Системы городского округа город Воронеж
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Крупнейший по численности населения и площади территории город ЦЧР. 2. Выгодное географическое положение, создающее предпосылки для появления у муниципального образования функции центра транспортно-логистического обеспечения. 3. Диверсифицированная структура реального сектора экономики. 4. Наиболее развитая в ЦЧР система высшего профессионального образования. 5. Наличие сети организаций, формирующих и реализующих инновационный потенциал региона (НИИ, КБ, вузы). 6. Относительно развитая институциональная среда. 7. Значительный потенциал строительного комплекса, крупнейший по масштабам жилищного строительства город ЦЧР. 8. Высокая степень насыщенности учреждениями банковской системы. 9. Развитая сеть медицинских учреждений, наличие ведущих в ЦФО научных школ в области медицины. 10. Культурная столица ЦЧР. | 1. Относительно низкий уровень доходов значительной части населения города. 2. Слабо адаптированный к условиям развивающейся рыночной среды индустриальный сектор экономики. 3. Низкая инвестиционная привлекательность города, предприятий и учреждений. 4. Высокий удельный вес убыточных предприятий. 5. Высокий удельный вес продукции с низкой долей добавленной стоимости. 6. Незначительны доля инновационных предприятий и их вклад в валовой региональный продукт. 7. Отсутствие достаточного инновационного задела, определяющего конкурентоспособное развитие реального сектора экономики. 8. Неразвитость инновационной инфраструктуры. 9. Дефицит рабочих кадров, дисбаланс в структуре профессиональной подготовки кадров. 10. Низкий уровень обеспеченности детей дошкольными образовательными учреждениями. 11. Низкая пропускная способность медицинских учреждений. 12. Неконтролируемый рост сферы торгово-посреднических услуг без надлежащего увеличения их качества. 13. Существенная и возрастающая зависимость финансовой базы местного самоуправления от внешних источников. |
Возможности | Угрозы |
1. Формирование инновационной системы региона. 2. Вхождение промышленных организаций в интегрируемые структуры межрегионального и национального масштаба. 3. Участие городского округа в реализации федеральных и областных целевых программ. 4. Становление и развитие в регионе института общественно-частного партнерства. 5. Наличие в регионе разведанных месторождений руд (никелевых и золотоплатиновых), что в перспективе может вызвать появление масштабного спроса на продукцию машиностроительных предприятий города. 6. Потребность в широкомасштабной модернизации материально-технической базы экономики России, обусловливающая масштабный спрос на отдельные виды продукцию машиностроительных предприятий города. 7. Существующий интерес национальных и иностранных инвесторов к отдельным видам экономической деятельности (пищевая, химическая промышленность, самолетостроение, жилищное строительство, производство средств связи, высшее образование и др.). 8. Вступление России в ВТО, что способно расширить состав инвесторов. 9. Конвертация доходов «серой» экономики в открытые финансовые ресурсы. | 1. Усиление межрегиональной конкуренции производителей промышленной продукции, образовательных и научных услуг. 2. Рост межрегиональной конкуренции за мобильные ресурсы (трудовые, финансовые). 3. Обострение конкуренции с зарубежными компаниями на традиционных для коммерческих организаций города товарных рынках в связи с ожидаемым вступлением России в ВТО. 4. Рост технологического отставания значительного числа производств от конкурентов в России и за рубежом. 5. Сокращение численности трудоспособного населения, увеличение демографической нагрузки на работающих. 6. Дефицит и старение рабочих кадров. 7. Усиление централизации бюджетных финансовых ресурсов. 8. Расширение масштабов криминальной и «серой» экономики. 9. Сокращение объемов внешних инвестиций в социально-экономическую систему городского округа город Воронеж. |
Заключение
В данной работе проведен анализ социально-экономического положения города Воронеж. В ходе работы рассмотрены несколько методик анализа социально-экономического развития муниципального образования, которые представлены в современной литературе и периодических изданиях. Выявлены основные проблемы данного муниципального образования и обозначены некоторые пути их преодоления. Воронеж – это город России, на котором отражаются проблемы мировые, национальные, региональные и местные. Город занимает географически и экономически выгодное положение. В последние годы намечена тенденция стабилизации экономики и экономического роста, а значит улучшения социальных показателей, улучшение благосостояния горожан.
Комплексная оценка современного состояния города показала, что:
▫ Воронеж сегодня стоит перед лицом многочисленных «вызовов», которые возникают в условиях изменений политической и социально-экономической ситуации в регионе, стране и мире в целом;
▫ Воронеж в настоящее время нуждается в активизации своего социально-экономического развития, в формировании новой системы долгосрочных приоритетов, отвечающей вышеупомянутым «вызовам», в серьезном усилении своих конкурентных преимуществ.
