Тема 12. «Провалы» рынка. Роль государства
Исследование рынка показывает, что рыночные отношения обеспечивают эффективное распределение ресурсов, использование достижений науки, постоянный рост качества товаров и услуг и т.д. Вместе с тем опыт свидетельствует о невозможности с помощью только этих отношений выявить и реализовать потребности общества во многих благах и услугах. И объясняется это тем, что рынок в силу органически присущих ему экономических свойств неэффективен в ряде отраслей экономики.
Внешние (побочные) эффекты. Внешние (побочные) эффекты – это издержки или выгоды, которые выпадают на долю третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке. Загрязнение окружающей среды в связи со строительством железной дороги является отрицательным внешним эффектом. Пример положительного внешнего эффекта: строительство оросительной системы одним фермером улучшает качество земель других фермеров без дополнительных инвестиций. Регулирование внешних для рынка эффектов берет на себя государство.
В экономической литературе, в зависимости от функционального назначения в рыночной экономике, выделяют частные (индивидуальные) и общественные (коллективные) товары и услуги.
К частным относятся товары и услуги, которые предоставляются потребителям с учетом индивидуального спроса. Им присущи определенные экономические признаки. Отметим наиболее важные из них:
· делимость;
· реализация по рыночным ценам;
· польза (выгода) от их использования принадлежит потребителю;
· обладают «принципом исключения»: потребители, которые не имеют возможности приобретать товары и услуги по рыночной цене, исключаются из числа пользователей.
В рыночной экономике к частным относятся продовольственные, промышленные товары, а также многие виды услуг (деловые, информационные, туристические и др.).
Общественные блага и услуги не являются однородной совокупностью. Их можно подразделить на:
· чисто общественные блага и услуги;
· частично общественные блага и услуги.
К первой группе относятся блага и услуги, которые создаются и реализуются на основе общественных потребностей, независимо от индивидуального спроса каждого из членов общества (дороги, мосты, коммуникации, услуги государственной администрации и т.д.). Вторая группа включает блага и услуги, производство и потребление которых определяется как индивидуальным способом потребителей, так и потребностями общества в целом. Это услуги образования, здравоохранения, социального обеспечения и др.
Чисто общественным благам и услугам присущи следующие экономические свойства:
· их потребление не приводит к уменьшению объема потребления других благ и услуг;
· не обладают принципом «исключения»;
· поступая группе населения, они не требуют затрат сверх тех, что были бы необходимы для одного потребителя;
· индивидуальный спрос на такие блага и услуги выражает одновременно совокупный спрос.
Все это способствует возникновению экономической ситуации, при которой потребители имеют возможность избежать денежной компенсации расходов по созданию и использованию этих благ и услуг.
Экономическая природа чисто общественных благ и услуг определяет специфику их спроса и предложения. В отличие от частных, они поступают потребителям в равном количестве, но при различной предельной оценке данного объема.
Экономическая сущность чисто общественных благ и услуг предполагает равный уровень потребления всех членов общества, но при различной предельной его оценке. Напротив, при реализации частных благ и услуг клиенты при одинаковой цене имеют различный уровень их потребления. В современной экономике производство и реализация чисто общественных благ и услуг возлагается на государство.
Частично общественные блага и услуги характеризуются следующими признаками:
· обладают «принципом исключения»;
· польза (выгода) от их потребления принадлежит не только отдельным потребителям, но и обществу в целом.
Производство и потребление частично общественных благ и услуг вполне может вестись на основе рыночных методов хозяйствования. Однако, поскольку они затрагивают интересы не только отдельных потребителей, но и общества в целом, то рынок не в состоянии создать их в том количестве, которое необходимо для обеспечения развития экономики в целом.
Выгода от производства и потребления общественных благ и услуг с позиций общества проявляется через повышение образовательного, научного, духовного потенциала общества, укрепления здоровья, что позитивно влияет на развитие экономики в целом.
