Прозрачность в денежно-кредитной политике.

Прозрачность трактуется как среда, в которой цели политики, ее правовые, институциональные и экономические рамки, решения в сфере политики и их обоснование, данные и информация, связанные с денежно-кредитной политикой, а также условия подотчетности агентств предоставляются общественности на основе принципов понятности, доступности и своевременности.

Международный валютный фонд, работая совместно с банком международных расчетов, а также на основе консультаций с представительной группой центральных банков, финансовых агентств, других соответствующих международных и региональных организаций и отдельных экспертов из научных кругов, разработал «кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике».

В нем закрепляется целесообразная практика обеспечения прозрачности, которой следует придерживаться центральным банкам в проведении денежно-кредитной политики и центральным банкам и другим финансовым агентствам в проведении финансовой политики.

Охватываемая кодексом практика обеспечения прозрачности раскрывает: 1) ясность функций, обязанностей и задач центральных банков; 2) процедуры принятия и доведения до сведения общественности решений центральных банков о проводимой денежно-кредитной политике; 3) доступность для общественности информации о денежно-кредитной политике; 4) подотчетность и гарантии добросовестности центральных банков.

Кодекс обязывает четко определить в соответствующем законодательстве или нормативно-правовом акте, в том числе в законе о центральном банке, конечную цель (цели) и организационно-правовые основы денежно-кредитной политики.

Прозрачность предполагает также открытость процесса выработки и принятия решений по вопросам денежно-кредитной политики и предоставление информации об этих решениях.

Во-первых, общественности следует раскрывать и объяснять основы, инструменты и любые целевые ориентиры, используемые для достижения целей денежно-кредитной политики.

Во-вторых, общественности должна раскрываться информация о составе, структуре и функциях постоянного органа, отвечающего за разработку денежно-кредитной политики, если такой существует. Он проводит совещания по оценке базовых изменений в экономике, мониторингу процесса достижения поставленной им цели (целей) денежно-кредитной политики и выработке политики на предстоящий период.

В-третьих, общественности следует своевременно сообщать об изменениях в параметрах инструментов денежно-кредитной политики (за исключением мер «тонкой настройки») и разъяснять их.

В-четвертых, центральному банку следует делать периодические публичные заявления о ходе достижения цели (целей) денежно-кредитной политики, а также о перспективах достижения этой цели (целей). Механизм оглашения таких заявлений может варьироваться в зависимости от основ денежно-кредитной политики, в том числе режима валютного курса.

Прозрачность предполагает, кроме того, доведение до сведения общественности отчета центрального банка о развитии макроэкономической ситуации и о том, как она может отразиться на достижении цели (целей) денежно-кредитной политики.

Прозрачность денежно-кредитной политики предполагает подотчетность и гарантии добросовестности центрального банка. Сюда относят:

предоставление уполномоченным государственным органам отчета должностных лиц центрального банка о проведении денежно-кредитной политики, разъяснения цели (целей) политики своей организации, описания своей работы по достижению этой цели (целей) и, если целесообразно, обмена мнениями о положении в экономике и состоянии финансовой системы;

открытость для общественности проверенной независимыми аудиторами финансовой отчетности центрального банка о своей деятельности;

раскрытие на ежегодной основе информации о расходах и доходах, связанных с деятельностью центрального банка;

информирование общественности о стандартах, регулирующих личные финансовые дела должностных лиц и сотрудников центрального банка, и правилах, нацеленных на предотвращение использования конфликтов интересов в неправомерных целях, в том числе об общей фидуциарной ответственности.

Наши рекомендации