Интеграция в Латинской Америке
Экономическая интеграция латиноамериканских стран имеет свою специфику. Для Латинской Америки на первом этапе (70-е гг.) было характерным создание многочисленных экономических группировок с целью либерализации внешней торговли и защиты внутрирегионального рынка посредством таможенного барьера. Многие из них формально существуют и сейчас.
К середине 90-х гг. интеграционные процессы усилились. В результате заключенного в 1991 г. и вступившего в силу с 1 января 1995 г. торгового пакта между Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем (МЕРКОСУР), образовался новый крупный региональный торгово-экономический блок, в котором около 90% взаимной торговли освобождается от любых тарифных барьеров и устанавливается единый таможенный тариф в отношении третьих стран. Здесь сосредоточено 45% населения Латинской Америки (более 200 млн. человек), свыше 50% совокупного ВВП.
МЕРКОСУР имеет определенную систему управления и координации интеграционными процессами. В нее входит Совет общего рынка в составе министров иностранных дел, Группа общего рынка — исполнительный орган и подчиняющиеся ему 10 технических комиссий. Деятельность МЕРКОСУР способствует стабилизации экономического развития входящих в него стран, в частности, сдерживанию инфляции и спада производства. Вместе с тем имеются и нерешенные проблемы: валютное регулирование, унификация налогообложения, трудового законодательства.
Стремление стран Центральной Америки (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор) к экономическому взаимодействию получило правовое выражение в заключенном между ними еще в 60-е гг. договоре, который предусматривал создание зоны свободной торговли, а затем Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР). Однако сложившаяся в дальнейшем экономическая и политическая ситуация в этом регионе значительно затормозила процесс интеграционного взаимодействия.
С середины 90-х гг. на базе ЦАОР, деятельность которого к тому времени значительно ослабла, создается с помощью Мексики зона свободной торговли. В результате внутрирегиональный товарооборот значительно возрос. Для интеграционных процессов, происходящих в Латинской Америке, характерно, что ряд стран одновременно входят в различные экономические объединения. Так, страны, входящие в МЕРКОСУР, одновременно с другими государствами (всего 11 государств) являются членами крупнейшего интеграционного объединения Латинской Америки — Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ), в рамках которой в свою очередь функционирует с 1969 г. Андская субрегиональная группировка, включающая Боливию, Колумбию, Перу, Чили, Эквадор, Венесуэлу. Боливия и Чили в то же время имеют статус ассоциированных членов блока МЕРКОСУР.
Достаточно развитой интеграционной группировкой Латинской Америки является КАРИКОМ, или Карибское сообщество, объединяющее 15 англоязычных стран бассейна Карибского моря. Цель этой группировки — создание Карибского общего рынка.
В рамках всех интеграционных группировок Латинской Америки приняты программы либерализации внешней торговли; разработаны механизмы промышленного и финансового сотрудничества, определены методы регулирования отношений с иностранными инвесторами и система защиты интересов наименее развитых стран.
Механизм интеграции: пример ЕС
Западноевропейская интеграция с самого начала была процессом, идущим как снизу (на уровне фирм), так и сверху (на межгосударственном, наднациональном уровне).
Система управления ЕС
К настоящему времени произошло своеобразное разделение межгосударственных властей ЕС на законодательную, исполнительную и судебную власти.
Законодательным и представительным органом ЕС является Европейский парламент в количестве 626 депутатов, избираемых прямым тайным голосованием граждан во всех государствах — членах ЕС сроком на 5 лет. Парламент наделен большими полномочиями: он утверждает бюджет, контролирует деятельность Комиссии ЕС и может потребовать отставки всех ее членов путем вынесения вотума недоверия.
Система исполнительных органов включает: Европейский Совет (Евросовет), Совет министров и Европейскую комиссию (до провозглашения Евросоюза в 1994 г. — Комиссия Европейских сообществ, КЕС).
Европейский совет (Евросовет) имеет статус форума политического сотрудничества стран — членов ЕС. В его состав входят главы государств и правительств стран — членов ЕС, министры иностранных дел, председатель Комиссии ЕС. Он собирается для обсуждения широкого круга политических вопросов; решения принимаются на основе консенсуса.
Совет министров, или Совет Европейского союза, состоящий из министров государств-членов, обеспечивает участие входящих в ЕС государств в принятии решений по реализации единой политики Евросоюза. Голоса различных стран в Совете взвешены по их экономической мощи, и решения принимаются квалифицированным большинством. Германия, Франция, Италия и Великобритания располагают десятью голосами каждая, Испания — восемью, Бельгия, Греция, Нидерланды и Португалия имеют по пять голосов, Австрия и Швеция — по четыре, Дания, Финляндия и Ирландия — по три, Люксембург — два голоса.
Комиссия Европейского союза (Комиссия, КЕС) — исполнительный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. Сфера ее деятельности весьма обширна и разнообразна. Так, Комиссия осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, деятельностью аграрного рынка, налоговой политикой и т.д. Она выполняет еще целый ряд функций, в том числе финансирование из находящихся в ее распоряжении фондов (социального, регионального, аграрного). Комиссия самостоятельно ведет переговоры с третьими странами, ей принадлежит право распоряжаться общим бюджетом. Одним из важнейших направлений ее деятельности является приведение в соответствие национальных законодательств, стандартов и норм.
Комиссия состоит из 20 членов и председателя, назначаемых с согласия правительств стран-участниц и с одобрения Европейского парламента. Решения принимаются простым большинством голосов. Члены Комиссии независимы от своих правительств, контролируются Европарламентом. Срок пребывания в Комиссии — 5 лет. Аппарат Комиссии состоит из нескольких тысяч человек.
