Совершенствование государственно-частного партнерства при переходе к устойчивому развитию региона

Если укрупнено подводить итоги переходного периода, то можно отметить, что Россия уже признана как страна с рыночной экономикой, ликвидирован монополизм государственной собственности, и теперь абсолютное большинство экономических единиц и хозяйствующих субъектов в стране образуют негосударственный сектор экономики, который занимает господствующие позиции в различных сферах деятельности и может инициативно развиваться. Значительную роль играют акционерные общества, корпорации, крупнейшие из которых составляют наиболее действенное звено экономики. При этом государство сохранило свою долю в капитале практически всех ведущих акционерных компаний. Правомерно возникает вопрос, должно ли государство полностью «уйти из экономики» или это может привести к «уходу экономики из государства»?

Как известно, спор о роли и значении государства в рыночной экономике идет давно. Так в начале проведения экономических реформ в России консультанты из европейских стран и США пропагандировали идею либерализации, т.е. обеспечения максимального простора для предпринимательской деятельности, убеждая, что рынок сам все поставит на место. Утверждалось, что не надо в принципе ничего создавать, есть рынок, рыночные регуляторы, они все исправят, отрегулируют. Были проигнорированы основополагающие предупреждения французского ученого Жака Сапира о том, что дело перехода к рынку нельзя отдавать на откуп самому рынку и что нелепо пытаться воспользоваться преимуществами еще не существующего института.[53]

Группа ученых РАГС однозначно, и мы считаем правильно, выразила свою позицию подчеркивая, что пока у нас нет рынка, в переходный период в обязательном порядке необходимо определить степень участия государства в построении новой экономической системы[54]. И это не случайно. Опыт экономической реформы доказал научную и практическую бесплодность противопоставления рыночного хозяйствования и экономической роли государства. Экономическая теория и практика убедительно доказывают, что нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях, социально ориентированной рыночной экономики без активной роли государства. Даже в тех странах, где официально провозглашается принцип невмешательства государства в экономику (например, в США, Японии), на деле оно активно влияет на развитие хозяйственной системы. Можно объективно утверждать, что государственное регулирование рыночной экономики является обязательным условием ее эффективного развития. «Подобно любому другому сложному устройству, конкурентная экономика, - отмечает В.В.Леонтьев, - может давать сбои в стрессовой ситуации, а такая ситуация возникает всегда, когда оно сталкивается с проблемами, значительно отличающимися от тех, которые оно решало прежде. Неудивительно поэтому, что при переходе от мира к войне или от войны к миру, при переходе от длительной стагнации к быстрому росту или при необходимости осуществления быстрых и резких технологических изменений решение проблем достижения общего равновесия … может быть облегчено благодаря использованию внешнего воздействия, то есть планирования»[55]. Мы считаем не случайно в переходный период стали складываться теоретические основы государственного регулирования, признание того, что рынки не всегда действуют эффективно, что позволило выработать концепцию ”провалов ранка”[56]. Был составлен четко определенный перечень провалов, связанных с внешнеэкономической деятельностью и производством общественных благ, где вмешательство государства в экономику признавалось оправданным.

Разделяем точку зрения тех ученых-экономистов, которые признают, что государство и частный сектор тесно взаимосвязаны. Первое должно выступать дополнением к рынкам, делая то, что способствует улучшению их функционирования, и исправляя рыночные провалы, а в ряде случаев выступая катализатором некоторых процессов. Идеальная ситуация достигается тогда, когда удается обеспечить гармоничную встроенность государственного регулирования в сложившийся рыночный механизм. Сравнительный анализ двух макрорегуляторов позволяет сделать важное заключение о том, что в целях улучшения управления хозяйственным комплексом региона разумнее всего не менять попеременно один регулятор на другой, а перейти к смешанному типу управления, органически соединяющему в себе достоинства обоих хозяйственных механизмов. В качестве важной особенности современной России можно отметить стремительное формирование дополнительного "третьего сектора", что исследовано в работах Ф.М.Бородкина[57], М.Кодина[58], Т.М.Матвеевой[59] и В.Г.Хороса[60]. Специфика каждого из трех секторов может быть представлена так. К первому сектору принадлежат все те организации, которые непосредственно реализуют государственные властные функции. Ко второму сектору относятся все организации, ориентирующиеся на получение дохода, экономически эффективное (выгодное) использование денежного капитала. При этом капитал не обязательно должен полностью принадлежать организации. Она может его «арендовать». Капитал может быть и государственным. Но в любом случае используемый капитал должен давать организации данного сектора некоторый прирост собственных денежных средств в форме прибыли.

В третий сектор входят организации, создаваемые ради удовлетворения потребностей групп предприятий и отраслей. Это общественные институты в виде ассоциаций, союзов, лиг, палат. Не случайно, на территории Владимирской области специально создана сеть саморегулируемых организаций и структур отраслевого самоуправления. Отраслевые союзы принимают на себя координацию действий по решению таких проблем, как представление интересов отрасли на всех уровнях государственной власти, развитие взаимовыгодных кооперационных связей, оказание маркетинговых услуг, а так же участие их в различных выставочно-ярморочных мероприятиях.

Так, лига оборонных предприятий оказывает практическую помощь в рассмотрении различных вопросов текущей и перспективной деятельности предприятий отрасли. Заседания Лиги проводятся с участием представителей Минпромэнерго России и ФГУП «Рособоронэкспорт». Обсуждаются вопросы диверсификации производства, участия предприятий в реализации проектов в рамках целевых программ, возможность их финансирования из федерального бюджета.

Система "Бизнес для Бизнеса" в области представлена сетью организаций, среди которых некоммерческое партнерство «Владимирская областная саморегулируемая организация специалистов по управлению и экономике», оказывающая услуги предпринимателям в области консалтинга, мониторинг экономического состояния и уровня развития бизнеса организаций области. Некоммерческая организация «Ассоциация работодателей и товаропроизводителей Владимирской области»; ООО «Агентство по работе с промышленными предприятиями»; Торгово-промышленная палата Владимирской области дополняют имеющийся спектр услуг.

Для построения эффективной схемы управления хозяйственной системой региона, обеспечения процесса устойчивого развития необходимо рациональное сочетание всех субъектов управления, как это показано на рисунке 5.

 
  Совершенствование государственно-частного партнерства при переходе к устойчивому развитию региона - student2.ru

Рисунок 5. Взаимодействие государственного регулировании,

Наши рекомендации