Развитие мировой валютной системы
Деньги, как компонент человеческих отношений, существуют несколько тысячелетий. Однако на протяжении длительного времени они оставались частью экономических отношений, складывавшихся в разобщенных, существующих сепаратно группах. Интернационализация валютных отношений, формирование валютных систем наступили относительно недавно, всего пару веков назад, когда международная кооперация достигла высокого уровня, вызвав необходимость четко и ясно соотносить национальные денежные единицы при помощи стандартных процедур.
Валютная система представляет собой сложное экономико-правовое образование, охватывающее совокупность денежно-кредитных отношений, формирующихся под влиянием международных экономических отношений, закрепленных законодательно. В валютной системе отражаются валютные отношения, связанные с нормами и правилами использования и взаимного обмена валют в качестве платежных инструментов, а также органы, регламентирующие и регулирующие эмиссию и обращение валют.
В современном мире выделяют три уровня валютных систем: национальные, региональные и мировые (международные).
Первыми возникли национальные валютные системы. Они являются частью денежной системы страны, основываются на национальном законодательстве, но учитывают нормы международного права. Национальная валютная система – это форма организации валютных отношений в стране с целью обеспечения внешнеэкономических отношений, закрепленная национальным законодательством.
По мере развития международных экономических связей национальная валюта выходит за пределы одного государства, формируя экономические и правовые основы для построения как региональной, так и мировой валютной системы.
Целью национальной валютной системы является обеспечение устойчивости национальной валюты и защита интересов участников внутреннего рынка.
Валютной системой более высокого уровня является региональная валютная система, отражающая регламент валютных отношений в рамках определенного региона. Наиболее развитой региональной валютной системой в современном мире является ЕВС – европейская валютная система. Региональная валютная система занимает промежуточное положение между национальной и мировой валютными системами, более тяготея к последней.
Мировая валютная система – это форма организации валютных отношений в рамках мирового сообщества, закрепленная межгосударственными соглашениями, используемая в международных расчетах. Основная цель функционирования мировой валютной системы заключается в обеспечении эффективного развития международных экономических связей и возможности их долгосрочного планирования.
Мировая валютная система прошла длительный эволюционный путь развития, который можно условно разбить на несколько основных этапов.
Первый этап (1867–1913 гг.). Впервые мировая валютная система сформировалась к середине ХIХ века. Внешнее оформление данного процесса произошло в 1867 г. на Парижской конференции. Денежные системы основных стран мира на тот период существовали или готовилась к работе на условиях золотого стандарта. Это означало, что функции денег выполняло непосредственно золото. На мировых рынках паритет монет разных стран определялся простым весовым соотношением благородного металла, содержащегося в них.
Второй этап (1922–1936 гг.). Новые принципы международных расчетов были утверждены на Генуэзской (1922 г.) конференции и закреплены межгосударственным соглашением. Основными нововведениями того периода были введение золотослиткового и золотодевизного стандартов и узаконивание использования национальных кредитных денег в качестве международных платежных средств.
Золотослитковый стандарт предполагает обмен банкнот на золото в слитках. Так, например, в Великобритании к обмену можно было предъявить банкноты на сумму 1 700 ф. ст. для обмена их на слиток весом в 33 фунта, а во Франции сумма в 215 000 фр. соответствовала слитку веемом 12,7 кг.
Золотодевизный стандарт предполагает возможность обмена банкнот на валюту других стран, так называемые девизы, которые имеют золотое обеспечение и свободно обмениваются на золото. Данный стандарт устанавливался в странах, не обладающих значительными золотыми запасами, таких как Германия, Австрия, Норвегия, Дания и т.д.
Третий этап (1944–1971 гг.). Вторая мировая война существенно изменила многие сложившиеся до нее международные экономические пропорции. К концу войны США, на территории которых не велись боевые действия, располагали крупнейшим золотым запасом[17], превратившись в самое мощное (как в экономическом, так и в военном плане) государство. Это не могло не сказаться на характере международных расчетов и роли денег в их осуществлении.
Незадолго до окончания Второй мировой войны, в июле 1944 г., в местечке Бреттон-Вудс (штат Нью-Гэмпшир, США) состоялась международная конференция, заложившая основы будущих валютных расчетов между государствами.