Суд Европейского союза — высший судебный орган. Он осуществляет контроль за выполнением договоров в соответствии с правовыми нормами, а также разрешает споры между государствами — членами ЕС, между государствами и органами ЕС, между физическими лицами и фирмами, с одной стороны, и органами ЕС — с другой.
Помимо перечисленных существуют другие властные и консультативные органы, а также различные вспомогательные учреждения — разного рода комитеты, комиссии, подкомиссии, фонды финансового регулирования.
Правовая основа ЕС
Высшее место в иерархии права ЕС занимают межгосударственные соглашения о создании и расширении ЕС. Это прежде всего:
• Римский договор (1957 г.) о создании Общего рынка, или ЕЭС, подписанный Италией, Францией, ФРГ и странами Бенилюкса и вступивший в силу с 1958 г.;
• Единый европейский акт (ЕЕА, 1987г.);
• Маастрихтские соглашения (1991-1992гг.);
• Амстердамский договор (1997 г.).
Существует целый ряд других соглашений, затрагивающих функционирование Союза. Они подлежат единообразному толкованию и применению для всех стран — членов ЕС и подпадают под юрисдикцию Суда ЕС. Это первичное законодательство образует нечто вроде конституции ЕС.
Вторичное законодательство представлено регламентами, директивами, решениями, рекомендациями и мнениями.
Регламенты по своему статусу главенствуют над национальными законами стран — членов ЕС и приобретают на их территории силу закона.
Директивы — законодательные акты, содержащие общие положения, которые конкретизируются в специальных постановлениях стран — членов ЕС.
Решения имеют сугубо индивидуальных адресатов и формально не обладают обязательной силой, хотя и имеют определенное юридическое значение.
Рекомендации и мнения не являются обязательными к исполнению.
В процессе западноевропейской экономической интеграции право играет активную роль, противодействуя центробежным тенденциям. В рамках ЕС сформировано единое правовое пространство. Право ЕС стало неотъемлемой частью национального права его участников. Обладая прямым действием на территории стран — членов ЕС, оно в то же время автономно, самостоятельно и не только не подчиняется национальным властям, но и обладает преимущественной силой в случаях коллизии с национальным правом.
В области внешнеторговой, аграрной политики, торгового и гражданского права (свобода конкуренции), налогового права (сближение систем налогов на прибыль, установление уровня налога с оборота и прямые взносы в бюджет ЕС) законодательные акты Европейского союза заменяют национальные законы.
Однако на нынешнем этапе в области внешнеэкономической политики национальные правительства имеют возможность:
• вводить импортные квоты по товарам из третьих стран;
• заключать договоры о «добровольных ограничениях экспорта», и прежде всего с теми странами, где очень низкие цены на продукцию текстильной и электронной промышленности (например, Япония, Южная Корея);
• сохранять особые торговые отношения с бывшими колониями.
Комиссия ЕС всегда действует в интересах защиты единого рынка. Не допускаются какие-либо национальные нормативные акты, противоречащие праву ЕС. И еще одна особенность — субъектами системы права являются не только государства — члены ЕС, но и их граждане.
Финансы и бюджет ЕС
Европейский союз располагает собственными финансовыми средствами, т.е. не зависит от бюджетов входящих в него стран. Размер бюджета ЕС определяется Советом и Парламентом ЕС и утверждается последним.
Важную роль в финансовой деятельности играет Счетная палата, 15 членов которой назначаются Советом ЕС. Палата осуществляет общее финансовое управление, контроль над расходами фондов и финансовых институтов ЕС. Европейский инвестиционный банк, являясь автономной организацией, финансирует капиталовложения ЕС на региональные программы, развитие энергетики, инфраструктуры путем долгосрочных кредитов и гарантий.
Доходная часть бюджета ЕС формируется за счет как собственных финансовых источников (отчисления от налога на добавленную стоимость в размере 1,4%, таможенные пошлины, налоги на импорт сельскохозяйственной продукции из третьих стран и прочие средства), так и отчислений от ВВП всех входящих в ЕС государств в размере 1,2-1,3% в зависимости от их доли в валовом продукте ЕС.
Что касается расходов бюджета, то они в последние годы распределялись примерно следующим образом, %:
Аграрная политика | |
Администрация | |
Региональная политика | |
Погашения и резерв | |
Социальная политика | |
Сотрудничество в целях развития | |
Исследования, энергетика, промышленность |
С 1 января 1999 г., когда евро приобрела статус официальной денежной единицы 11 стран, была проведена твердая фиксация курсов национальных валют к единой европейской денежной единице. Внедрение единой валюты (пока еще в безналичный финансовый оборот) имеет большое значение с точки зрения осуществления валютно-финансовой политики ЕС: ликвидации различий в организации кредита, расчетов, курсовой политики; задержки платежей; несопоставимости налогов; избежания валютных рисков, установления единой бюджетной дисциплины; успешной борьбы с инфляцией. Единая валюта способна гораздо успешнее противостоять доллару и иене, чем существовавшая «валютная змея». Проведение единой валютной и финансовой политики осуществляется ЭВС посредством двухуровневой системы банков:
Европейского Центрального банка (ЕЦБ) и системы центральных банков стран-членов. Предполагается, что с 1 января 2002 г. евро станет обращаться и в наличной форме.
Все финансы ЕС с 1 января 1999 г. выражаются в евро. На нее переведена бухгалтерия Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) и других финансовых институтов Евросоюза.
Переход на евро для бюджета и финансовых институтов ЕС не является сложным, так как они ранее работали на основе эквивалентного евро ЭКЮ.
Что касается внутренних финансовых операций стран — участниц валютного союза, то до 31 декабря 2001 г. их можно вести в национальных валютах, одновременно публикуя основные финансовые показатели в евро.
На основе евро будет происходить становление в ЕС единого рынка банковских услуг.