Социальноэкономическое развитие
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: «Анализ социальноэкономического развития Франции»
Выполнили: студенты 1 курса 18группы
Орехов Кирилл
Григорян Левон Каренович
Николич Владан
Певзнер Ян Романович
Проверил: к.т.н., доцент М.Ю.Мишланова
Москва
Оглавление
Экономико-географический потенциал. 3
Ресурсное обеспечение. 5
Инвестиционный климат. 7
Социальноэкономическое развитие. 10
Основные макроэкономические показатели. 10
Инфляция. 14
Социальная сфера. 16
Тенденции реального сектора экономики. 20
Исполнение федерального бюджета. 25
Роль страны в мировой экономике и международные отношения. 27
Перспективы развития. 30
Экономико-географический потенциал
Франция - самая большая страна Западной Европы. С севера на юг и с запада на восток Франция протянулась почти на 1000 км после Украины это самая большая европейская страна. Площадь 551 тыс. кв. км. К Франции относятся остров Корсика и несколько других более мелких островов в Средиземном море и Балтийском заливе. В состав Франции: заморские департаменты - Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон, Сен-Пьер и Микелон; заморские территории - острова Новая Каледония, Французская Полинезия и другие. Французские заморские территории - острова Новая Каледония, Французская Полинезия и другие. Французские заморские территории простираются на четырех континентах, омываемые четырьмя океанами. Любая заморская территория может выйти из состава Франции после того, как большинство населения выразит такое пожелание. Франция занимает крайнюю западную часть Европейского материка. На северо-востоке страна граничит с Бельгией, Люксембургом, и Германией, на востоке - с Германией, Швейцарией и Италией, на юго-востоке - с Монако, на юге - с Испанией и Андоррой. Морские границы страны имеют большую протяженность, чпм сухопутные. Морская граница тянется на 3120 кв, разделяясь на три полосы: побережье Средиземного моря (Лионский залив и Лигурийское море), прибрежную линию Атлантики с Бискайским заливом и берега пролива Ла-Манш в Северном море. На севере Францию отделяют от Англии неширокие проливы Ла-Манш и Паде-Кале, на западе она омывается водами Бискайского залива Атлантического океана, а на юге - Средиземным морем. Многие участки побережья имеют много бухт, удобных для стоянки судов. Почти четверть сухопутной границы пролегают по гребню Пиренеев на границе с Испанией, на юго-востоке граница с Италией и Швейцарией идет по Альпам и Юре. Границей с Германией на значительном уровне служит река Рейн, только на севере низменности Франции незаметно сливаются с низменностями Бельгии.
ЭГП Франции являются благоприятным для развития хозяйства. Общей Европейский рынок, использование различных видов транспорта, благоприятные природные условия, удовлетворительные природные ресурсы (так как большинство месторождений уже истощены) - явные плюсы ЭГП. В системе географического разделения труда Франция занимает одно из ведущих мест в данный момент. Франция - бывшая владелица огромного количества колоний. После Первой Мировой войны Франция потеряла свои ведущие позиции на мировом рынке, остро переживала Мировой кризис. Потеря Эльзаса и Лотарингии привела к ухудшению экономического развития. Вторая Мировая война еще сильнее ударила по экономике. Затем в 80-е годы экономическое развитие Франции характеризовалось замедленными темпами производства, массовой безработицей. Участие в Мировых войнах, соседство с большим количеством стран значительно подорвало экономическое состояние страны, хотя в целом в настоящее время Франция вернула занимаемые ранее позиции.
ПГП Франции является благоприятным и оказывает благоприятное влияние на экономику. Страна является одной из ведущих в мире. Выгодное географическое положение, обеспеченность ресурсами, развитая транспортная система, страна входит в состав ООН, НАТО, ЕС, ВТО, ОБСЕ - несомненные плюсы ПГП Франции. Но по политическому влиянию она все же уступает таким странам как США, Великобритания. Налицо слабый военно-стратегический потенциал, который страна компенсирует с помощью многополярной дипломатии, а также наращиванием военно-промышленного комплекса. Существует опасность обострения политических отношений, так как Франция граничит с большим количеством государств.
