Экономическая политика в условиях неопределенности
Центральным пунктом дискуссий по поводу экономической политики является применение теории колебаний экономики к разработке вариантов экономической политики. Содержание дискуссии сводится к двум проблемам:
1. Должна ли денежная и бюджетно-налоговая политика
играть активную роль в стабилизации экономики или их роль
должна заключаться в приспособлении к текущим экономичес
ким колебаниям («активный» и «пассивный» характер эконо
мической политики)? Активной называется политика, которая
отражает текущее и прогнозируемое состояние экономики. При
этом различают политические действия, предпринятые в ответ
на серьезные отклонения в экономике, и так называемую «тон
кую» настройку, при которой переменные постоянно упорядо
чиваются в ответ на слабые отклонения в экономике.
2. Следует ли в процессе реализации экономической поли
тики придерживаться определенного курса или же политичес
кие деятели должны по собственному усмотрению оперативно
реагировать на изменение условий («твердый» и «дискрецион
ный» курс экономической политики)?
Существует множество аргументов «за» и «против» каждой из указанных выше позиций. Так, доводы в пользу активного характера экономической политики строятся на анализе модели совокупного спроса и совокупного предложения, которая показывает, каким образом шоковые потрясения вызывают спады. Для периодов спадов характерен высокий уровень безработицы и низкий уровень доходов. Считается, что меры денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики могут предотвратить такие спады, оперативно реагируйте соответствующие шоки. Поэтому отказываться от применения таких мер неразумно.
Основным аргументом против активной экономической политики является наличие временных лагов, которое осложняет задачи макроэкономической стабилизации. Сторонники пассивной экономической политики утверждают, что попытки стабилизировать экономику часто оборачиваются ее еще большей дестабилизацией. Сторонники активной экономической политики отвечают, что к оценке временных лагов нужно подходить очень серьезно, но их наличие не снимает необходимости регулирования.
В частности, сокращению временных лагов способствуют «автоматические стабилизаторы». Они позволяют тормозить или стимулировать экономический рост без специальных коррек-
394 Современная экономика
тировок экономической политики Поскольку результаты экономической политики проявляются лишь через определенный промежуток времени, для успешной политики стабилизации важны экономические прогнозы
Помимо временных лагов, важным фактором характера политики является высокая степень неопределенности экономических процессов. Различают неопределенность, связанную с правильным выбором модели экономики, и неопределенность, связанную с определением значений параметров этой модели. Любая выбранная политиками модель имеет различные оценки ее результатов, поэтому необходимо рассматривать как можно больше возможных прогнозов. В каждой модели существует неопределенность значений параметров и мультипликаторов.
Неопределенность масштабов воздействия конкретных политических мер называется неопределенностью мультипликатора.
Чем более точно политики осведомлены о значимых параметрах, тем более активной может быть политика. Наоборот, если существует большая вероятность ошибок в значениях параметров, тогда политика должна быть более умеренной. При недостаточной или недостоверной информации активная политика связана с большой опасностью нежелательных колебаний в экономике.
Сторонники активной экономической политики не отрицают, что «неосторожная», слишком «амбициозная» политика сама по себе может быть дестабилизирующим фактором.
Вторая дискуссионная проблема — должна ли экономическая политика следовать твердому курсу или нужно выбирать вариант политики, наиболее подходящей для каждого данного момента.
Сторонники твердого курса считают, что на политический процесс вообще нельзя полагаться. При проведении экономической политики государственные деятели часто ошибаются, проявляют непоследовательность, некомпетентность или даже используют ее в своих собственных интересах Политические деятели иногда специально заявляют о намеченных мерах, что-
Экономическая политика государства 395
бы повлиять на ожидания Учитывая возможность непоследовательности поведения политиков, экономические агенты перестают им доверять. На этом основании делается вывод, что чем меньшая свобода действий предоставлена политическим деятелям, тем успешнее решаются поставленные задачи Сторонники твердого курса не отрицают, что сама экономика и наши знания о ней меняются, поэтому не может быть и неизменных правил.
Независимо от характера курса к современным правилам выбора мер кредитно-денежной политики относят:
—поддержание постоянных темпов роста денежной массы
в целях стабилизации темпов роста объема производства при
условии постоянной скорости обращения денежной массы.
Поэтому курс экономической политики должен предусматри
вать изменения темпов роста денежной массы в соответствии с
состоянием экономики;
—поддержание правительством определенных темпов ро
ста номинального ВНП. Считается целесообразным заранее
объявлять планируемые темпы роста ВНП. Если действитель
ные темпы больше, то совокупный спрос сдерживается путем
замедления скорости денежной массы и наоборот;
—контроль над уровнем цен.
К основным правилам бюджетно-налоговой политики можно отнести принцип сбалансированности бюджета, согласно которому расходы государства не должны превышать налоговые поступления. Большинство экономистов считают, что иногда целесообразно поддерживать положительное или отрицательное сальдо бюджета. Сбалансированность бюджета сводила бы на нет действие таких автоматических стабилизаторов, как налоги и бюджетные выплаты. Во время спада налоги автоматически уменьшаются, а выплаты автоматически растут и, таким образом, стабилизация экономики обеспечивается ценой бюджетного дефицита Наоборот, твердый курс потребовал бы повышения налогов и снижения государственных расходов в период спада и в результате привел бы к дальнейшему сокращению совокупного спроса.
Наличие положительного или отрицательного сальдо бюдже-
396 Современная экономика
та может использоваться для минимизации отрицательного воздействия налогов на экономические стимулы. Высокие ставки налогов подрывают экономическую активность, и чем они выше, тем дороже это обходится обществу. Поддерживая ставки налогов в основном на стабильном уровне, а не повышая их или снижая в разные годы, можно свести это бремя к минимуму. Такая политика называется политикой сглаживания налогов. Она предполагает наличие дефицита в периоды необычно низких доходов (в период спада) и необычно высоких расходов (войны).
Бюджетный дефицит может быть использован для перекладывания части налогового бремени на плечи будущих поколений.
В силу перечисленных соображений ряд экономистов выступают против жесткого курса на сбалансированность бюджета. Однако при выработке курса бюджетно-налоговой политики следует принимать во внимание особенности экономической ситуации, способные создать настоятельную потребность в бюджетном дефиците.