На практике значительная часть общественных благ и услуг предоставляется потребителям за счет средств государства и собственных средств потребителей.
В то же время надо учесть, что не всегда удается достаточно точно определить границы эффективного использования рыночных отношений. Мировой опыт показывает, что часть частных благ и услуг удовлетворяется посредством государства (электроэнергия, газо- водоснабжение и др.), а часть общественных благ и услуг (образование, здравоохранение, физическая культура и спорт) создается на основе использования рыночных отношений.
Тема 13. Введение в макроэкономику.
Общественное воспроизводство
Макроэкономика является важнейшим составным разделом экономической теории, в котором исследуется функционирование национальной экономики как единого целого. На это указывает приставка «макро» (большой), которая обращает внимание на то, что данный раздел экономической теории посвящен анализу крупномасштабных народнохозяйственных проблем. Основным предметом изучения в макроэкономике являются совместная деятельность всех субъектов национальной экономики и ее обобщающие результаты.
Ключевыми проблемами макроэкономики являются:
· формирование объема и структуры общественного продукта;
· выявление и формальное описание условий макроэкономического равновесия;
· экономический рост, его факторы и механизмы;
· причины циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;
· взаимодействие денежного и реального секторов экономики;
· природа и социально-экономические последствия инфляции;
· занятость в масштабах национальной экономики и уровень безработицы, факторы, их регулирующие;
· воздействие государственной политики на результаты функционирования национальной экономики и тенденции их изменения;
· влияние на состояние и развитие национальной экономики международных экономических связей.
Таблица 5
Сравнительный анализ научных концепций
в макроэкономике
Концепции Признаки | Неоклассическая | Кейнсианство |
Предмет исследования | Теоретические модели совершенных рынков | Теоретические модели несовершенных рынков |
Основной вклад в развитие теории | Обобщение на макроуровне микроэкономических принципов рационального поведения субъектов | Создание макроэкономической теории, основанной на учете взаимодействия всех секторов экономики |
Фундаментальные теоретические выводы | Доказательство теоретической способности рыночной экономики к саморегулированию и достижению устойчивого равновесия на всех рынках | Выявление условий и факторов, препятствующих достижению устойчивого равновесия при полной занятости |
Выводы для политики | Государству следует ограничивать макроэкономическое воздействие регулированием денежной массы | Государству необходимо проводить активную макроэкономическую политику для сглаживания экономических колебаний |
Взаимосвязь с микроэкономикой. Макроэкономика и микроэкономика тесно связаны между собой. Эта связь определяется следующими основными моментами.
1. Макроэкономика изучает те народнохозяйственные последствия, к которым приводят решения, принимаемые на микроуровне фирмами и домашними хозяйствами. Данные решения составляют исходную основу построения подавляющего большинства макроэкономических моделей и функциональных зависимостей.
2. На макроуровне анализируется реакция фирм и домашних хозяйств на решения, принимаемые органами государственного регулирования. Это позволяет оценить результативность политики государства и ее социально-экономические последствия.
Миллионы фирм и домашних хозяйств, государственные институты и представители иностранного сектора в процессе своей деятельности принимают решения самостоятельно, однако в результате их взаимодействия формируются устойчивые закономерности развития всей национальной экономики. Поэтому для понимания характера и направления воздействия решений отдельных экономических субъектов на механизм функционирования всей национальной экономики определяющее значение имеет анализ системы связей, складывающихся между основными экономическими субъектами. Такого рода анализ проводится на базе теоретической модели кругооборота. В этой модели в агрегированном виде отражается движение денежных потоков между различными секторами экономики.
Потокипредставляют собой экономические величины, значение которых измеряется в единицу времени, как правило, в расчете на год. Наряду с потоками в экономике существуют величины, называемые запасами (активами). Запасы характеризуют те или иные ценности, накопленные к некоторому конкретному моменту времени. Так, количество денег, имеющихся в экономике, образует запас, а денежные доходы и расходы экономических субъектов являются потоками.