Новая международная валютно-финансовая система основывалась на механизме совокупности регулируемых фиксированных валютных курсов и руководствовалась следующими основными принципами:
утверждение системы золотых паритетов в рамках действующего золотодевизного стандарта;
сохранение (обеспечение) стабильности сложившихся курсов валют с целью предотвращения практики девальвации валют;
исключение из международной расчетной практики потоков золота;
утверждение доллара США в качестве основной платежной единицы в международных расчетах[18];
свобода торговли и движения капитала в международном экономическом пространстве.
Страны-участницы обязаны были установить золотое (долларовое) содержание денежной единицы. А также поддерживать курс национальной валюты в пределах 1% отклонения в любую сторону от паритета. (При изменении курса, превышающем 10% отклонения от паритета, требовалось согласие МВФ.)
Правительство США обязывалось поддерживать постоянную цену на золото на уровне 35 дол. за одну тройскую унцию, а также обменивать имеющуюся долларовую наличность на золото по первому требованию центральных банков других стран – участниц Бреттон-Вудского соглашения.
В рамках Бреттон-Вудской валютной системы был создан Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). МВФ был призван сделать новую валютную систему дееспособной посредством установления сотрудничества в области валютных отношений, обеспечения устойчивости валютных курсов, постепенной отмены валютных ограничений и введения обратимости валют. Страны, входившие в Бреттон-Вудскую валютную систему, обязаны были вносить вклады в МВФ (в соответствии с размерами национального дохода, численности населения, величины внешнеторгового оборота и т.д.) и, соответственно, получать льготные кредиты на нужды макроэкономического характера.
Первоначально членами Бреттон-Вудской валютной системы было 44 страны, а к моменту ее распада уже более восьмидесяти.
Четвертый этап (с 1976 г.). Уже к 1973 г. ряд экономически развитых стран (США, ФРГ, Япония и др.) осуществили переход к плавающим курсам своих национальных валют. К 1976 г. такой порядок был принят практически во всех развитых западных государствах[19]. Это обстоятельство позволяет говорить об окончании эпохи золотого стандарта и сокращении влияния золота на международные расчетно-резервные операции. Хотя отдельные страны продолжали привязывать свою денежную единицу к золоту (например Швейцария, где золотой стандарт отменен только с 1 января 2000 г.).
В 1976–1978 гг. были предприняты попытки создать новую общемировую валютную систему. Международная конференция стран-членов МВФ состоялась в январе 1976 г. в Кингстоне (Ямайка). Выработанные на ней положения организации валютного пространства получили название Ямайские соглашения. Несмотря на усилия США вновь утвердить монопольное положение доллара в мировой валютной системе, участники не поддержали такую позицию ввиду расхождений во взглядах на перспективы дальнейшего экономического развития Европы, Азии и Северной Америки.
Вновь созданная мировая валютная система основывалась на следующих основных принципах:
утверждается переход к мультивалютному рыночному стандарту, при котором роль резервного актива может выполнять любая валюта;
каждая страна самостоятельно определяет режим формирования валютного курса национальной денежной единицы (фиксированный или плавающий);
золото лишается роли эталона стоимости, отменяется его официальное фиксированное соотношение с долларом США и иными национальными валютами. Курсовая цена золота определяется в результате биржевых торгов;
вводится стандарт операций по СДР (Special Drawing Rights – специальные права заимствования);
основным органом регулирования международных валютных отношений и мирового валютного рынка утверждается Международный валютный фонд;
вводится требование свободной обратимости валют по текущим операциям.
СДР – виртуальная денежная единица, призванная стать основой формирования валютных паритетов в мире и заменить в этом качестве доллар США.
Курс СДР определялся исходя из утвержденной корзины валют. Первоначально корзина формировалась следующим порядком, %: доллар США – 42; немецкая марка – 19; японская иена – 15; английский фунт стерлингов – 12 и французский франк – 12. Такая корзина просуществовала вплоть до появления в официальных международных расчетах евро. С 1999 г. корзина СДР формируется следующим образом, %: доллар США – 39; евро – 32; японская иена – 18; английский фунт – 11.
Следует заметить, что решения Ямайской валютной конференции не были реализованы полностью. Главная причина этого – противодействие США, не желавших добровольно расставаться с правом эмитировать международное платежное средство. В результате роль СДР в международных расчетах в современном мире весьма скромна.
