В экономике здравоохранения цены выполняют учетную, распределительную и стимулирующую функции
КАТЕГОРИЯ СТОИМОСТИ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
В ЗДРАВООХРАНЕНИИ.
Понятия о затратах, себестоимости и стоимости медицинских услуг.
В рыночной экономике важнейшей проблемой является ценоообразование, так как от ее рационального решения зависят реальные доходы, а следовательно, и возможности медицинских учреждений. Ценообразование связано с финансированием, которое обеспечивает производителям медицинских услуг и товаров медицинского назначения возможность продавать товары и услуги по соответствующим ценам. Возможность нормального рыночного ценообразования в здравоохранении определяется соотношением стоимости товаров и услуг и возможностями финансирования их оплаты из различных источников, разрешенных законом.
В политэкономии стоимость определяется как количество общественно необходимого труда, затраченного на производство товара (услуги ) и овеществленного в этом товаре. В обыденной жизни стоимость рассматривается часто, как денежное выражение ценности вещи – ее цена. Стоить – иметь ту или иную цену, стоимость.
В соответствии с трудовой теорией стоимости основой стоимости товара является труд, а величина стоимости определяется теми затратами труда, которое общество при данных условиях признает необходимыми.
Слайд
Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм, который чрезвычайно важен для управления экономикой. Цена есть денежное выражение стоимости предмета, объекта, товара (услуги), то есть количество денежных единиц, характеризующих стоимость. Для покупателя цена – это количество денег, которые получает продавец и, которые приходится платить за вещь ( услугу).
Слайд
Так как здравоохранению России предстоит функционировать в рыночной экономике, необходимо рассмотреть основы механизма рыночного ценообразования применительно к возможности его использования в здравоохранении.
В принципе существует «полезностный» и «затратный» подходы к определению цены, которые в определенной степени и используются в рыночных отношениях.
В условиях экономики свободного рынка продавец товара стремится продать побольше и подороже, а покупатель желает купить товар в соответствии со своими денежными возможностями и подешевле. Взаимоприемлемая цена, которую обычно называют равновесной, уравновешивает спрос и предложение. Равновесная рыночная цена устанавливается не сразу, а после ряда проб со стороны продавца и покупателя. Равновесные цены динамичны, они меняются во времени и соответствуют конкретной ситуации.
Слайд
Рыночный механизм ценообразования не отрицает предварительного расчета цен на основе моделей ценообразования, Для производителей продукции, товаров и услуг (к которым относятся и учреждения здравоохранения) предварительная расчетная ценовая прикидка необходима, чтобы не «прогореть» в процессе реализации. Кроме того, неизбежное государственное регулирующее воздействие на цены также должно опираться на использование моделей ценообразования. Сказанное вполне можно отнести к здравоохранению, для которого государство остается, в соответствии с источниками реального финансирования, основным «покупателем» товаров и услуг.
Слайд
Наиболее распространено в практике ценообразования определение цены по затратам производителя (издержкам). Используется эта модель ценообразования и в здравоохранении современной России.
Формула расчета цен по этой модели имеет следующий вид:
Ц = С + П + Н,
Где С – себестоимость продукции ( товаров, услуг);
П – нормативная или расчетная прибыль;
Н – надбавки ( скидки) к цене.
Слайд
В себестоимость обычно включают различные виды затрат. В сложившейся экономической практике принято сводить затраты к двум обобщающим позициям : материальные затраты и зарплата с начислениями на социальное страхование и накладными расходами ( командировками, оплатой труда вспомогательного персонала, расходами по содержанию и оснащению помещений и др.). Состав затрат, включаемых в себестоимость и относимых к прибыли, устанавливается правительством в нормативных документах. Это необходимо в частности, для функционирования налоговой системы.
Слайд
Когда цена прогнозируется (до акта продажи) прибыль еще неизвестна, так как товар не реализован. Поэтому для определения нормативно- расчетной прибыли используется такая категория, как рентабельность, или относительная прибыль.
При расчете цен чаще пользуются величиной рентабельности в виде отношения прибыли к себестоимости:
Р = П/С,
Где Р – рентабельность, П - прибыль, С - себестоимость.
В отечественной экономике принято выражать рентабельность в процентах:
Р = П/С х 100 %
Слайд
Уровень рентабельности:
10% - считается приемлемым,
20 % - удовлетворительным,
30% - высоким.
Прибыль выше 30% считается сверхприбылью, она, обычно, либо облагается высокими налогами, ибо изымается в бюджет.
Слайд
В экономике здравоохранения цены выполняют учетную, распределительную и стимулирующую функции.
В условиях развитого рынка действуют определенные принципы ценообразования:
- цена должна отражать необходимые затраты труда на производство товаров и услуг, их потребительские свойства и качества;
- цена должна обеспечивать компенсацию затрат и получение прибыли нормально работающему товаропроизводителю;
- цена должна стимулировать улучшение качества продукции, товаров и услуг.
-
Слайд
Принципы ценообразования вполне соответствуют функциям цен.