Между запасами и потоками в экономике существует взаимосвязь: изменения в одних величинах, как правило, сопровождаются соответствующими изменениями в других. Однако при определенных обстоятельствах показатели запасов и потоков могут изменяться независимо друг от друга. Например, увеличение количества денег в экономике не приведет к увеличению потоков доходов и расходов, если деньги останутся на руках у населения или на счетах в банках, но увеличит запас денег у макроэкономических субъектов. В макроэкономике нарушения взаимосвязи потоков и запасов рассматриваются как частные случаи, а сама взаимосвязь – как общая закономерность.
На рынке факторов производства домохозяйства являются продавцами труда, земли и капитала, а фирмы – их покупателями. Продав факторы производства, домохозяйства получают доход в размере y, часть которого они расходуют на покупку потребительских товаров С, а часть сберегают S. Их потребительские расходы становятся основной частью общих расходов на покупку произведенных товаров и услуг. Сбережения домохозяйства направляют на рынок капитала, приобретая там финансовые активы. Фирмы выходят на рынок капитала с целью привлечения заемных средств для финансирования инвестиций I, а государство – для финансирования дефицита госбюджета G-T.
На рынке товаров и услуг фирмы, с одной стороны, продают все создаваемые в стране конечные товары и услуги, то есть являются продавцами. С другой стороны, они являются покупателями инвестиционных товаров. В результате продажи всех конечных товаров и услуг фирмы получают доход в размере y.
Так как современная экономика является не чисто рыночной, а смешанной системой, то государство активно участвует в организации движения доходов и расходов. На рынке товаров и услуг государственные организации осуществляют государственные закупки товаров и услуг G, которые являются основной частью государственных расходов. Другой частью является оплата труда государственных служащих и трансферты домашним хозяйствам. В целях упрощения в большинстве макроэкономических моделей предполагается, что все государственные расходы представляют собой госзакупки.
Финансирование государственных расходов осуществляется двумя основными путями: за счет доходов от взимания налогов с фирм и домашних хозяйств Т и за счет государственных займов на рынках денег и ценных бумаг. Первый путь финансирования характеризует прямые (нерыночные) связи государства с фирмами и домашними хозяйствами, второй – связи, складывающиеся на финансовом рынке. Займы на рынке денег могут браться государством либо путем получения прямых кредитов у Центрального Банка, либо путем продажи ему государственных облигаций и других правительственных ценных бумаг. Займы на рынке ценных бумаг осуществляются путем продажи государственных ценных бумаг как непосредственно населению, так и финансовым посредникам. Финансирование государственных расходов с помощью займов свидетельствует о наличии дефицита государственного бюджета, то есть о превышении расходов государства над его доходами.
В современных условиях большинство стран относится к разряду открытых экономических систем. Как правило, малые страны имеют особенно высокую степень открытости. Например, в таких странах, как Австрия, Бельгия, Голландия, доля внешнеторгового оборота (сумма экспорта и импорта) составляет 55-70%, валового национального продукта страны. В средних по численности государствах, таких как Великобритания, Италия, Франция, значение этого показателя снижается до 40-45%. В крупных странах с высокой численностью населения (Индия, Китай, Россия, США) эта доля не превышает 20%.
Иностранный сектор связан с другими экономическими субъектами тремя основными способами. Первый из них – импорт товаров и услуг. Импортируемые блага поступают в страну на рынок товаров и услуг, а встречный поток денежных платежей – в иностранный сектор экономики. Второй – экспорт товаров и услуг. Денежные средства, полученные в обмен на стоимость товаров и услуг, проданных иностранным покупателям, поступают в страну, где они сливаются с потоками денежных средств от продажи благ на внутреннем рынке. Третьим способом является проведение международных финансовых операций, связанных с получением займов и предоставлением ссуд, а также со сделками по купле-продаже финансовых активов.