Главным результатом Ямайских соглашений стало закрепление процесса демонетизации золота, перевод его из основного финансового актива, средства поддержания международной ликвидности и мирового расчетного инструмента в разряд обычных товаров. Именно с этого времени можно говорить о полной утрате золотом денежных функций.
Отсутствие единого мнения по вопросу о международном универсальном платежном средстве породило возможность развития региональных валютных рынков. В середине 1970-х годов данный процесс начал набирать обороты. Наибольшего результата добились европейские страны.
Успешный опыт глубокой всесторонней валютной интеграции европейских стран был наработан в процессе построения Европейского валютного союза во второй половине XX века.
Процесс углубленной интеграции государств Европы в единую систему начался с создания Евросоюза, когда были поставлены следующие цели:
формирование экономического и политического союза на базе межгосударственного регулирования с целью превращения ЕС в единое мощное государственное образование;
укрепление позиции западноевропейского центра для противостояния влиянию США и Японии;
удержание коллективными усилиями в сфере своего влияния развивающихся стран.
Главным элементом экономического союза является соответствующая валютная система с общими принципами проведения валютной политики и механизма валютного регулирования.
В 1979 г. Евросоюз объявил о формировании Европейской валютной системы. Охарактеризуем ее главные отличительные черты.
Одним из основных практических шагов в формировании единого европейского валютного пространства является создание коллективной валюты – ЭКЮ (European Сurrency Unit), выполнявшей роль международного платежно-расчетного и резервного средства. Курс ЭКЮ определялся по методу валютной корзины, в которую входили валюты 12 государств-членов ЕС. Доля конкретной валюты в корзине ЭКЮ зависела от удельного веса стран в совокупном ВВП государств-членов ЕС, %: немецкая марка – 30,1; французский франк – 19; фунт стерлингов – 13; итальянская лира – 10,15; голландский гульден – 9,4; бельгийский франк – 7,6; испанская песета – 5,3; прочие валюты – 5,45.
Несомненным достоинством ЭКЮ была его стабильность по сравнению с долларом США, достигавшаяся за счет компилятивности корзины, сочетавшей как твердые, так и мягкие европейские валюты. Частично эмиссия ЭКЮ обеспечивалась золотым фондом, сформированным центральными банками стран ЕС. Ими было передано 20% собственного золотого запаса с целью хеджирования его позиций на валютном пространстве и регулирования эмиссии.
Стабильность любого валютного рынка определяется предсказуемостью поведения обращающихся на нем валют. Страны, участвующие в создании Европейской валютной системы, установили предел колебаний курсов валют в 2,25% в ту и другую сторону от согласованного центрального курса каждой валюты к ЭКЮ[20]. Таким образом, в Европе начал функционировать валютный коридор.
Установленный механизм регулирования валютных курсов получил название «европейской валютной змеи». Это означало, что курсы могут колебаться только в установленных пределах. Если отклонение достигало отметки в 75% от установленного соглашением размера (например, 75% от 2,25%), то центральные банки стран ЕС обязаны были предпринять активные действия, преимущественно в виде валютных интервенций, для выравнивания курса.
Процесс континентального объединения европейских стран привел к появлению еще более интегрированной денежной единицы – EURO (евро). Ее внедрение в систему безналичных расчетов началось с 1 января 1999 г., а налично-денежные расчеты – с 1 января 2002 г. Уже в ближайшее десятилетие данная единица должна стать единым платежно-расчетным средством объединенной Европы. Эмиссией EURO занимается объединенный Европейский банк, созданный на базе соединения центральных банков отдельных государств[21]. При этом не происходит объединения самих банков. Соединяются некоторые функции центральных денежно-кредитных институтов, позволяющие проводить согласованную денежную политику в рамках Евросоюза.
Завершая рассмотрение современной валютной системы, необходимо еще раз подчеркнуть, что в настоящее время валютные рынки стали по своей сути рынками межбанковскими. Это объясняется тем, что куплей-продажей валюты в основном занимаются крупные коммерческие банки и контролирующие этот процесс центральные банки государств. Совершая валютные операции, коммерческие банки не только преследуют чисто спекулятивный интерес, но и руководствуются обязательствами перед своими клиентами, совершающими международные операции.
Платежный баланс
Термин «платежный баланс» ввел один из представителей позднего меркантилизма Джеймс Стюарт (1712–1780 гг.), считавший источником общественного богатства активное сальдо торгового баланса.
