Провалы рынка и экономические функции государства в рыночной экономике.

Провал (несостоятельность) рынка (marketfailure) – ситуация, в которой рынок не справляется со своими функциями, и либо вообще не может обеспечить производство блага, либо обеспечивает его в недостаточном объёме. Также провал рынка часто объясняют от противного, как отсутствие способности рынка достигать эффективности по Парето.

Самыми распространёнными примерами провалов рынка являются общественные блага, например, здравоохранение, т.к. они либо не приносят выручку вообще, либо выручка оказывается много меньше расходов. Поэтому производители таких благ вынуждены либо минимизировать свои убытки через понижение качества, либо максимизировать выручку, например, задирая цены на мед.услуги, что так или иначе является вредом для общества. Провалы рынка иногда бывают и в других отраслях, где чаще всего вызываются внешними эффектами. Провал рынка возникает там, где отсутствует плата за внешний эффект, как правило, из-за отсутствия рынка, на котором реализуется данный товар. Например, когда фабрика может бесплатно брать воду из озера, при это лишая рыбаков возможности её использовать, т.е. благо переходит из категории неограниченных в категорию экономических (ограниченных).

Провалы рынка обычно считаются основной причиной для гос. вмешательства в экономику. Кроме того, целью гос. регулирования может быть решение макроэкономических задач – борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, обеспечение соц. справедливости, и других. Гос. регулирование может осуществляться:

· Прямым контролем над уровнем цен и объёмами рынка – через установление обязательных государственных цен или рыночных квот.

· Путём использования финансовых инструментов – налогов и дотаций

· Некоторыми другими методами

Потоварные налоги (налог с оборота, акциз) – платится продавцом с каждой проданной единицы товара (сумма либо фиксирована, либо в % от цены). Введение налога приводит к снижению равновесного объёма рынка, повышению цены, выплачиваемой покупателями и снижению цены, получаемой продавцами. Степень влияния зависит от наклона линий спроса и предложения. Распределение налога зависит также от соотношения наклона спроса и предложения, а также от того, фиксированная сумма налога, или в %.

Дотации – «налоги наоборот», но гораздо чаще получаются производителями. Приводят к увеличению объёма рынка при увеличении цены, получаемой продавцами и уменьшении выплачиваемой покупателями.

Фиксированные цены – установление приводит либо к дефициту (при установлении ниже равновесной), либо к избытку (при установлении выше равновесной) товара. Зачастую применяется для поддержания постоянных цен на сельхозпродукцию.

Провалы рынка и экономические функции государства в рыночной экономике. - student2.ru Провалы рынка и экономические функции государства в рыночной экономике. - student2.ru Провалы рынка и экономические функции государства в рыночной экономике. - student2.ru Провалы рынка и экономические функции государства в рыночной экономике. - student2.ru

1. Дотации

Одним из возможных путей ликвидации провалов рынка является превращение внешних эффектов во внутренние (интернализация) – например, объединить рыбаков и фабрику на берегу озера в одно предприятие. Естественно, подобные действия возможны только при вмешательстве государства и являются его задачей. Другой возможный путь – заставить предприятие оплачивать убытки, нанесённые другому предприятию, что также заставит минимизировать наносимый ущерб.

Кроме того, гибким применением различных налогов и субсидий, а в редких случаях – даже фиксированных цен, государство должно удерживать рынки от дефицита и избытка (т.к. он негативно влияет на производителей), обеспечивать производство общественных благ и следить за тем, чтобы вред от монополий минимизировался, а полезность – максимизировалась.

Принцип работы всего этого можно рассмотреть на примере корректирующих субсидий – платежей создателям положительных внешних эффектов. Её целью является выравнивание предельной частной и предельной общественной полезности. Субсидия приведёт к увеличению спроса на благо, что приведёт к увеличению объёма производства и цены, т.е. к смещению рыночного равновесия к необходимой точке.

Наши рекомендации