Тема 14. Основные макроэкономические показатели
и методы из измерения
Общественный продукт и показатели его измерения. В любой экономической системе (административно-командной или рыночной) основным результатом хозяйственной деятельности в рамках всей страны является общественный продукт.Общественный продукт – это суммарный объем всех продуктов и услуг, произведенных в стране в течение года.
В рыночной экономике общественная оценка результатов производства осуществляется в процессе обмена с помощью денег. Поэтому в состав общественного продукта в условиях рынка включаются только те продукты и услуги, которые принимают товарную форму, имеют рыночную цену или могут быть оценены по величине фактически сложившихся издержек на их производство. По фактическим издержкам оцениваются чистые общественные блага (оборона, охрана окружающей среды, полицейская служба, пожарная охрана) и другие услуги, финансируемые из государственного бюджета и не оплачиваемые непосредственными потребителями. Продукты и услуги, создаваемые домохозяйствами для удовлетворения собственных потребностей, не предлагаются на рынке, а издержки их производства не поддаются точной оценке. Поэтому при определении величины общественного продукта они не учитываются.
Для измерения общественного продукта используются различные макроэкономические показатели. Основными из них являются валовой национальный продукт (ВНП) и валовой внутренний продукт (ВВП).
Валовой национальный продукт (ВНП) – это рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год на всех национальных предприятиях независимо от их местонахождения (в своей стране или за рубежом). Приведенное определение нуждается в двух уточнениях.
Во-первых, нужно иметь в виду, что в состав ВНП входит только конечная продукция, то есть товары и услуги, которые в данном году не используются для дальнейшей переработки или перепродажи.
Во-вторых, ВНП включает стоимость благ, произведенных только в текущем периоде. Следовательно, при его расчете не учитывается стоимость продаваемых в данном году, но существовавших ранее товаров. Например, таких как построенные ранее дома, подержанные автомобили или старинные картины.
Валовой внутренний продукт (ВВП) представляет собой своеобразную модификацию ВНП и определяется как стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в течение года в данной стране. На основе ВВП учитываются конечные результаты производственной деятельности не только отечественных, но и зарубежных фирм, расположенных на территории той или иной страны.
Способы измерения ВНП. Валовой национальный продукт можно измерить тремя способами.
1) по расходам (метод конечного использования);
2) по доходам (распределительный метод);
3) по добавленной стоимости (производственный метод).
При первом способе расчета ВНП суммируются расходы всех макроэкономических субъектов, приобретающих конечные товары и услуги, созданные в стране – домохозяйств, фирм, государства и иностранцев. В их составе выделяются следующие основные виды расходов:
· личные потребительские расходы (С) населения на покупку товаров и оплату услуг. Это самый значительный элемент совокупных расходов. Его доля в ВНП достигает: в России – приблизительно 50%, в США – около 68%,
· валовые инвестиции (I), которые состоят из расходов на замену изношенного основного капитала (амортизационных отчислений) и чистых инвестиций, то есть затрат на расширение основного и оборотного капитала (строительство новых производственных помещений, покупку нового оборудования, прирост запасов готовой продукции на складах фирм). На долю валовых инвестиций приходится около 15-20% ВНП;
· государственные закупки товаров и услуг (G), включающие расходы федеральных и местных органов власти на приобретение конечной продукции и оплату услуг государственных служащих. Доля государственных закупок в общем объеме расходов на покупку товаров и услуг зависит от степени участия государства в перераспределении национального дохода страны. В России ее величина составляет около 30% ВНП.
· чистый экспорт (NE), представляющий разницу между величиной экспорта (E) и импорта (Z). Экспорт измеряется суммой затрат иностранцев на покупку товаров данной страны, а импорт – суммарным объемом расходов государственных учреждений, фирм и домохозяйств данной страны на покупку иностранных товаров.
При подсчете ВНП по доходам учитываются не только доходы собственников производственных ресурсов (труда, земли и капитал), но и два вида распределенных средств, не связанных с выплатой доходов. Распределенные средства включают в себя амортизационные отчисления и косвенные налоги на бизнес, входящие в состав издержек фирм. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на продажи, лицензионные платежи, таможенные пошлины и др.