В общем плане платежный баланс показывает соотношение платежей, произведенных и полученных определенным государством за некоторый период времени (месяц, квартал, год) по внешнеэкономическим, внешнеторговым и иным международным операциям. В настоящее время при определении величины платежного баланса принято пользоваться методикой, предложенной Международным валютным фондом, который рассматривает его как статистический отчет, включающий следующие основные операции:
сделки, связанные с движением товаров, услуг и получением доходов, проведенные резидентами конкретной страны за рубежом;
финансовые переводы, купля-продажа золота и иных валютно-финансовых ценностей, связанная с их движением к нерезидентам;
односторонние сделки, связанные с бухгалтерскими проводками.
Всю совокупность статей платежного баланса принято разбивать на три глобальные группы: текущий баланс, баланс движения капиталов и компенсационные сделки.
Текущий баланс, или платежный баланс по текущим операциям, в свою очередь, складывается из двух составных частей: торгового баланса и баланса услуг.
Торговый баланс (баланс по торговым операциям) отражает соотношение между стоимостью экспорта и импорта по международному движению товаров за определенный срок. Различают активный баланс, когда стоимость экспорта выше импорта, пассивный (дефицитный) баланс, когда импорт превышает экспорт, и нетто-баланс, когда объем экспорта и импорта совпадает.
Сальдо торгового баланса показывает результат заключения внешнеторговых операций. Рассмотрение чистого сальдо в отрыве от причин, приведших к его появлению, без анализа обстоятельств, его вызвавших, не всегда может дать реальную оценку сложившейся ситуации.
Возникновение активного сальдо означает, что страна является преимущественно экспортером на мировом товарном рынке, а на ее внутренний валютный рынок поступает значительный объем иностранной валюты. Дефицит торгового баланса, напротив, свидетельствует о преобладании импорта и оттоке иностранной валюты с внутреннего валютного рынка. Такая трактовка, преобладающая во многих исследованиях, не однозначна. Действительно, в отношении слабо развитых стран преобладание экспорта над импортом товаров является показателем притока валюты в страну и создает финансовую основу для обслуживания своего внешнего долга. Применительно же к высокоразвитым странам, проводящим политику выноса производств в государства с дешевой рабочей силой и неразвитым профсоюзным движением, наличие пассивного сальдо не является свидетельством негативной экономической ситуации. Кроме того, в периоды серьезного экономического роста, проведения широкомасштабной модернизации экономики отдельные страны могут прибегать к значительным закупкам инвестиционных товаров, предназначенных для вывода отечественного производственного комплекса на передовые рубежи. В этом случае дефицит торгового баланса также не свидетельствует о негативной ситуации в народном хозяйстве.
Баланс услуг отражает движение платежей по широкому кругу операций: транспортные перевозки, услуги всех видов связи (почта, телеграф, телефон, электронная, космическая), туризм, услуги страховых, рекламных, строительных, образовательных и консалтинговых компаний, содержание дипломатических представительств и торговых миссий, обмен в сфере культурных и научных связей и т.д.
Трактовка услуги достаточно условна и менее определенна, нежели товара. Поэтому в рамках данного баланса, по рекомендациям МВФ, учитываются такие статьи, как лизинговые операции, продажа патентов и иной научно-технической документации, получение (выплата) процентов по международным кредитам и иным инвестиционным сделкам, предоставление (получение) военной и военно-технической помощи.
Услуги – динамично развивающаяся отрасль экономик многих стран. Связано это как с углубляющимся процессом специализации отдельных стран в рамках международного разделения труда, так и с расширяющимся рынком туристических услуг.
Платежный баланс по текущим операциям отражает всю совокупность потоков товаров и услуг, как частных, так и государственных, возникающих в процессе международных отношений отдельной страны. Величина сальдо данного баланса позволяет характеризовать место данного государства в мировом хозяйстве: если сальдо положительное, страна может считаться нетто-инвестором по отношению к мировому сообществу, в случае отрицательного сальдо страна классифицируется как должник. Данная трактовка результата по текущим операциям не является окончательной и может быть скорректирована за счет других частей платежного баланса.
Следующий крупный раздел платежного баланса – баланс движения капиталов – отражает сделки, связанные с международным движением капиталов, как государственных, так и частных. Принято подразделять данный раздел на два подраздела: инвестиции и ссудный капитал.
