Ожидаемые результаты стратегии
Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития
В котором рассматриваются
1. Итоги 1990 - 2000-х годов: возвращение России в число мировых экономических держав
2. Вызовы предстоящего долгосрочного периода
3. Целевые ориентиры:
· Высокие стандарты благосостояния человека
· Социальное благополучие и согласие
· Экономика лидерства и инноваций
· Сбалансированное пространственное развитие
· Экономика, конкурентоспособная на мировом уровне
· Институты экономической свободы и справедливости
· Безопасность граждан и общества
4. Направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития
5. Взаимодействие государства, частного бизнеса и общества как субъектов инновационного развития
II. Этапы инновационного развития
Концепция предусматривает два этапа инновационного экономического развития экономики страны, различающиеся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики государства.
Первый этап (2008 - 2012 годы) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов). Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод российской экономики в режим инновационного развития.
На втором этапе (2013 - 2020 годы) разработчики планируют «рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики».
Развитие после 2020 года будет направлено на закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества.
III. Развитие человеческого потенциала
Развитие человеческого потенциала включает системные преобразования двух типов: направленные на повышение конкурентоспособности кадрового потенциала, рабочей силы и социальных секторов экономики;
улучшающие качество социальной среды и условий жизни людей.
1. Демографическая политика и политика народосбережения
2. Развитие здравоохранения
3. Развитие физической культуры и спорта
4. Развитие образования
5. Развитие культуры и средств массовой информации
6. Развитие рынка труда
7. Повышение доступности жилья
8. Развитие социальных институтов и социальная политика
9. Молодежная политика
10. Развитие пенсионной системы
IV. Развитие экономических институтов и поддержание
Макроэкономической стабильности
V. Повышение национальной конкурентоспособности
Повышение национальной конкурентоспособности является комплексной задачей, успех которой определяется развитием человеческого капитала, экономических институтов, реализацией и
укреплением уже имеющихся конкурентных преимуществ России в энергосырьевых отраслях и транспортной инфраструктуре и созданием новых конкурентных преимуществ, связанных с диверсификацией экономики и формированием мощного научно-технологического комплекса и экономики знаний.
VI. Внешнеэкономическая политика
Усиление влияния мировой экономики на социально-экономическое развитие России будет происходить на фоне ужесточения глобальной конкуренции, повышения роли инновационных факторов развития в
государствах-лидерах и перестройки мирового экономического порядка. В этой связи существенно возрастет роль внешнеэкономической политики России как одного из важнейших факторов ее социально-экономического развития, инновационного обновления и повышения конкурентоспособности экономики, а также решения ключевых социальных задач.
Ожидаемые результаты стратегии
1. Уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности.
2. В России сформируется общество, основанное на доверии и ответственности, включая доверие населения к государственным и частным экономическим институтам.
3. Российская экономика не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий.
4. Сформируются новые территориальные центры роста как в районах освоения новых сырьевых ресурсов, так и в традиционных регионах концентрации инновационного, промышленного и аграрного потенциала России, снизятся масштабы регионального неравенства. Будет создана разветвленная транспортная сеть, обеспечивающая высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения.
5. Россия укрепит свое лидерство в интеграционных процессах на евразийском пространстве, постепенно становясь одним из глобальных центров мирохозяйственных связей (в том числе в качестве международного финансового центра) и поддерживая сбалансированные многовекторные экономические отношения с европейскими, азиатскими, американскими и африканскими экономическими партнерами.
6. Будет обеспечена гарантированная реализация конституционных прав граждан, включая развитую систему демократических институтов и создание эффективных механизмов правоприменения. Политика государства будет ориентирована на расширение свободы предпринимательства, обеспечение эффективности системы государственного управления, поддержание социальной справедливости.
7. Будет обеспечено поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая экономическую и продовольственную безопасность, безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что создаст благоприятные условия для высвобождения инновационного потенциала населения и динамичного развития бизнеса. Будет достигнут высокий уровень боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации.
6. Преимущества стратегии:
1. Реализация Концепции предполагает не только поддержание стабильных темпов экономического роста, но и увеличение доли экономически активного населения, занятого в секторе малого и среднего предпринимательства, с 15 до 60 %.