Самой крупной статьей доходов является вознаграждение за труд. К этой категории доходов относятся заработная плата наемных работников, а также множество дополнений к заработной плате (взносы предпринимателей на социальное страхование, в частные фонды социального обеспечения, медицинского обслуживания и пр.).
Рентные платежи представляют собой доходы, получаемые собственниками земли, зданий и сооружений за предоставление данного фактора производства.
Проценткак плата за использование денежного капитала, образует доход его собственников.
Прибыль – это доходы собственников реального (вещественного) капитала. Ее основными элементами являются налоги на прибыль, дивиденды акционеров, доход предпринимателей и нераспределенная прибыль, остающаяся у фирм и образующая их сбережения.
При исчислении ВНП производственным методом суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечной продукции. Добавленная стоимость – это разница между стоимостью продукции, произведенной фирмой, и ее расходами на промежуточную продукцию, которые измеряются суммой, уплачиваемой фирмой поставщикам сырья, материалов, топлива и т.д. Данный метод позволяет определить вклад отдельных фирм и отраслей в создание ВНП страны.
Макроэкономическая структура общественного продукта. На основе ВНП (или ВВП) рассчитывается ряд других показателей результатов хозяйственной деятельности в масштабе всей страны. Каждый из этих показателей представляет собой ту или иную составляющую ВНП (или ВВП), а вся их совокупность характеризует макроэкономическую структуру созданного в стране общественного продукта. К числу таких показателей относятся чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, располагаемый доход, потребление и сбережения населения.
Потребление и сбережения. Располагаемый личный доход распределяется населением на две части: потребление (потребительские расходы) и сбережения. Сбережения домохозяйств представляют собой ту часть располагаемого дохода, которая не была использована на потребление в текущем периоде. Люди делают сбережения для того, чтобы использовать их для потребления в будущем. Поэтому сбережения по своему экономическому смыслу представляют не что иное, как отложенное потребление.
Сбережения фирм образуются за счет амортизации и нераспределенной прибыли корпораций. Они являются источником самофинансирования инвестиций. При этом нераспределенная прибыль характеризует чистые сбережения фирм.
Сумма сбережений населения и валовых сбережений фирм и определяет валовой объем частных сбережений в экономике, а сумма сбережений домохозяйств и чистых сбережений фирм характеризует чистые частные сбережения.
Сбережения государства представляют собой разницу между государственными доходами и расходами, т.е. равны дефициту государственного бюджета, взятому со знаком «минус». При наличии дефицита государственные сбережения являются величиной отрицательной, при избытке государственного бюджета – положительной величиной.
Сумма валовых частных сбережений и сбережений государства образует валовые национальные сбережения. Чистые национальные сбережения – это валовые национальные сбережения за вычетом амортизации, или сумма чистых частных сбережений и сбережений государства.
Система национальных счетов (СНС) представляет собой свод балансовых экономических таблиц, отражающих, с одной стороны, расходы субъектов хозяйственной деятельности на покупку товаров, с другой, – их доходы от результатов хозяйственной деятельности. Основная цель национального счетоводства заключается в получении на основе данных статистической отчетности количественной информации о производстве, распределении и использовании общественного продукта. Для этого по каждому из макроэкономических субъектов и народному хозяйству в целом составляется система функциональных счетов, отражающих участие данного субъекта в следующих хозяйственных процессах:
· производстве благ и услуг;
· образовании национального дохода;
· распределении национального дохода;
· перераспределении национального дохода;
· использовании национального дохода;
· изменении имущества;
· кредитовании и финансировании.
Национальные счета позволяют упорядочить информацию о хозяйственной деятельности, выполняя для национальной экономики роль, подобную системе бухгалтерских счетов на предприятии. При подсчете макроэкономических показателей на основе СНС не проводятся различия между материальным и нематериальным производством. Поэтому в них учитываются все оплаченные товары и услуги. Единственными видами производства, не учитываемыми в СНС, являются: производство товаров и услуг домашними хозяйствами для внутреннего потребления, производство промежуточного продукта, потребляемого внутри сферы бизнеса, и нелегальное производство товаров и услуг.