Инвестиции могут осуществляться в прямой и портфельной форме. Прямые инвестиции связаны с созданием реальных ценностей за рубежом (строительство или приобретение конкретных объектов недвижимости). Данная группа инвестиций отражает процесс международного перелива капитала в рамках специализации отдельных стран на выполнении ограниченного круга операций или производстве некоторого вида товаров или услуг, а также перелив капитала в страны с более льготными условиями организации производства. Вместе с тем следует отметить, что подавляющая часть прямых инвестиций, сделанных резидентами высокоразвитых стран, направлена на рынки других стран из этой же группы. Мировая статистика свидетельствует о том, что страны-лидеры среди инвесторов в прямом инвестировании являются и крупнейшими получателями данных ресурсов. Приток иностранных инвестиций в экономику конкретной страны свидетельствует об укреплении ее международных позиций, интернационализации процесса производства и углублении процесса международной кооперации.
Портфельные инвестиции отражают сделки, направленные на приобретение финансовых активов в другой стране. Данный вид международного инвестирования также развивается достаточно динамично. Однако следует отметить, что для страны – получателя портфельных инвестиций приток данных средств не всегда вызывает стабилизацию валютных и финансовых рынков. В отличие от прямых, данные инвестиции зачастую осуществляются в спекулятивных целях и могут резко дестабилизировать внутреннюю экономическую обстановку в стране.
В последние годы прямые и финансовые инвестиции все больше сближаются и переплетаются.
Международный ссудный капитал представляет собой движение денежных средств, не относимых к инвестициям. Выделяют долгосрочное и краткосрочное движение средств.
В состав долгосрочного международного ссудного капитала включают заемные сделки со сроком истечения более одного года. Сюда относятся: государственные и негосударственные (частные) займы и кредиты, как банковские, так и небанковские; приобретение долговых обязательств международных банков и финансово-кредитных организаций; иные сделки.
В составе данной группы операций можно выделить два значимых денежных потока: государственный и частный. Движение ресурсов в рамках государственных заимствований отражает, как правило, сделки, заключаемые между слабо- и высокоразвитыми странами. Государства с недостаточно развитой экономикой прибегают к заимствованию ресурсов у лидеров современного мира. Поэтому по сальдирующему результату движения средств по данной статье в платежном балансе конкретной страны можно определить уровень развития ее национальной экономики. В случае заимствований, проводимых частными компаниями, такой определенности нет. Крупные транснациональные корпорации предпочитают заимствовать ресурсы на мировых финансовых рынках, размещая свои долговые обязательства среди кредитно-финансовых институтов и частных инвесторов. Наличие большой задолженности у корпоративного сектора экономики позволяет говорить как о зависимости национальной экономики данной страны от мировых валютных и финансовых рынков, так и о высоком уровне доверия инвесторов к ее экономике. Однозначная оценка ситуации в данном случае не будет отражать реального положения дел.
Движение долговых обязательств со сроком исполнения до одного года принято называть краткосрочными ссудными операциями. Наиболее распространенными сделками данной группы являются: краткосрочные государственные ценные бумаги; кредитные и депозитные счета в иностранных банках, открытые как физическими, так и юридическими лицами; операции межбанковского рынка, в том числе размещение резервов центральными банками; иные краткосрочные сделки. В данной группе операций на мировом валютно-финансовом рынке преобладают межбанковские сделки.
Сальдо баланса движения капиталов показывает позиции данного государства на мировом финансовом рынке и призвано компенсировать сальдо баланса по текущим операциям. Нередки случаи, когда государство имеет положительное сальдо по текущим операциям платежного баланса, но дефицит в балансе движения капиталов. Такая ситуация характерна для многих стран с невысоким уровнем развития национальной экономики. Многие развитые страны имеют обратную закономерность: баланс текущих операций сводится с дефицитом, который покрывается за счет притока средств от сделок капитального характера.
Третья группа операций, выделяемых в составе платежного баланса, компенсационные сделки, называемые также балансирующими сделками. Данная группа операций показывает:
движение золотых и валютных резервов страны (увеличение или сокращение) за счет различных причин (физическое изменение объемов или курсовая переоценка);
изменение резервной позиции страны в международных финансово-кредитных организациях (в основном оценивается движение резервной позиции в СДР на счетах в МВФ);
безвозмездные перечисления (беспроцентные или льготные займы) стране со стороны международных финансово-кредитных организаций (в первую очередь МВФ) в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
долговые обязательства, обслуживаемые с нарушением сроков (как просроченные, так и погашенные заранее), а также списание или пролонгацию финансовых обязательств;
операции по движению государственных депозитов в иностранных банках, а также покупку и продажу иностранных ценных бумаг государственными органами.
