Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет бизнеса и менеджмента
Рабочая программа дисциплины
«Экономическая теория»
для образовательной программы Менеджмент
Авторы программы:
Д.С. Зухба, к.э.н., доцент, [email protected]
И.А. Ким, к.э.н., доцент, [email protected]
Одобрена на заседании департаментаТеоретической экономики 28 августа 2015 г
Руководитель департамента
__________________________(Пекарский С.Э.)
Рекомендована Академическим советом
Образовательной программы Менеджмент
«___»________ 20 г Протокол №____
Утверждена «___»___________20 г.
Академический руководитель
образовательной программы Менеджмент
_______________ [подпись]
Москва, 2015
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для студентов, обучающихся на 1 курсе бакалавриата направления 38.03.02 Менеджмент, образовательная программа «Менеджмент»
Программа разработана в соответствии с образовательными стандартами ФАГОУ ВПО НИУ ВШЭ и Рабочим учебным планом, утвержденным 16.06.2015 г.
Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Экономическая теория» является овладение студентами основными концепциями экономического анализа.
Задачи курса заключаются в том, чтобы:
- познакомить с основными понятиями экономической теории;
- изучить теоретические и методологические принципы экономического анализа;
- сформировать представление о методах и инструментах экономического анализа.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
· базовые понятия, категории и инструменты экономической теории;
· основные принципы экономического анализа микро и макроэкономических процессов и тенденций;
· основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;
· способы решения базовых экономических проблем в рамках экономических систем различных типов.
Уметь:
· логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение рассматриваемых экономических проблем;
· использовать принципы экономического анализа для объяснения экономического выбора экономических субъектов и особенностей функционирования экономической системы в целом, и отдельных ее секторов;
· применять основные положения и методы экономической теории для понимания основных закономерностей, тенденций и взаимосвязей развития в сфере экономики и для решения исследовательских и прикладных задач;
· самостоятельно анализировать экономическую литературу;
· работать с современными библиографическими базами данных и поисковыми системами.
Владеть:
· навыками создания устных и письменных текстов на экономические темы;
· навыками постановки целей и эффективных средств их достижения на основе экономического анализа.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции[1]:
Компетенция | Код по ФГОC/ НИУ | Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) | Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции |
Системные компетенции: | |||
Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной | СК- Б 1 | Способен приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной | Прослушивание лекций, участие в семинарских занятиях и самостоятельная работа |
Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области | СК-Б3 | Самостоятельно выявляет научную сущность проблем в профессиональной области | Написание эссе, подготовка к семинарским занятиям |
Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза | СК-Б4 | Самостоятельно решает проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза | Написание эссе, , подготовка к семинарским занятиям |
Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода) | СК-Б6 | Самостоятельно работает с информацией: находит, оценивает и использует информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода) | Изучение российских и иностранных печатных и интернет-источников, написание эссе, , подготовка к семинарским занятиям |
Профессиональные (инструментальные) компетенции: | |||
Способен сформулировать и обосновать собственную точку зрения по социально-экономическим процессам в России и в мире. | ИК-1 | Самостоятельно формулирует и обосновывает собственную точку зрения по социально-экономическим процессам в России и в мире. | Выступление с докладом и участие в дискуссиях на семинарских занятиях, написание эссе |
Способен критически оценивать основные течения современной экономической науки, грамотно вести дискуссию по поводу аргументов в пользу каждого из них | ИК-2 | Критически оценивает основные течения современной экономической науки, грамотно ведет дискуссию по поводу аргументов в пользу каждого из них | Выступление с докладом и участие в дискуссиях на семинарских занятиях, написание эссе |
Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем | ИК-3 | Самостоятельно анализирует социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозирует возможное их развитие в будущем | Выступление с докладом и участие в дискуссиях на семинарских занятиях, написание эссе |
Способен грамотно и аргументировано публично представлять результаты своей деятельности (научной, профессиональной и др.), свои идеи, точку зрения | ИК-Б2.5.2_3.1_3.2 | Грамотно и аргументировано публично представляет результаты своей деятельности (научной, профессиональной и др.), свои идеи, точку зрения | Выступление с докладом и участие в дискуссиях на семинарских занятиях, написание эссе |
Способен использовать нормативные и правовые документы в профессиональной деятельности | ИК-Б 6.1 | Самостоятельно использует нормативные и правовые документы в профессиональной деятельности | Написание эссе, подготовка к семинарским занятиям |