Стандартная система национальных счетов, разработанная статистической комиссией ООН, применяется в мировой практике с 1953 г. В настоящее время национальные счета составляются в более чем 100 странах мира.
Основу системы национальных счетов составляет счет ВНП. В этом счете ВНП представлен двояким образом. С одной стороны, как сумма расходов конечных пользователей на покупку товаров и услуг. С другой, – как сумма денежных доходов, полученных в результате производства продукции в этом же году. Очевидно, что при исчислении на основе разных способов величина показателя должна быть одинакова, поскольку купля (расходование денег) и продажа (получение денег) являются двумя сторонами одной и той же сделки. То, что потрачено на производство продукта, является доходом для тех, кто вложил свои производственные ресурсы на создание общественного продукта и его реализацию на рынке. Это положение называется основным тождеством системы национальных счетов (рис. 6):
Объем расходов, произведенных в данном году | = | Денежный доход, полученный от производства продукции данного года |
Рис. 6. Основное тождество СНС |
Система основных макроэкономических тождеств. На базе основного тождества СНС составляется целый ряд макроэкономических тождеств: для ВНП; для национального дохода; для сбережений и инвестиций. Эти тождества имеют различные модификации, определяемые типом экономической системы.
В закрытой чисто рыночной экономике, где государство не участвует в регулировании движения доходов и расходов, совокупные расходы на покупку конечных товаров и услуг складываются только из потребительских расходов домохозяйств и валовых инвестиций фирм. Поэтому тождество для ВНП будет иметь вид:
y = C + I. (1)
Уравнение (1) и характеризует тождество сбережений и инвестиций в закрытой рыночной экономике, не подвергающейся воздействию государства.
Формы выражения основных тождеств модифицируются, если мы учтем роль государства и иностранного сектора в народнохозяйственном кругообороте.
Так, тождества ВНП и НД в смешанной закрытой экономике будут иметь следующий вид:
y = C + I + G, (2)
где G – объем государственных закупок.
В смешанной открытой экономике в состав совокупных расходов, как уже отмечалось, входит чистый экспорт (NT = E – Z), представляющий разницу между экспортом (E) и импортом (Z). Поэтому основное тождество будет выглядеть:
y = C +I + G + NE. (3)
Все приведенные тождества имеют важное значение не только для анализа фактических результатов функционирования национальной экономики и моделирования экономических процессов, но и для прогнозирования тенденций экономического развития страны в долгосрочном периоде.
Реальный и поминальный ВНП. ВНП рассчитывается как в текущих (действующих) ценах, так и в постоянных ценах какого-либо базового года. ВНП, исчисленный в текущих ценах, называется номинальным. Он характеризует текущую рыночную стоимость произведенного общественного продукта. ВНП, рассчитанный в постоянных ценах, называется реальным. На основе реального ВНП оценивается физический объем годового производства. Реальные и номинальные значения имеет не только ВНП, но и большинство других макроэкономических показателей. Для пересчета номинальных значений в реальные используется уровень цен P.
Изменение (движение) уровня цен практически осуществляется через ценовые индексы. Существует целый ряд индексов цен: дефлятор ВНП, индекс потребительских цен, индекс цен производителей и другие. Принципиальное значение имеет то, что любой ценовой индекс рассчитывается по определенному набору товаров и услуг. При этом различают фиксированные наборы товаров и услуг и изменяющиеся наборы.
Следует отметить, что в ряде стран, помимо показателей ВНП и ВВП, отражающих фактический объем годового производства, рассчитывают потенциальный ВНП, показывающий производственные возможности страны при полном использовании трудовых ресурсов. Такой расчет позволяет учесть результаты экономической политики правительства в сфере занятости.