В результате сведения всех статей платежного баланса выводится финансовый результат, называемый сальдо баланса официальных расчетов. В случае формирования положительного результата в страну поступает иностранная валюта, создавая дополнительный спрос на национальную денежную единицу. При этом курс «своей» денежной единицы по отношению к иностранным укрепляется, а перед центральным банком и министерством финансов страны встает задача определить порядок размещения излишков валютных ценностей.
Если формируется отрицательное сальдо, на внутреннем валютном рынке образуется дополнительный спрос на иностранные валюты, а курс национальной валюты начинает снижаться. В этой ситуации регулирующим органам необходимо определить источники погашения образовавшегося валютного дефицита.
Помимо платежного баланса принято определять расчетный баланс. Их отличие состоит в том, что расчетный баланс включает в себя не только текущие обязательства по проведенным валютным операциям, но и те обязательства, срок оплаты которых еще не наступил.
Экономическая система любого современного государства представляет собой сложнейший механизм, развитие которого невозможно без регулирования. Не является исключением и платежный баланс. Государственные органы отслеживают входящие и исходящие денежные потоки, контролируя величину итогового финансового сальдо.
Под государственным регулированием платежного баланса понимают широкий набор мероприятий (денежно-кредитных, валютно-финансовых, фискальных, административно-командных и т.д.), целенаправленно воздействующих на основные статьи платежного баланса и регулирующих его сальдо.
Регулирование платежного баланса в настоящее время обусловлено следующими причинами:
современное мировое хозяйство представляет собой глубоко интегрированную систему. Интернационализированы все товарные и денежные потоки. В этой ситуации состояние платежного баланса предопределяет положение страны на мировом рынке, являясь одним из главнейших оценочных показателей (наряду с такими, как темпы роста ВВП и инфляции, уровень безработицы и т.д.), позволяющих присвоить стране определенный международный рейтинг;
платежный баланс складывается в результате проведения широкого круга операций, заключаемых постоянно в режиме «реального времени», что предопределяет его высокую волатильность. Поэтому периодически возникает необходимость уравновешивания входящих и исходящих товарно-денежных потоков для поддержания сальдо на заранее определенном уровне;
экономическая система каждой страны представляет собой сложный и достаточно хрупкий механизм, который можно дестабилизировать довольно легко, при этом рыночные законы поддержания равновесия национального народнохозяйственного комплекса действуют не всегда эффективно. Обеспечить стабильность сальдо платежного баланса, а также его оптимальную структуру возможно лишь при наличии целенаправленного регулирующего воздействия государства;
государство – единственный участник товарно-денежных отношений, обладающий широким кругом возможностей воздействия на платежный баланс: государственная собственность; перераспределение значительной части национального дохода через государственный бюджет; формирование административно-законодательной базы осуществления международных операций; прямое участие во внешнеэкономических сделках (в качестве одной из сторон либо как гарант, поручитель, иной посредник).
Методы, применяемые государством с целью воздействия на величину платежного баланса, направлены на решение двух главных задач: стимулирование (рациональное структурирование) экспорта и ограничение импорта. К числу наиболее часто применяемых методов регулирования относят: прямое административное воздействие на платежный баланс страны; усиление устойчивости национальной денежной единицы на внутреннем рынке; управление курсовыми колебаниями национальной валюты; использование официального золотовалютного запаса страны; коллективное международное регулирование.
Прямое воздействие на платежный баланс предполагает установление системы ограничений на определенные параметры внешнеэкономических отношений. Данные меры применяются как для импортных, так и для экспортных операций.
При воздействии на исходящие денежные потоки, возникающие в результате осуществления операций по импорту, применяют:
прямые ограничения на величину импорта в страну (возможно применение мер выборочного количественного ограничения по определенным товарным группам);
установление системы нормативно-административных платежей по международным операциям (таможенные платежи, различные сборы и т.д.);
регулирование (ограничение) объемов и направления денежных переводов частных лиц;
ограничение на вывоз капиталов, совершение краткосрочных или долгосрочных инвестиций за рубежом (либо доходов от ранее осуществленных иностранных инвестиций);
свертывание программ официальной помощи иностранным государствам, международным организациям.
