Теоретические подходы к денежно-кредитной политике

С помощью названных инструментов центральный банк реализует цели денежно-кредитной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика). Варианты денежной политики по-разному интерпретируются на графике, их отображающем (рис. 23.4). Жесткая политика поддержания денежной массы соответствует вертикальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы. Гибкая монетарная политика может быть представлена горизонтальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы. Промежуточный вариант соответствует наклонной кривой предложения денег.

Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то, вероятно, предпочтительнее окажется политика поддержания процентной ставки, связанной непосредственно с инвестиционной активностью (горизонтальная или пологая кривая предложения денег LS. В зависимости от угла наклона кривой LS изменен спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на денежной массе М (рис. 23.4,б), либо на процентной ставке r (рис. 23.4,а).

Рис. 23.4. Варианты денежной политики: а — относительно жесткая; б — относительно гибкая

Очевидно, что центральный банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную систему и процентную ставку. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширять предложение денег, чтобы сбить давление вверх на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги (это отразится сдвигом вправо кривой спроса на деньги LD и перемещением точки равновесия вправо вдоль кривой LS от точки А к точке В).

Денежно-кредитная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом.

Можно выделить четыре звена передаточного механизма денежно-кредитной политики:

1) изменение величины реального предложения денег (M/P)S в Результате пересмотра центральным банком соответствующей политики;

2) изменение процентной ставки на денежном рынке;

3) реакция совокупных расходов (особенно инвестиционных) на динамику процентной ставки;

4) изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).

Между изменением предложения денег и реакцией совокупного предложения есть еще две промежуточные ступени, прохождение через которые существенно влияет на конечный результат.

Изменении рыночной процентной ставки происходит путем изменения структуры портфеля активов экономических агентов после того, как в результате, скажем, расширительной денежной политики центрального банка на руках у них оказалось больше денег, чем им необходимо. Следствием, как известно, станет покупка других видов активов, удешевление кредита, т.е. в итоге – снижение процентной ставки (рис. 23.5 а), когда кривая предложения денег сдвинется вправо из положения Ls1 положение Ls2.

Рис. 23.5. Передаточный механизм денежно-кредитной политики

Однако реакция денежного рынка зависит от характера спроса на деньги, т.е. от крутизны кривой LD. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению процентной ставки, то результатом увеличения денежной массы станет незначительное изменение ставки. И наоборот, если спрос на деньги слабо реагирует на процентную ставку (крутая кривая LD), то увеличение предложения денег приведет к существенному падению ставки (рис. 23.5,б, в).

Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежно-кредитной политики. Например, незначительные изменения процентной ставки на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежно-кредитной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько с процентной ставкой на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

Денежно-кредитная политика имеет значительный внешний лаг (время от принятия решения до его результата), так каквлияние ее на размер ВВП в значительной степени связано через колебания процентной ставки с уменьшением инвестиционной активности в экономике, что является достаточно длительным процессом. Это также осложняет ее проведение, ибо запаздывание результата может даже ухудшить ситуацию. Скажем, антициклическое расширение денежной массы (и снижение процентной ставки) для предотвращения спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме и вызовет нежелательные инфляционные процессы.

Углубить представление о денежно-кредитной политике можно с помощью модели совокупного спроса — совокупного предложения (модели AD—AS). Денежно-кредитная политика, подобно фискальной (см. гл. 27), ограничивается факторами, заключенными в кривой предложения. Другими словами, причинно-следственная связь, представленная на рис. 23.6, исходит из того, что денежно-кредитная политика воздействует прежде всего на инвестиционные расходы и тем самым на реальный объем производства и уровень цен. Модель AD—AS, и в частности кривая совокупного предложения, объясняет, как изменения в инвестициях распределяются между изменениями в реальном объеме производства и изменениями в уровне цен.

Рис. 23.6. Денежно-кредитная политика и модель AD—AS

Рассмотрим рис. 23.6. Определяя положение данной кривой совокупного спроса, предполагаем, что денежное предложение фиксировано. Расширение денежного предложения смещает кривую совокупного спроса вправо. Большое денежное предложение позволяет экономике достигнуть большого реального объема производства при любом данном уровне цен. Сокращение денежного предложения, наоборот, сдвигает кривую совокупного спроса влево.

Таким образом, можно заметить, что, если экономика находится в состоянии спада и характеризуется почти горизонтальным кейнсианским отрезком кривой совокупного спроса, политика «дешевых денег» сместит кривую совокупного спроса из положения AD1 в положение AD2 и сильно повлияет на реальный объем производства и занятость. Однако оно вызовет существенное повышение уровня цен. На рис. 23.6 это показано смещением совокупного спроса из положения AD3 в положение AD1 на классическом, или вертикальном, отрезке кривой совокупного предложения. Само собой разумеется, что политика «дешевых денег» явно неуместна, когда экономика достигла или близка к состоянию полной занятости. Рисунок 23.6 указывает причину: она привела бы к высокой инфляции.

В целом денежно-кредитная политика сталкивается с рядом ограничений и проблем:

1) избыточные резервы, появляющиеся в результате политики «дешевых денег», могут не использоваться банками для расширения предложения денежных ресурсов;

2) вызванное денежно-кредитной политикой изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег;

3) воздействие денежно-кредитной политики ослабится, если кривая спроса на деньги станет пологой, а кривая спроса на инвестиции — крутой; к тому же кривая спроса на инвестиции может сместиться, нейтрализовав денежно-кредитную политику.

В результате руководящие органы банковской системы сталкиваются с дилеммой в области денежно-кредитной политики: они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно. В период после Второй мировой войны направление денежно-кредитной политики переместилось со стабилизации процентных ставок на контроль за денежным предложением, а затем денежно-кредитная политика стала более прагматической.

Наши рекомендации