Ресурсное обеспечение
Франция – одна из крупнейших стран Западной Европы, граничащая с Германией, Бельгией, Люксембургом, Швейцарией, Италией, Испанией и Андоррой. На севере граница с Великобританией проходит по известным проливам Атлантического океана. На юге расположено очень маленькое по своим размерам княжество Монако. Рассмотрим теперь природные условия страны. Основная территория – холмистая, с низменностями и возвышенностями и горами средней высоты. Самая высокая гора Франции и всей Западной Европы – Монблан, высота которой составляет более 4800 метров над уровнем моря. Природные условия и климат Франции во многом обусловлены влиянием Атлантического океана на северные области и теплого Средиземного моря на южную часть. На севере страны преимущественно влажный и мягкий морской климат с небольшими колебаниями температуры воздуха в зимний и летний период.
На юге Франции более высокая среднегодовая температура воздуха, чем на севере, но осадков выпадает меньше, что характерно для средиземноморской климатической зоны.
Природные условия страны настолько различны, что южные приморские районы, долина Роны и остров Корсика находятся в субтропическом климате с очень мягкой зимой и достаточно жарким летом. На северо-западе Франции находится Нормандия с её мягкими холмистыми зелеными пейзажами летом и Бретань с её красивой береговой линией. К северо-востоку страны примыкают равнинные Эльзас и Лотарингия, на юге от которых расположены горы Юра средней высоты, а за ними следуют Альпы — любимый район альпинистов и горнолыжников, который тянется до Лазурного берега. Как видим, природные условия страны весьма разнообразны.
В центральной части расположена долина Луары, к югу находится Центральный массив, примечательной чертой которого являются огромные кратеры потухших вулканов, находящиеся в контрасте с пологими холмами, плато и речными долинами. На юге Франции находится горный массив Пиренеи, самая высокая точка – пик Д'Эстатс, высота которого составляет 3145 метров над уровнем моря. Таковы природные условия Франции. Стране принадлежат многие острова, находящиеся в трех океанах. Главный и самый знаменитый остров – Корсика. Это самый крупный по своим размерам остров Франции, славящийся замечательным природным ландшафтом. Он территориально делится на несколько регионов и в каждом есть много привлекательного и интересного для туристов. На севере Корсики расположен известный город Бастия — один из самых древних и красивейших городов острова, да и, пожалуй, всей Франции. Часть, находящаяся на северо-западе, известна своей береговой линией необычайной красоты и городом Кальви, где родился Христофор Колумб. Что касается природных ресурсов, то в стране имеется в большом количестве железная и урановая руда, бокситы, калийные и каменные соли, уголь, цинк, медь, свинец, никель, нефть, древесина. Добыча железной руды составляет ежегодно приблизительно сорок миллионов тонн, бокситов — около двух миллионов тонн, нефти — около четырёх миллионов тонн. Климатические условия таковы, что в стране эффективно выращивается пшеница, цитрусовые, виноград, яблоки, сахарная свекла, подсолнечник, кукуруза, картофель, и многое другое. Пахотные земли занимают примерно треть территории страны, леса и кустарники — около двадцати семи процентов, пастбища и луга — двадцать три процента, неиспользуемые и застроенные земли — около семнадцати. Основные виды растительного мира — дуб, граб, липа, каштан, бук, сосна, береза и другие; представители животного мира — медведи, волки, лисы, кабаны, олени, барсуки, косули, зайцы, змеи, горные козлы, белки; птицы — орлы, куропатки, ласточки, рябчики. Таковы природные условия и ресурсы Франции.
Инвестиционный климат
Отношение Франции к иностранным инвестициям в целом благожелательное, хотя позиции правительства время от времени менялись. Инвестирование иностранного капитала не допускается либо ограничивается лишь в отдельных отраслях экономики, например в разведке недр, добыче полезных ископаемых, фармацевтической промышленности. С 1966 г. наметилось особо благоприятное отношение к инвестициям из стран ЕС. Франция, как и другие участники сообщества, была обязана беспрепятственно выдавать разрешения на инвестирование капитала, поступающего из стран — членов ЕС.
В 70-80-х годах французское правительство активно поощряло зарубежные инвестиции французских компаний. В 1980 г. Франция привела свое законодательство в отношении прямых инвестиций в страны «Общего рынка» (ныне ЕС) в соответствие с Римским договором, предусматривающим свободное движение капиталов. С 1980 г. инвестиции Франции в эти страны, так же как и их капиталовложения во Францию, не требуют предварительного разрешения властей. Ограничений в отношении процента иностранного участия во Франции нет.
