Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Председатель

методической комиссии Ф.Д. Босько

© Российский государственный

профессионально-педагогический

университет, 2007 г.

ВВЕДЕНИЕ

Экономическая география и регионалистика – общественная, социально-экономическая наука. Она изучает теоретические и прикладные аспекты развития и размещения производительных сил на различных территориальных уровнях: от глобального до локального.

Настоящий учебный курс имеет объектом своего исследования сложные, многофункциональные территориальные социально-экономические комплексы. Поэтому основной задачей учебного курса является формирование у студентов пространственного мышления, территориального подхода в оценке происходящих в стране и ее регионах социально-экономических процессов. Территориальный метод исследования позволяет полнее, глубже понять и оценить изменения в социально-экономической обстановке и предложить направления повышения эффективности экономики страны и регионов, пути решения возникающих в обществе различных проблем.

При изучении курса «Экономическая география и регионалистика» студенты должны овладеть системой теоретических понятий и практических знаний, необходимых для реализации поставленных целей:

· понять сущность экономической географии и регионалистики как науки, процесс ее развития, становление теоретических основ и прикладных направлений исследования;

· усвоить методологический аппарат теории размещения производительных сил на основе анализа зарубежного и отечественного опыта;

· изучить теорию экономического районирования как основы региональных исследований различных процессов, происходящих в стране и ее регионах;

· оценить потенциал России во всем его многообразии, видах и формах проявления как на уровне страны в целом, так и по ее районам;

· изучить общие и региональные особенности развития и размещения экономики страны;

· представлять роль России, ее регионов в геополитическом пространстве и мировой хозяйственной системе.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

- анализировать и раскрывать особенности функционирования социально-экономических объектов;

- на основе анализа выявлять проблемы развития объектов экономико-географического исследования;

- обосновывать приоритетные направления перспективного социально-экономического развития регионов страны.

Методические указания для выполнения

Контрольных работ

Целью контрольной работы по учебному курсу является самостоятельное творческое изложение содержания выбранных заданий.

Примерный объем контрольной работы 25 страниц рукописного или машинописного текста, формат А-4. Контрольная работа должна быть представлена на проверку до начала экзаменационной сессии не менее чем за 10 дней. Без зачтённой контрольной работы студент к экзаменационной сессии не допускается.

На титульном листе указывается: наименование учебного заведения, институт, факультет, курс, группа, Имя, Отчество и Фамилия студента (образец оформления Приложение 5).

Контрольная работа состоит из заданий, которые оформляются в Оглавление работы (образец оформления Приложение 6). В конце работы приводится список использованной литературы, который должен содержать не менее 5 источников (образец оформления Приложение 7). Работы авторов следуют в алфавитном порядке, с точным названием книги или статьи, места и года издания, издательство или номер журнала, страницы. Работа иллюстрируется наглядностью в виде таблиц и рисунков (графики, диаграммы, схемы) (образец оформления Приложение 8). Наглядность размещается в тексте по ходу изложения материала с обязательной ссылкой внизу страницы на источники информации с указанием страницы. При написании контрольной работы следует обязательно использовать данные статистических сборников, современную информацию.

Контрольная работа выполняется по единому плану и включает три задания. Вариант выбирается по последней цифре зачётной книжки, например, если последняя цифра зачётки 1, то ваш вариант номер 1, либо 11, либо 21 и т.д.

Задание 1 – дать определение одного из теоретических понятий учебной дисциплины. Выбор теоретического понятия осуществляется из Приложения 1. Раскрыть сущность понятия и объяснить его значение, использование.

Задание 2 – определить с помощью расчёта, приведённого ниже, промышленную специализацию экономического района (одного из 11 на выбор) и дать её обоснование (т.е. объяснить, почему именно эти отрасли являются отраслями специализации для данного района). Экономический район для расчёта специализации выбирается по Приложению 2. Расчеты проводятся по определённой методике по данным таблицы Приложения 3. Расчёт показателей отраслей специализации в экономическом районе проводится по формуле: Ил = Р10, где Ил –индекс локализации,Р1– удельный вес отрасли промышленности в промышленном производстве района; Р0 -удельный вес отрасли промышленности в промышленном производстве страны. При расчётах Ил может иметь значение > 1, = 1, < 1. Правило определения отраслей специализации следующее: при значенииИл> или= 1 отрасль промышленности относится к отраслям специализации.

Под обоснованием специализации района понимается оценка факторов развития промышленного производства района, т.е. оценка возможностей развития данных отраслей специализации в данном районе. Нужно отразить размещение выявленных отраслей специализации на картосхеме района.

Задание 3 – раскрыть содержание темы реферата. Выбор темы реферата осуществляется из Приложения 4. Содержание реферата должно быть отражено на картосхеме. Для наглядного отражения информации необходимо использовать статистические данные, которые нужно представить в работе в виде таблиц, диаграмм, графиков, схем. Для всех статистических данных необходимо указать источник информации, из которого взяты эти данные. Обязательно использовать в реферате современную статистическую информацию, т.е. не позднее 3-х лет от настоящего времени (года).

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Наши рекомендации