Основными выводами по работе являются следующие утверждения:
- научно-образовательный центр подготовки высококвалифицированных кадров, разработки инновационных технологий и развития наукоемких отраслей производства товаров и услуг;
- транспортно-логистический центр меридиональной магистрали «Север–Центр–Юг» и широтной «Центр–Волга–Урал–Сибирь», обеспечивающий коммуникации между Федеральным центром и Южным, Северокавказским и Поволжским федеральными округами;
- культурно-исторический и туристический центр, формирующий условия для достижения высокого уровня и качества жизни городского населения.
К основным проблемам социально-экономического развития города относятся:
1. Внутрирегиональная и межрегиональная конкуренция. Ожидаемое обострение конкуренции с западными фирмами на традиционных для воронежских предприятий товарных рынках в связи с ожидаемым вступлением России в ВТО.
2. Дефицит рабочих кадров, как следствие, во-первых, заметного сжатия системы начального и среднего профессионального образования, во-вторых, слабой мотивации работников, занятых на традиционных производствах. Уходящих на пенсию квалифицированных специалистов некем заменить. Система подготовки кадров не справляется с удовлетворением потребностей экономики. Относительно низкий уровень обеспеченности детей дошкольными образовательными учреждениями.
3. Сохранение угроз безопасности личности (возникающих, в том числе, на национально-расовой почве), высокий уровень криминогенности среды проживания иностранных граждан.
4. Отсутствие у иногородних, в том числе иностранных студентов, возможностей временного трудоустройства в период обучения, получения финансовой поддержки со стороны государства, местных органов власти.
5. Усиление централизации финансовых ресурсов. Данный процесс характерен как для Российской Федерации в целом, так и для Воронежской области, о чем свидетельствует нарастающая тенденция консолидации доходов в федеральном и областном бюджетах. Угрозой является устойчивое сокращение доли собственных доходов муниципального образования.
6. Криминальная и «серая» экономика. Доходы теневого оборота не участвуют в формировании бюджета городского округа.
7. Низкая пропускная способность медицинских учреждений, не позволяющая реализовать человеческий капитал системы здравоохранения, во-вторых, повысить доступность населения к медицинским услугам
8. Отсутствие достаточных внешних инвестиций для качественного обновления объектов ЖКХ.
9. нерациональность формирования и развития зон заселения, сужение рекреационных пространств, особенно выраженное в центральной части города, неразвитость социальной и рекреационной инфраструктуры селитебной зоны.
10. возрастающей степенью зависимости от внешних источников.
11. Воронеж относится к старопромышленным центрам России, слабо адаптированным к развивающейся конкурентной среде.
12. невозможность интеграции системы высшего образования в национально и мировое образовательное и научное пространство.
13. Существенный разрыв между высоким образовательным и научно-техническим потенциалом города и реальной восприимчивостью его производственной системы к инновациям.
14. Относительно низкий уровень доходов значительной части населения города.
Главной целью муниципальной власти является повышение качества и уровня жизни населения, а результатом повышения уровня и качества жизни являются воспроизведенные на новом качественном уровне социальные, экономические и организационно–управленческие ресурсы муниципального образования, что является признаком устойчивого социально-экономического развития территории.Чтобы решить существующие проблемы требуется не мало усилий и времени. Необходима консолидация усилий органов местной власти и руководителей предприятий в области улучшения инвестиционного климата, развития экономики города, а также при решении приоритетных проблем города.
Список литературы
1. http://www.voronezh-city.ru/city/history/
2. Регионоведение: Учебник для вузов. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С., Исляев Р.А. – М., 1998. – 424 с.
3. Законодательная база Воронежа
Учебная литература
4. Свободная энциклопедия Википедия. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
5. http://nesiditsa.ru/city/voronezh
6. Ананьев Е. И. Социально- экономическая география: Курс лекций / Е. И. Ананьев. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 156 с.
7. Белова В. А. Социально-экономико-географическое изучение низового административного района, Часть IV; Учебная программа для вузов / В. А. Белова, Р. Е. Рогозина. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008.
8. Иванова М. В. Введение в регионоведение: учебное пособие / М. В. Иванова. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 177 с.
9. Иванова М.В. Введение в регионоведение. Методы регионоведческих исследований: учебное пособие / М.В. Иванова, М.А. Штанько. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2007. – 98 с.
10. Система муниципального управления. Учебник для вузов/под .ред. В.Б. Зотова - М., «ОЛМА-ПРЕСС»,2004.
11. Проект «Городской барометр» Концепция проведения I этапа проекта, http://cb.urbaneconomics.ru