Что такое «предприятие»?

Экономика любой страны предстает перед нами как деятельность огромного числа хозяйствующих субъектов, создающих разнообразные товары и услуги. Одни из них производят товары, нужные для жизни человека, — «предметы потребления» (пищу, одежду, обувь и т. д.). Другие создают инвестиционные товары (используемые в процессе производства: станки, машины, руду, металл и т. д.). Есть предприятия, работа которых необходима для того, чтобы доставить сырье или готовую продукцию до мест потребления, — транспортные предприятия. Есть целые группы разнообразных предприятий, которые оказывают производственные услуги — хранят продукцию, обеспечивают энергией, средствами связи и т. д. Наконец, в разнообразных услугах нуждается сам человек, услугах, которые делают его жизнь более удобной, комфортной, освобождающих от бытовых и житейских повседневных забот, и за оказание которых он готов платить

Если отвлечься от разнообразия продукции, производимой каждым конкретным предприятием, то можно выделить те общие признаки, которые свойственны всем им.

Прежде всего можно увидеть, что каждое предприятие — это совокупность определенных средств производства(так, для того, чтобы произвести чугун, необходимы доменные печи, руда, из которой он выплавляется, уголь, всевозможные добавки и т. д.).

Совокупность средств производства для каждого предприятия, производящего определенный вид продукции, имеет свои особенности, специфику имеют и технологии, т. е. способы изготовления продукции.

Но сами по себе средства производства, не охваченные живым пламенем труда, как образно говорил К. Маркс, есть лишь мертвая груда вещей. Для того, чтобы их оживить, привести в действие, нужен труд, нужны работники, использующие средства производства для создания нового продукта. Поэтому непременным и существенным признаком предприятия является совокупность работников, объединенных общим процессом труда.

В процессе труда между работниками возникает целая гамма отношений, которые называются «производственные отношения».Они включают:

— организационные отношения, обусловленные особеннос
тями технологии производства и разделения труда в рамках
данного предприятия (последовательность проведения работ,
их упорядочение, взаимодействие различных частей и звеньев
предприятия);

— связи, которые обусловлены и вытекают из отношений
собственности на средства производства (это отношения распре
деления, управления, а нередко — и потребления);

— связи, в которые вступает каждое предприятие с други
ми, внешними по отношению к нему субъектами хозяйствен
ной деятельности.

Названные признаки не существуют отдельно друг от друга. Именно их совокупность и единство придают определенность и целостность предприятию как особому, отдельному звену хозяйственной системы.

Таким образом, предприятие — это обособленный техни-

разделениях (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство). Другую группу составляет нематериальное производство,отличительным признаком которого является создание особых продуктов — «услуг». Задачами деятельности предприятий, действующих в этой сфере, является создание разнообразных по характеру услуг (от ремонта бытовой техники до услуг большой социальной значимости — здравоохранения, просвещения, культуры).

Большая группа предприятий занимается посредническойдеятельностью. Задача предприятий-посредников — установление взаимовыгодных контактов между производителями и потребителями, продавцами и покупателями. Профессиональное посредничество сокращает совокупные издержки, повышает прибыль предпринимателей, уменьшает затраты потребителей на поиск нужных им товаров, т. е. выгодно всем участникам хозяйственных отношений.

Важные функции выполняют предприятия сферы обслуживания;такие показатели, как количество предприятий в этой сфере, численность занятых в ней работников, территориальное размещение, служат косвенным, но убедительным свидетельством уровня развития материального производства. Ведь чем меньшими затратами труда и ресурсов удовлетворяются материальные потребности людей в обществе, тем, следовательно, больше труда и ресурсов оно может направить на удовлетворение нематериальных потребностей. Состояние сферы обслуживания, объем потребляемых услуг является одной из важных характеристик уровня и качества жизни населения. В большинстве развитых стран в этой сфере общественного производства занято более половины экономически активного населения.

По количеству видов производимой продукциипредприятия различаются как специализированные, т.е. выпускающие ограниченное число товаров, и многопрофильные, производящие разные товары.

В свою очередь различен и уровень специализациипредприятий. В этом отношении может иметь место предметная специализация, когда производится уже готовый к употреблению продукт (например, в пищевой промышленности -разные виды изделий). Подетальная специализация развивается в отраслях, производящих средства производства

(например, производство подшипников, находящих применение в разных отраслях машиностроения). Технологическая специализация характеризует сосредоточение предприятия на выполнении определенной стадии технологического процесса (например, в химической промышленности — производство кислот для последующего их использования другими предприятиями).

В зависимости от размеров предприятия подразделяются на крупные, средние и мелкие.

Чаще всего размер предприятия определяется через численность занятых на нем работников. Подход к распределению предприятий по размерам может быть различным в каждой стране и изменяться по отраслям производства. Так, в США к числу очень мелких предприятий во всех отраслях производства, кроме обрабатывающей промышленности, относятся предприятия с числом занятых до 20 человек, к мелким — до 100, средним — до 500, к крупным — более 500 человек. В то же время в обрабатывающей промышленности мелкими предприятиями считаются предприятия, насчитывающие до 500 работников. В общем количестве предприятий США около 80 % — это мелкие предприятия, доля крупных корпораций составляет около 20 %. Однако последние производят около 80 % ВНП. Как видно, занимая в общем числе предприятий всего 1/5 часть, крупные предприятия производят подавляющую долю продукции. Почему это происходит?

