Контрольная работа № 2. «Маржинализм. Общий равновесный анализ»
1. Проанализируйте нижеперечисленные проблемы и выделите ту, которая занимает центральное место в экономической теории австрийской школы:
1) распределение общественного богатства
2) потребительские оценки ценности благ
3) создание стоимости и ее распределение между участниками производства
4) создание стоимости и формирование цен
2. Что из перечисленного позволило разрешить парадокс Смита?
1) разграничение полезности и стоимости
2) формулирование закона убывающей предельной полезности
3) разграничение совокупной и предельной полезности
4) разграничение предельной полезности и стоимости
3. Что представители маржинализма выбрали в качестве исходного простейшего явления экономической жизни?
1) отношение человека и вещи
2) отношения между людьми в процессе производства благ
3) товар с его свойствами
4) ценность производительных благ
4.В чем видят маржиналисты цель производства и обмена?
1) в лучшем удовлетворении потребностей их участников
2) в получении максимальных прибылей
3) товар с его свойствами
4) ценность производительных благ
5.Выделите положение, которое характеризует позицию австрийской школы по вопросу ценности (стоимости) средств производства (производительных благ):
1) стоимость средств производства слагается из доходов
2) стоимость средств производства определяется затратами труда на их производство
3) стоимость средств производства определяется стоимостью тех потребительских благ, которые создаются из этих средств производства
4) стоимость средств производства определяется затратами труда, капитала и земли
6.Укажите положение, которое характеризует вклад австрийской школы в учение о ценности товара:
1) ценность зависит от затрат труда
2) ценность зависит от затрат труда и капитала
3) ценность складывается из издержек
4) ценность складывается из доходов
5) ценность зависит от полезности вещи
7. Выделите наиболее важную методологическую черту теории предельной полезности:
1) переход от больших величин к средним
2) перемещение центра тяжести с издержек на конечные результаты
3) исходным моментом экономической теории являются объективные факторы и силы
4) развитие потребностей зависит от развития экономики
8. Какое из приведенных положений определяется законом убывающей предельной полезности?
1) по мере роста объема производства издержки на единицу убывающей предельной полезности
2) кривая спроса на определенный продукт имеет нисходящий вид
3) рост предельной полезности сдвигает кривую спроса вправо
4) при убывании предельной полезности начинает действовать эффект дохода
9. Какая из приведенных характеристик (по К.Менгеру) соответствует неэкономическим благам?
1) если недоступное распоряжению количество данных благ меньше надобности в них
2) если доступное распоряжению количество данных благ больше надобности в них
3) если доступное распоряжению количество данных благ соответствует надобности в них
10. Что представляет собой модель общего экономического равновесия?
1) систему рынков, позволяющую максимизировать прибыли
2) систему цен, при которой спрос больше предложения
3) систему цен, при которой спрос равен предложению
4) систему цен, при которой спрос меньше предложения
11. Как определяется ценность товара в системе общего экономического равновесия?
1) в точке равновесия между предельной общественной полезностью данного количества товара и его предельными издержками
2) в точке равновесия между совокупной общественной полезностью данного количества товара и его совокупными издержками
3) в точке равновесия между предельной общественной полезностью данного количества товара и его совокупными издержками
4) в точке равновесия между совокупной общественной полезностью данного количества товара и его предельными издержками
12. В чем заключается отличие модели общего экономического равновесия Л.Вальраса и от закона рынков Сэя?
1) она носит статичный характер
2) она носит динамичный характер
3) в модели рассматриваются деньги и ценные бумаги
4) в модели рассматриваются реальные товары
5) в модели фигурируют совокупные спрос и предложение товаров.
13. Какой механизм (по Л.Вальрасу) регулирует равновесие в экономике?
1) изменение спроса и предложения
2) изменение структуры равновесных цен
3) изменение предельной общественной полезности товаров
4) изменение предельных общественных издержек производства товаров
14. Какая современная теория основана на теории общего экономического равновесия Л.Вальраса?
1) теории предельной полезности
2) теории конвергенции
3) теории государственного регулирования экономики
4) теории потребительского выбора
5) теории “общества благосостояния”
15. Какой из методов исследования экономики использует У. Джевонс при рассмотрении теории обмена?
1) исторический метод
2) статистический метод
3) метод дедукции
4) метод “робинзонады”
5) метод анализа и синтеза
16. Как трактует У.Джевонс понятие “капитал”?
1) запас потребительских благ
2) результат воздержания
3) запас богатства
4) финансовые средства, используемые для создания стоимости
17. Какое из приведенных положений У.Джевонса вошло в современный курс микроэкономики?
1) условием потребительского равновесия является пропорциональность предельных полезностей относительным ценам
2) условием потребительского равновесия является пропорциональность относительных цен предельным полезностям
3) условием потребительского равновесия является пропорциональность предельных полезностей предельным издержкам
4) условием потребительского равновесия является пропорциональность предельных издержек предельным полезностям
18. Как трактует У.Джевонс понятие “труд”?
1) целенаправленная деятельность человека
2) полезность со знаком “минус”
3) полезность со знаком “плюс”
4) положительный эффект от тягот создания продукта
Основной формой текущего контроля является оценка участия студентов в работе на аудиторных занятиях. Навыки письменного изложения и презентации проявляются при подготовке контрольной работы, устных выступлений, дискуссий, позволяющих выразить свою позицию по вопросу и обосновать ее.
Оценка по курсу является накопительной. Зачетная сумма баллов для допуска к экзамену - не менее 55 баллов. Она складывается из суммы оценок каждого студента на всех видах занятий и итогового тестирования.
В ходе лекции целесообразно вести записи (краткий конспект) лекций по типовой форме, в которой необходимо выделять темы и разделы, подчеркивать термины, ключевые слова и основные моменты.
Посещение и работа на лекции – 0,5 – 2 балла за 2 академических часа.
Работа на практических занятиях оценивается в зависимости от формы занятия и активности студента.
Доклад по теме рассчитан на 10-15 минут и должен содержать критическую оценку проблемы. Целесообразно составить краткий план ответа, выделяя наиболее важные моменты. После каждого доклада следуют вопросы докладчику и дискуссия. Докладчик выступает как модератор дискуссии и готовит вопросы для обсуждения. Критерии оценки доклада: полнота и точность, логика изложения и аргументация, использование специальной терминологии, дополнительных источников; соответствие стиля и грамматики изложения нормам устной русской речи. Дополнительно оценивается умения докладчика модерировать дискуссию; участвовать в обсуждениях, в том числе — умения аргументировать собственную позицию.
Максимальная оценка доклада с видеопрезентацией – 15 баллов.
Участие в дискуссиях, фокус-группах и др. формах интерактивных занятий.
Эти формы предполагают значительную предварительную самостоятельную работу и презентационные навыки. Оценка по степени профессионализма и освоения материала, наличию презентационных навыков. Максимальная оценка – 10 баллов.
В творческой письменной работе должны быть четко структурирована информация, использованы основные категории анализа и критики, должны быть выделены причинно следственные связи, иллюстрированы понятия соответствующими примерами, аргументированы выводы. Одна из главных целей – овладение научным стилем речи. Работа должна быть основана на учебной и научной литературе. Критерии оценки: уровень собранной информации, подача материала, аргументация оценок и выводов, критический подход к материалу, владение культурой письменной речи. Максимальная оценка - 10 баллов.
Тестовые задания могут быть использованы как форма текущего и итогового контроля.
Критерии оценки: не менее 60 % верных ответов.
Итоговый контроль: зачёт