Трудовые ресурсы и трудовой потенциал

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Уральский институт экономики, управления и права»

Программа учебной дисциплины

Экономика труда

Наименование направления подготовки

Бакалавры:Экономика/ Менеджмент

Автор(ы) Трофимова Л.И.

Екатеринбург

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения учебной дисциплины «Экономика труда» является формирование комплекса знаний, базовых умений и навыков в области экономических отношений, возникающих в процессе формирования, использования трудового потенциала общества, предприятия, ознакомление с механизмом и формами практической реализации этих отношений

1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Учебная дисциплина «Экономика труда» входит в число обязательных дисциплин базовой части учебного плана по направлению подготовки «Экономика». Освоение дисциплины происходит в шестом семестре. Компетенции, формируемые у студентов при изучении учебной дисциплины Экономика труда», могут быть востребованы при изучении таких дисциплин учебного плана как «Управление человеческими ресурсами», «Менеджмент», «Экономика предприятия» и др., а также во время прохождения учебной практики, написании курсовых работ и подготовке выпускной квалификационной работы.

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результатом освоения дисциплины является формирование у студентов следующих компетенций:

ОК -7 Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе
ОК – 8 Способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность
ОК-13 Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем
ПК-1 Способен собрать и проанализировать исходные данных, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
ПК-3 Способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами
ПК-6 Способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
ПК-8 Способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей

В результате освоения дисциплины студент должен:



Знать: · Базовые основы современной теории и методологии экономики труда
Уметь: · Владеть важнейшими методами анализа, использыемыми в экономике труда
Владеть/быть в состоянии продемонстрировать: · уметь выявлять и правильно интерпретировать наиболее острые экономические проблемы формирования и использования трудового потенциала, формировать предложения ( рекомендации) по их возможному решению

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общая трудоемкость дисциплины составляет: 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе:

· для студентов очной формы обучения: лекции – 18 часов, практические занятия – 36 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к диффференцированному зачету, – 54 часа;

· для студентов заочной формы обучения: лекции – 4 часов, практические занятия – 12 часов, домашняя контрольная и самостоятельная работа, включая подготовку к дифференцированному зачету, – 96 часов.

4.1. Тематический план изучения дисциплины

Для студентов очной формы обучения:

Тема, раздел Количество часов Формы контроля Самостоятельная работа
лекции Семинары, практические В том числе в интерактивной форме Кол-во часов Формы контроля
1. Тема 1.Трудовые ресурсы и трудовой потенциал      
2. Тема 2. Рынок труда и занятость населения      
3. Тема 3.Организация трудовых процессов и их нормирование      
4. Тема 4. Доходы и оплата труда    
5. Тема.5.Производительность и эффективность труда        
6. Подготовка к зачету           Дифференц. зачет
7. Подготовка к экзамену         Дифф. зачет
8. ИТОГО:      

Для студентов заочной формы обучения:

Тема, раздел Количество часов Формы контроля
Лекции Семинары Самостоятельная работа
1. Тема 1.Трудовые ресурсы и трудовой потенциал  
2. Тема 2. Рынок труда и занятость населения  
3. Тема 3. Организация трудовых процессов и их нормирование  
4. Тема 4. Доходы и оплата труда  
5. Тема 5. Производительность и эффективность труда -  
6. Подготовка к экзамену       Дифф.зачет
  ИТОГО:  

Тема 4.2 Содержание учебной дисциплины

Трудовые ресурсы и трудовой потенциал.

Понятия: труд, трудовые ресурсы , его состав и структура. Верхние и нижние границы трудоспособного возраста. Категории лиц, включаемых в численность трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы страны, региона. Понятия: экономически активное население, неактивное (пассивное) , безработные. Источники пополнения трудовых ресурсов. Условия эффективного использования трудовых ресурсов в национальном хозяйстве.

Количественные характеристики трудовых ресурсов: показатели численности .состава и движения населения . Показатели трудовой нагрузки: коэффициенты трудового замещения , пенсионной нагрузки и общей трудовой нагрузки, взаимосвязь между ними

Понятие трудовой потенциал общества, его количественные и качественные характеристики. Методы расчета численности трудовых ресурсов: демографические( по источникам формирования), экономические ( по фактической занятости).

Качественные характеристики трудового потенциала общества, динамика численности и состав населения в Российской Федерации, факторы определяющие характер этой динамики.

Качественные характеристики трудового потенциала: психофизиологические, профессионально-квалификационные, социально-личностные качества трудоспособного населения. Требования, предъявляемые к уровню общеобразовательной и профессиональной подготовки рабочей силы в условиях рыночной экономики, технико- технологических и информационных нововведений. Национальные проекты « образование». Формирование работника широкого профиля.

Индекс развития человеческого потенциала(ИЧП), его расчет и динамика.

Понятие формирование и использование трудовых ресурсов Виды и типы воспроизводства. Элементы воспроизводства, показатели его характеризующие.

Понятие « миграция». Классификация видов миграции по признакам: в зависимости от пересечения административных границ, по времени пребывания в месте въезда, в зависимости от причин, по формам реализации. Функции миграции. Показатели, характеризующие миграцию. Органы государственной власти, формирующие и регулирующие миграционную политику. Понятия беженцы и переселенцы.

Показатели естественного движения населения: абсолютные и относительные , их расчет .Демографическая политика государства.

Наши рекомендации