Общий контроль за иностранными инвестициями во Франции сосредоточен в министерстве экономики и финансов. Непосредственный и основной орган контроля — Директорат казначейства этого министерства. Он же координирует финансовые отношения Франции с иностранными государствами.
Директорат осуществляет валютный контроль и регулирует все вопросы, относящиеся к притоку и оттоку прямых инвестиций и займов за границей. Некоторые свои полномочия по валютному контролю Директорат передал Банку Франции и таможне.
Для инвестирования во Франции (так же как и для вывоза из нее французского капитала) необходимо предварительно получить разрешение, подав декларацию в министерство экономики и финансов. В принципе, разрешения выдаются беспрепятственно компаниям любого государства, если инвестиции желательны и не влекут установления иностранного контроля над какой-либо отраслью экономики.
Участие в размере свыше 20% капитала акционерной компании рассматривается как прямые инвестиции. Стремясь оградить экономику страны от чрезмерного влияния иностранного капитала, Директорат казначейства при оценке степени контроля со стороны иностранных компаний (или даже французских, но контролируемых иностранной компанией) учитывает не только размер их инвестиций, но и все иные виды зависимости и влияния конкретного инвестора, которые могут, явиться следствием приобретения (помимо акций) патентов, лицензий, осуществления торговых сделок и займов, предоставления компании гарантий в крупном масштабе и т.д.
На иностранную компанию распространяется национальный режим уплаты налогов, получения кредитов и разного рода льгот. Ограничений при переводе из страны прибылей нет. Более того, иностранные инвесторы, осуществляющие капиталовложения в менее развитых (отсталых) районах, пользуются субсидиями французского правительства, кредитами на льготных условиях и налоговыми льготами. Субсидии составляют от 15 до"20% размера ввозимого иностранного капитала. Помимо этого, местные власти могут освободить предприятия от уплаты налогов на 5 лет.
Вместе с тем во Франции существуют некоторые ограничения прав иностранцев. Если речь идет о создаваемых предприятиях по добыче, переработке или импорту нефти, то иностранцу запрещается занимать в них руководящие посты.
Кроме валютного во Франции существует специальный контроль, распространяющийся на зарубежные займы, внутренние и внешние прямые инвестиции; его методы во многом зависят от требований валютного регулирования. Сделки о прямых инвестициях со странами ЕС не подпадают под такой контроль и осуществляются только на основе декларации и одобрения со стороны органов валютного контроля.
Выпуск займов и акций на рынке Франции, как правило, также должен быть одобрен министерством экономики и финансов. Получение займов за границей отделениями и филиалами юридических лиц, находящихся во Франции, обычно требует предварительного разрешения указанного министерства. Надо отметить, что все эти нормы часто меняются в зависимости от валютно-финансового положения страны. [4, с. 12]
В 1977 г. во Франции принят циркуляр о прямых французских инвестициях за границей и прямых иностранных инвестициях во Франции, который свидетельствует о том, что Франция стремится избежать чрезмерного влияния иностранного капитала. В ст. 122 циркуляра говорится, что французское товарищество может считаться находящимся под иностранным контролем, даже когда доля иностранного участия очень мала, если это участие сопровождается правом обладателя такой доли на преимущественное приобретение части или всех остающихся акций или если последний предоставляет займы либо гарантии, размер которых позволяет думать, что он отвечает за финансирование товарищества, а также если иностранное участие сопровождается передачей патентов, лицензий, заключением коммерческих контрактов, контрактов о техническом содействии, в результате чего товарищество оказывается зависимым от иностранного инвестора или его группы.
Иностранная компания, контролируемая другой компанией из стран ЕС, может свободно учредить дочернее предприятие во Франции либо участвовать в капитале французской компании. Никакой предварительной декларации от французских компаний, желающих инвестировать за границей, не требуется, если сумма инвестиций не превышает установленного предела.
Перевод капитала между Францией и всеми странами, не входящими в зону французского франка, должен получить одобрение. По общему правилу перевод капитала из Франции резидентами ограничен; в то же время ввоз во Францию капитала из иностранных государств свободен. Перевод за границу средств нерезидентов также не ограничен.
Таким образом, инвестиционный климат является довольно благоприятным для иностранных инвесторов. Не существует каких-либо больших барьеров во вложении средств, переводе капитала за границу и т.д. Единственное препятствие – это опасения французских властей по поводу увеличения зависимости от иностранного капитала. Это регулируется со стороны власти весьма серьезно.
Социальноэкономическое развитие