной политики, осуществляемой государством.

При этом определенная степень неравенства в полученных доходах имеется в любом обществе. Показателями дифференциации доходов выступают:

Кривая Лоренца – график, где по горизонтальной оси откладывается процент семей – получателей доходов (пять 20%-х, т.е. квинтильных групп), а по вертикальной – величина самих доходов. Если бы распределение было равным, то биссектриса этого прямого угла отражала бы это равенство. На практике вниз от этой прямой абсолютного равенства выгибается кривая, которая тем круче и дальше отходит от прямой, чем выше неравенство в распределении доходов;

коэффициент Джини, выражающий степень неравенства математически. Он определяется отношением площади зоны неравенства к площади зоны равенства (всего треугольника вниз от прямой равенства);

децильный коэффициент соотношения доходов 2-х крайних доходных групп населения, каждая из которых составляет 10% численности населения. Во второй половине 90-х годов он составлял в России 12,5 раз (31% - и 2,5%), а в Москве – 15,9 раз. при 6,4 раза в ЦЧР.

Вопрос 3.

Поскольку рынок не справляется с регулирование социальных проблем, эту роль берет на себя социальная политика государства (от слов «социальный» - общественный, т.е. все, что имеет отношение к благосостоянию и отношениям людей в обществе). Она включает в себя регулирование социального неравенства, уровня, а в более широком смысле – качества жизни.

Уровень жизни – это реальные условия удовлетворения потребностей членов общества, как в целом, так и по отдельным группам (классам, социальным слоям, стратам) и регионам. Он характеризует жизнедеятельность людей в сфере потребления (определение Римашевской).

Факторами уровня жизни выступают:

1.эффективность производства, производительность труда;

2.доходы населения, в т.ч и нетрудовые, и неконтролируемые

3.накопленное имущество, в т.ч.предками, в деньгах и благах,

4.состояние жилищной проблемы

5.количество членов семьи, в т.ч.неработающих, состояние их здоровья

6.цены и налоги

7.социальная политика государства, которая все предыдущее корректирует по мере необходимости и возможности.

Так, государство определяет сами принципы социальной политики (быть ей социально ориентированной или либерализованной), устанавливает социальные нормативы - величину прожиточного минимума, потребительской корзины, минимальной зарплаты, нормативы жилищной обеспеченности, образовательные, медицинские, пенсионные и пр, гарантируемые государством, выделяет и распределяет средства на реализацию социальной политики, как правили, на основе трансфертных платежей.

Основные социальные нормативы – это прожиточный минимум, т.е сумма денежных средств для оплаты минимально необходимого набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, а также обязательных платежей и сборов в расчете на 1-го человека в месяц. Он определяет черту бедности. В 2003 году размер его по нашей области составлял в среднем 1986 руб, или 56% от величины среднеобластной заработной платы. Если в 2000го. В области 42% населения имело доходы ниже прожиточного минимума, то в 2003 году – уже только 30%. Определяется отдельно для трудоспособного населения, детей и пенсионеров.

Для подсчета прожиточного минимума используется метод потребительской корзины – набора одних и тех же физиологически необходимых для выживания человека благ в текущих ценах.

Минимальная заработная плата составляет в настоящее время 600 руб. в месяц и будет повышена с начала 2005 года до 720 руб. Стоит задача сравнять этот норматив с величиной прожиточного минимума.

Качество жизни – более широкое и комплексное понятие, чем уровень жизни. Оно включает характеристику состояния здоровья населения, уровня образования, культуры, безопасности, в т.ч. экологической, и др.

Наши рекомендации