Меры регулирования входящих денежных потоков (в результате экспортных операций):
поощрение экспорта путем его прямого субсидирования по приоритетным направлениям (в рамках реализации государственной фискальной и денежно-кредитной политики);
применение системы гарантирования, поручительства, страхования со стороны государства при стимулировании экспортных операций, развитие системы государственных экспортно-импортных банков;
применение системы мер, направленных на ограничение продажи валютной выручки экспортерами;
привлечение иностранного капитала путем создания для него более выгодных условий по сравнению с другими странами (льготная система налогообложения по основной деятельности, отмена налогов на доходы, полученные в стране, и т.д.);
развитие за счет государственных ассигнований тех отраслей и сфер бизнеса, издержки на которые тормозят развитие экспортных отраслей или формируют значительную часть валютных издержек у резидентов (а следовательно, способствуют оттоку валютных ценностей из страны).
Применение методов прямого воздействия на структуру и сальдо платежного баланса имеет неоднозначные последствия. С одной стороны, это достаточно эффективный способ регулирования товарно-денежных потоков, когда воздействие осуществляется целенаправленно по выбранным объектам (при этом степень эффективности напрямую зависит от законопослушности общества, способности государства следить за исполнением принятых решений). С другой стороны, наличие ограничений рассматривается иностранными инвесторами как отрицательный фактор при выборе места размещения своих средств, так как не позволяет им в будущем свободно распорядиться полученной в процессе инвестирования прибылью. Кроме того, административное ограничение импорта ведет к созданию внутри страны неконкурентной среды в пользу отечественных товаропроизводителей. Хотя поощрение производства в национальной экономике является приоритетным направлением во многих странах, в данном случае поддерживается низкоэффективное производство, что противоречит интересам населения (потребителей). Несмотря на это, рассматриваемый метод регулирования широко применяется во многих странах мира, как в кризисные периоды развития экономики, так и после преодоления кризисов.
Помимо воздействия на основные составляющие платежного баланса (в первую очередь торговый баланс), в настоящее время все большее значение приобретают статьи, связанные с движением валютных ценностей в результате их неорганизованного перемещения. К таковым относится туризм и иностранная рабочая сила. С целью сокращения оттока валютных ценностей принято использовать следующие меры:
ограничения на вывоз иностранной валюты туристами из страны;
стимулирование развития иностранного туризма в стране, включая прямые государственные ассигнования на эти цели;
всемерное развитие образования и науки с целью расширения торговли патентами, изобретениями и иными объектами интеллектуальной собственности;
сокращение (ограничение) иммиграции иностранной рабочей силы для предотвращения вывоза валюты.
Второе направление регулирования платежного баланса – воздействие на устойчивость национальной денежной единицы на внутреннем рынке. При реализации данного направления основной целью является оздоровление внутренней финансовой ситуации в стране, сокращение темпов инфляции, стабилизация государственных расходов. Реализация данного направления возможна следующими методами:
оптимизация бюджетных доходов и расходов с целью сокращения бюджетного дефицита (либо увеличения профицита);
увеличение фискальных изъятий в экономике (рост налоговых отчислений, повышение ставок по сборам в пользу государства);
осуществление мер по сжатию денежной массы в стране методами денежно-кредитного воздействия (повышение ставки рефинансирования, увеличение норм обязательного резервирования, расширение портфеля ценных бумаг кредитных институтов за счет государственных обязательств);
прямое количественное ограничение роста денежной массы, устанавливаемое центральным банком;
сжатие величины кредитных вливаний в экономику со стороны коммерческих банков.
Применение мер регулирования платежного баланса, обобщенных в рассматриваемой группе, может привести к социальному конфликту в обществе. Ужесточение проводимой денежно-кредитной и фискальной политики серьезно сокращает уровень доходов населения. Кроме того, укрепление денежной единицы такими методами может привести в длительной перспективе к значительному спаду производства, так как ограничение денежной массы несомненно приведет к свертыванию инвестиционных проектов.
Важным методом регулирования сальдо платежного баланса является воздействие на величину обменного курса национальной валюты. В большинстве случаев государство стремится поддерживать неизменный курс своей денежной единицы. Однако в некоторых случаях прибегают к девальвации или ревальвации национальной валюты.