Теория спроса, преложения и эластичности

Спрос и его изменение. Закон спроса.

Спрос- потребность на которую есть деньги. Но и спрос, и потребность количественно трудно выразить. Чтобы понять, как функционируют рынки необходимо оперировать более точными определителями. Первый из них - объем величина спроса.

Объем спроса (QD)это количество товаров и услуг, которые одно лицо или группа лиц в состоянии купить в единицу времени при данных условиях. Важнейшим фактором, определяющим объем спроса, является цена (P). Зависимость QD от P называется функцией спроса теория спроса, преложения и эластичности - student2.ru . Её можно представить графически кривой спроса. (рис. 2.1)

P

теория спроса, преложения и эластичности - student2.ru

D1

D

D2

QD

Рис.2.1.

Закон спроса: если цена повышается, то при прочих равных условиях объем величина спроса уменьшается, и наоборот.

Закон спроса объясняется эффектом дохода и эффектом замещения. Эффект дохода: снижение цены увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем раньше, не отказывая в приобретении других товаров.

Эффект замещения: при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять более дорогие продукты более дешевыми.

Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителей возникают способность и желание покупать больше продукта по более низкой цене, чем по высокой.

Помимо цены на QD действуют и неценовые факторы:

а) средний доход потребителя;

б) наличие на рынке товаров заменителей и их цены;

в) вкусы и предпочтения покупателей;

г) накопленное имущество;

д) ожидания покупателями оптимальных цен и доходов.

Под воздействием этих факторов QD увеличивается или уменьшается, что на графике отображается сдвигом кривой D соответственно в положение D1 или D2.

Предложение и его изменение. Закон предложения.

Объем (величина) предложения QS – это количество товара, которое производитель желает и способен предложить к продаже по каждой конкретной (P) цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.

теория спроса, преложения и эластичности - student2.ru P S2

S

S1

QS

Рис.2.2.

Между P и QS существует прямая положительная зависимость. Эта зависимость – функция предложения теория спроса, преложения и эластичности - student2.ru , графически ее можно представить кривой предложения (рис. 2.2).

Помимо цены на предложение влияют и не ценовые факторы:

а) Цены на ресурсы;

б) Технологии производства;

в) Налоги и дотации;

г) Цены на другие товары;

д) Ожидания продавцов относительно изменения цен;

е) число продавцов на рынке;

Смещение кривой S вправо в положение S1 означает увеличение предложения, смещение влево в положение S2 - уменьшение предложения.

Рыночное равновесие.

Описанные кривые спроса и предложения, но только взятые вместе позволяют определить, как цену, так и количество проданного на рынке товара. Совместим на новом графики кривые спроса и предложения (рис. 2.3) Площадь между осями цены и количества, на которой расположены кривые спроса и предложения, представляет собой все рыночное пространство.

теория спроса, преложения и эластичности - student2.ru

 
 
II

теория спроса, преложения и эластичности - student2.ru

                               
    теория спроса, преложения и эластичности - student2.ru
     
I
 
 
    теория спроса, преложения и эластичности - student2.ru   теория спроса, преложения и эластичности - student2.ru
  теория спроса, преложения и эластичности - student2.ru
 
     
D
 
   
III
   
S
 
 

Рис.2.3.

Кривые делят его на четыре различные зоны. Каждая точка на кривой спроса показывает ту максимальную цену, которую покупатель согласен заплатить за данное количество товара. Таким образом, линия DD делит всё рыночное пространство на две части, задавая потолок цен спроса. Точки кривой предложения отражают минимальные цены, по которым производители согласны продать данное количество товара. Кривая SS делит рыночное пространство так же на две части и задает нижнюю границу цен предложения.

Четыре зоны, на которые рыночное пространство оказалось раздельным кривыми спроса и предложения, можно описать следующим образом:

I.мертвая зона данного рынка, в пределах которой интересы, как покупателя, так и продавца отсутствуют;

II.зона возможных продаж, но невозможных покупок, здесь на лицо только интерес продавца;

III.зона возможных покупок, но невозможных продаж: в таких ценах на данные количества товара заинтересован лишь покупатель.

IV.Зона возможных покупок и продаж данного товара.

Рыночное равновесие находится в точке Е, которой соответствует равновесная цена Ре и равновесный объем покупок и продаж Qe. Интересы покупателей и продавцов в точке Е совпадают.

Наши рекомендации