Экономическое учение Л. Прудона

Пьер Жозеф Прудон (1809—1865) — французский экономист и социолог. Он родился 15 января 1809 г. в предместье города Безансон, что на востоке Франции. Его отец, крестьянского происхож­дения, был рабочим пивоваренного завода; после закрытия заво­да организовал бочарное заведение, но, не уплатив долги, лишился своего земельного участка и довел семью до края нищеты.

С детства П.Прудону приходится активно помогать родителям по хозяйству. В 12 лет его определяют на учебу в безансонский коллеж, но при этом он вынужден подрабатывать в гостинице, выполнять поручения отца. Не имея средств на учебную литерату­ру, он постоянно посещает городскую библиотеку, ставшую для него источником самообразования.

Материальные трудности вынудили в 1828 г. оставить коллеж без завершения и пойти рабочим в безансонскую типографию. С 1831 г. разъезжает в качестве наборщика по провинциальным го­родам. Вернувшись в Безансон, становится соучредителем новой типографии, изучает греческий и еврейский языки. В 1837 г. издает первое сочинение «Опыт всеобщей грамматики».

После гибели в 1838 г. компаньона типографию приходится (вви­ду меньшей доли личного капитала) закрыть. Но в этом же году Безансонская академия присуждает ему трехгодичную стипендию Сюара (как малообеспеченному начинающему ученому), и П.Прудон переезжает в Париж10, где изучает труды Ж.Б.Сэя, С.Сисмонди, Т.Мальтуса, К.Сен-Симона, Ш.Фурье и др. В 1840 г. по­является одно из лучших его произведений «Что такое собствен­ность?», в котором содержится знаменитая фраза «собственность есть кража».

С 1843 по 1847 г. работает управляющим безансонской фирмы по перевозке леса и угля и по роду службы часто бывает в коман­дировках в Париже, что позволяет ему вновь встречаться и диску­тировать со своими парижскими оппонентами. В числе последних оказался и К.Маркс, с которым он проводил в спорах долгие ночи. И когда в-1846 г. П.Прудон издал очередное крупное сочинение «Система экономических противоречий, или Философия нищеты», уже в июле 1847 г, К.Маркс опубликовал ответное произведение «Нищета философии»40.

Не приняв февральскую революцию 1848 г., уже через месяц П.Прудон издает еще одну значительную работу «Решение соци­ального вопроса», в которой осуждает насильственную суть вся­кой революции и выдвигает концепцию Банка народа, дарового кредита и ликвидации денег. В том же году основывает свою газе­ту, обещая через нее народу возможность скорейших социальных реформ.

На гребне популистской славы в июне 1848 г. парижане изби­рают П.Прудона депутатом в Национальное собрание. Но в конце года за публикацию в своей газете «оскорбительных» статей в ад­рес вновь избранного президента республики Луи Наполеона, его предают суду и приговаривают к трем годам заключения и круп­ному штрафу.

В тюрьме П.Прудон женится, признает невозможным практи­ческое воплощение своих реформаторских идей, а в новых сочи­нениях склоняется к анархизму.

После тюрьмы, не имея собственной газеты, П.Прудон не может публиковаться даже у других издателей, опасавшихся связей с опальным автором. Аза издание в 1858 г. книги «О справедливости в революции и церкви» его вновь судят и приговаривают к трем годам заключения и штрафу. Однако на этот раз ему удается вме­сте с семьей эмигрировать в Бельгию и избежать тюрьмы.

За два года до своей кончины амнистированный властями П.Прудон возвращается в Париж. В своих последних работах объяв­ляет анархические идеалы нереальными. Он умер 19 января 1865 г.

Предмет изучения

Если для С.Сисмонди, несмотря на расхождения во взглядах с классиками, исходной базой в политической экономии было все же их учение, то П.Прудон стремился как можно дальше дистан­цироваться от них. В частности, в своей работе «Что такое собствен­ность?» он, возражая Ж.Б.Сэю, утверждает: «Политическая экономия, будучи наукой о ценностях, о их производстве, распреде­лении, обмене и потреблении, невозможна, раз меновая ценность не поддается измерению...», а «что же касается разрешения соци­альных проблем, которое пытались дать экономисты (классики. — Я.Я.),то можно сказать, что оно если не было наивным, то было абсурдным»41.

Итак, предметом изучения политической экономии, по мнению П.Прудона, не может являться сфера производства, так как в этом случае из-за того, что «меновая ценность не поддается измерению», без внимания остаются проблемы социальной сферы и прежде всего многообразные задачи организации обмена и потребления. Последние по существу и являются предметом изучения этой науки в его пред­ставлении.

Метод изучения

Сближение позиций в творчестве П.Прудона и С.Сисмонди очевидно в их оценках методов изучения, присущих политической экономии. В числе общих для обоих авторов методологических по­зиций можно выделить следующие.

Во-первых, отрицание целесообразности в экономике неогра­ниченной свободной конкуренции. В этой связи П.Прудон пишет: «Что же такое конкуренция? Дуэль, происходящая на ограничен­ном пространстве, при которой правота борющихся устанавлива­ется при помощи оружия»42. Но, уточняет он, «речь идет... вовсе не об уничтожении конкуренции, что так же невозможно, как и уничтожение свободы; все дело в том, чтобы найти равновесие, и я бы охотно сказал даже: регулирование (конкуренции)»43.

Во-вторых, выдвижение в процессе анализа хозяйственной жизни на первый план не экономических показателей и факторов, а категорий добра, морали, этики и социальной справедливости. Причем последние, по мысли П.Прудона, лежат в основе таких высших благ в жизни человечества, как равенство и свобода44. Особенно красноречиво свидетельствуют об этом прудоновские определения типа: «собственность и кража — синонимы»; «мы должны уничтожить именно этот (собственности, — Я.Я.)инсти­тут»; «приложение справедливости в жизни есть наука»45 и др.

В-третьих, неприятие главенствующей роли в политической экономии каузального метода анализа. Дело в том, что, «обсуждая следствия и причины, — пишет П.Прудон, — она (политическая экономия. — Я.Я.) ничего не знает, ничего не объясняет, не при­ходит ни к каким выводам»46.

Вместе с тем, по признанию самого П.Прудона, в течение дли­тельного периода времени в его сочинениях особое место отводи­лось гегелевскому методу диалектики47. Например, резюмируя свои суждения по поводу собственности, он писал так: «Чтобы пред­ставить все это в виде гегельянской формулы, я скажу:

Общность... есть первый член социального развития, тезис; соб­ственность... есть второй член, антитезис; остается найти третий член, синтез и мы найдем требуемое решение»44.

Наши рекомендации