Дело в том, что крупные предприятия обладают целым рядом преимуществ. Большие масштабы производства позволяют им полнее использовать возможности разделения труда внутри предприятия. Дробление процесса труда на мелкие операции приводит к тому, что каждый работник специализируется на какой-либо одной операции и выполняет их неизмеримо больше, чем если бы выполнял работу по созданию продукта от начала до конца. В свое время А. Смит проиллюстрировал на примере булавочной мануфактуры, как разделение труда увеличивает выпуск продукции: «Один человек тянет проволоку, другой выпрямляет ее, третий обрубает, четвертый заостряет конец, пятый обтачивает другой конец, для того чтобы Можно было насадить головку, изготовление самой головки тоже занимает две или три операции.. » Таким образом, само

разделение труда в рамках предприятия выступает мощным фактором повышения его производительности.

В еще большей степени повышается производительность труда, когда разделение труда опирается на использование машинной техники, что позволяет использовать специализированные машины и оборудование. А покупать специализированное оборудование для снижения издержек на единицу продукции могут позволить себе именно крупные предприятия

Крупные предприятия могут приобретать ресурсы в объемах, предоставляющих право на оптовые скидки.

Наконец, крупные предприятия способны вкладывать средства в научно-исследовательские и опытно-конструкторские программы, дающие возможность компании уменьшить издержки производства и выпускать продукцию повышенного качества Все эти преимущества получили в экономической теории название «эффект масштаба».

Тем не менее преимущества крупного производства не беспредельны: при превышении предприятием оптимальных размеров могут возникать и отрицательные последствия — нарушаться производственное единство, снижаться уровень управляемости и т. д. Поэтому задачей предпринимателя является не столько увеличение объема производства «вообще», сколько нахождение его оптимальной величины.

Последние десятилетия в экономике развитых стран отмечены широким развитием мелкого бизнеса.Эта тенденция вызвана обстоятельствами двоякого рода:

во-первых, особенностями современного этапа научно-технической революции, обеспечивающего соответствующую материальную базу для эффективного функционирования мелкого бизнеса;

во-вторых, дифференциацией потребительского спроса в уфювиях растущих доходов населения и преимущественным ростом в связи с этим сферы обслуживания.

Преимущества мелкого бизнеса состоят в следующем

—он динамичнее крупного, мелкий бизнес легче приспо
сабливается к изменяющимся условиям, мелкое производство
оперативнее отражает изменения потребительского спроса;

—развитие мелкого бизнеса существенно облегчает терри
ториальный и отраслевой перелив рабочей силы и капитала;

—мелкий бизнес быстрее «впитывает» новые веяния науч
но-технического прогресса, так как он более приспособлен для
производства уникальных изделий, быстрее и дешевле перево
оружается технически, требует меньших капиталовложений и
обеспечивает их ускоренную окупаемость; зачастую само со
здание мелких фирм реализует попытку коммерческого исполь
зования какого-либо новшества;

—мелкий бизнес улучшает общую структуру производст
ва, так как облегчает адаптацию «неповоротливого» крупного
производства к изменяющимся условиям, к новым требовани
ям НТП: способствует развитию специализации, освобождает
крупные корпорации от производства мелкосерийной продук
ции, занимается поиском, доработкой и освоением новых из
делий, охотнее идет на риск.

В литературе приводятся данные, иллюстрирующие преимущества мелкого бизнеса: американские компании с числом занятых менее 1000 человек разрабатывают в 17 раз больше новых продуктов, чем фирмы с количеством занятых свыше 10000. В послевоенный период примерно 40—45 % всех базовых нововведений было осуществлено на мелких предприятиях. Малые предприятия тратят намного меньше времени на весь цикд производства от разработки нового продукта до выхода на рынок. Если мелким фирмам для того требуется в среднем 2,3 года, то большим — 3,1 года. Примерно равноценные изобретения обходятся мелким фирмам намного дешевле (например, на разработку одного из них мелкие фирмы расходуют в среднем 87 тысяч долл., тогда как крупные фирмы — 2 миллиона долл ). Небольшие фирмы (до 500 чел ) в расчете на 1 доллар, вложенный в научно-исследовательские работы, создали в 4 раза больше новинок, чем средние компании (до 1000 чел ), и в 24 раза больше, чем крупные (свыше 10000 чел ).

Развитие мелкого бизнеса рассматривается правительствами многих стран как важный фактор обеспечения занятости населения Поэтому созданию таких предприятий оказывается разнообразная поддержка, в том числе с помощью кредитов, льготного налогообложения, особенно на начальных этапах их Деятельности Политика помощи и поддержки малого бизнеса проводится и в нашей стране

Наши рекомендации