4.На основе концепции Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в Волгоградской области утверждена Концепция развития промышленности до 2020 года
5.Темпы роста экономики до 2020 года составят 106,5 процента в год.
Реализация инновационного сценария позволит достичь уровня социально-экономического развития, характерного для развитых постиндустриальных стран
6.Объем валового внутреннего продукта к 2020 году увеличится в 2,3 раза по сравнению с уровнем 2007 года, реальных располагаемых денежных доходов населения - в 2,6 раза, уровень бедности сократится до 6,2 процента.
7.Инновационный сценарий отличается повышенной устойчивостью к возможному падению мировых цен на нефть и сырьевые товары, а также к общему ухудшению мировой динамики. В случае более низких цен на нефть (в среднем за прогнозный период на 20 долларов США за баррель) темпы роста валового внутреннего продукта будут ниже в среднем на 0,5 процента. В случае более высоких цен на нефть (в среднем за прогнозный период на 35 - 40 долларов США за баррель) темпы роста валового внутреннего продукта будут выше на 0,3 - 0,4 процента. Негативное влияние кризиса в значительной мере снижается в связи с высокой долей нефтегазового сектора в структуре отечественной экономики, спрос на продукцию которого остается высоким.
8.При благоприятном сценарии среднегодовой прирост мирового валового внутреннего продукта за 2010 - 2015 годы в основном варианте прогноза составит приблизительно 4,2 процента, за 2016 - 2010 годы - 2,7 процента по сравнению с 3,9 процента в 2001 - 2006 годах и 3,3 процента в 1991 - 2000 годах.
9.Инновационное развитие экономики будет сопровождаться активными структурными сдвигами, поддерживаемыми значительным повышением эффективности использования ресурсов. Доля инновационного сектора в валовом внутреннем продукте повысится с 10,9 процента в 2007 году до 18 процентов в 2020 году (в ценах 2007 года) при снижении доли нефтегазового сектора с 18,7 процента до 11 процентов.
10.Высокий рост инвестиций позволит поднять конкурентоспособность отечественных производств, что приведет к значительному замедлению роста импорта. В структуре источников покрытия прироста внутреннего спроса возрастет доля отечественного производства с 51 процента в 2007 году до 79 процентов в 2020 году. Темпы роста физических объемов импорта после 2011 года снизятся до 105 - 109 процентов. Импорт будет ориентирован прежде всего на приобретение высокотехнологичной продукции, необходимой для развития производств и повышения стандартов потребления. Доля инвестиционных товаров в структуре импорта вырастет с 28 процентов в 2007 году до 35 процентов в 2020 году.
7. Недостатки стратегии:
1. Разработана на достаточно длинный промежуток времени, что вызывает сложности при ее реализации в связи с невозможностью учесть всевозможные риски и изменения в области экономики, политики, культуры и других сферах.
2. В концепцию постоянно вносятся изменения
3. Концепция охватывает все сферы, но одни более проработаны чем другие.
4. Траектория выхода экономики на инновационный путь развития и достижения поставленных долгосрочных целей может измениться вследствие мирового финансового кризиса, оказывающего влияние на экономику России.
5. Ограничение доступа капитала и снижение прибыльности экспорта приведут к снижению темпов экономического роста.
6. Кризис мировой экономики может открыть полосу ее длительного замедленного развития, характеризующегося повышенной инфляцией и острыми конфликтами между новыми и старыми центрами сил, странами экспортерами индустриальной продукции и сырья и экономикой постиндустриальных государств.
7. Развитие экономики до 2020 года характеризуется динамичным
ростом внутреннего инвестиционного и потребительского спроса, но при этом снижается рост топливно-сырьевого экспорта.
8. Существует риск замедления темпов роста сырьевого комплекса в 2011 - 2013 годах. После 2015 года потенциал роста возрастет за счет увеличения объемов экспорта конкурентоспособной продукции перерабатывающих производств. Помимо внешнеэкономической конъюнктуры высокий спрос на продукцию отраслей сырьевого комплекса будет обусловлен и стабильно растущим внутренним спросом со стороны отраслей машиностроения и строительства. К концу прогнозного периода рост спроса на продукцию будет в равной степени определяться развитием внутреннего и внешнего потребления.