Внешнеэкономическая политика государства
Под внешнеэкономической политикой государства обычно понимают совокупность мер государства, направленных на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами. В самом общем виде можно сказать, что главной задачей внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешних условий для расширенного воспроизводства внутри страны, поэтому внешнеэкономическая политика всегда тесно связана с внутренней политикой. Исторически сложилось два типа внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство.
Протекционизм – это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов.
Фритредерство – политика свободной торговли, основанная на принципе сравнительных преимуществ и направленная на обеспечение возможности мировой экономике достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния.
Исторически первой внешнеэкономической политикой был протекционизм. С его проведением связано использование различных мер ограничения мировой торговли (см. таблицу 34).
Таблица 34.
Протекционистские меры
Таможенные тарифы | Нетарифные барьеры |
- -налоги на импортируемые товары: - адвалорная пошлина (с цены товара); - особая пошлина (с единицы товара); - сложная пошлина и др. | - ограничительные или запретительные меры на товарный импорт: - квотирование; - лицензирование; - контингентирование; - государственная монополия |
Взвешенная оценка политики протекционизма обязывает экономистов определить как положительные, так и отрицательные его стороны (таблица 35).
Таблица 35.
Плюсы и минусы протекционизма
протекционизм | |
+ ü уравновешивает торговый баланс ü защищает национальное производство от демпинга ü поддерживает молодые отрасли ü стимулирует рост национального производства | - ü падает эффективность производства ü растут цены при уменьшении выбора товаров ü не используются преимущества МРТ ü подрываются возможности экспорта ü подрываются условия для формирования автаркии |
Автаркия – политика экономического обособления, проводимая страной, регионом. Автаркия направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной обеспечить себя всем необходимым самостоятельно. Автаркия сродни натуральному хозяйству.
Большинство современных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства. В разные периоды их соотношение менялось. Так, в послевоенной экономике в 1950-1960-х гг. преобладали тенденции к либерализации, в 70-х – первой половине 80-х гг. более отчетливо проявилась волна нового протекционизма. При этом выявился ряд тенденций в торговой политике развитых государств:
q уменьшение значимости традиционных мер протекционистской защиты национального рынка;
q преимущественная направленность сохраняющихся мер традиционного протекционизма против экспорта готовых изделий из развивающихся стран;
q использование механизма гибкой защиты национального рынка с помощью мер косвенного регулирования;
q аграрный протекционизм;
q избирательное использование принципа наибольшего благоприятствования.
Однако общим курсом развития мировой экономики является либерализация мировой торговли.
Важнейшим понятием, отражающим текущее внешнеэкономическое положение страны, является платежный баланс.
Платежный баланс – это систематизированная запись итогов всех экономических сделок между резидентами данной страны (домашними хозяйствами, фирмами и правительства) и остальным миром в течение определенного периода времени (обычно года).
Экономическое назначение платежного баланса состоит в том, чтобы в лаконичной форме отражать состояние международных экономических отношений страны с ее зарубежными партнерами, являясь индикатором для выбора необходимых инструментов экономической политики.
Структура платежного баланса представлена на схеме 76.
Схема 76.
Структура платежного баланса
I. Счет текущих операций. | |
1. Товарный экспорт. | 2. Товарный импорт |
Сальдо баланса внешней торговли. (торговый баланс) | |
3. Экспорт услуг. | 4. Импорт услуг. |
5. Чистые доходы от инвестиций (чистые доходы от кредитных услуг). | |
6. Чистые трансферты. | |
Сальдо баланса по текущим операциям. | |
II. Счет движения капитала | |
7. Приток капитала. | 8. Отток капитала. |
Сальдо баланса движения капитала | |
Сальдо баланса по текущим операциям и баланса движения капитала. | |
III. Официальные резервы. |
Все три составные части платежного баланса должны в сумме составлять ноль. Когда говорят о дефицитах и активов платежных балансов, то имеют в виду баланс счетов текущих операций и движений капитала. Преодолеть несбалансированность платежного баланса можно путем использования официальных резервов иностранной валюты, которые находятся в распоряжении центральных банков государств. Кроме того существует несколько основных методов государственного воздействия на состояние платежного баланса (см. таблицу 36).
Таблица 36.
Методы государственного регулирования платежного баланса
Методы | Содержание |
Прямой контроль | Регламентация импорта через количественные ограничения, таможенные и другие сборы; запрет или ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям и денежных трансфертов частных лиц; субсидирование экспорта |
Дефляция | Снижение объема производства, рост резервных мощностей для наращивания экспорта; повышение реальной процентной ставки. |
Изменение обменного курса | Удержание колебаний валютного курса в определенных пределах на основе ориентации на курсовые цели |
Анализ платежного баланса России 1992-1998 гг. позволяет выявить ряд устойчивых тенденций в его динамике и структуре, предопределенных процессом либерализации внешних экономических связей и макроэкономической политикой правительства в период рыночных реформ. Прежде всего необходимо отметить: рост положительного сальдо торгового баланса и соответственно сальдо текущих операций; устойчивое отрицательное сальдо баланса услуг; постоянно увеличивающееся отрицательное сальдо доходов от инвестиций в результате нарастающих платежей по обслуживанию внешнего долга; огромные объемы просроченных платежей по обязательствам развивающихся стан перед Россией и перенесенных платежей по обслуживанию внешнего долга бывшего СССР и др. Такое положение требует адекватных мер правительства, связанных не только с попытками сбалансирования платежного баланса страны, сколько со стабилизацией ее внутреннего и внешнеэкономического положения