Мультипликатор автономных расходов

Анализ инвестиционных процессов показывает, что движение чистых инвестиций генерирует мультипликативный рост ВНП. Иначе говоря, инвестируемые деньги - это деньги «повышенной мощности». К аналогичному эффекту приводит и изменение государственных расходов. Это усиленное влияние инвестиций и государственных расходов на рост ВНП получило название мультипликативного эффекта, а модель, описывающая данные взаимодействия, - модели мультипликатора.

Очевидно, что независимо от источника расходов (будь то частные инвестиции I или государственные расходы С), чем выше у экономических агентов дополнительный потребительский расход (т.е. склонность потреблять), тем сильнее отмеченный мультипликативный эффект. Напротив, чем выше склонность к сбережению (а значит, и дополнительная «денежная утечка» при каждом денежном обороте доходов), тем указанный эффект слабее.

В наиболее общем виде модель мультипликатора может быть записана в виде:

Л/ = k&F (44),

где & - прирост национального продукта (дохода), индуцированный увеличением расходов на величину &F; к - числовой коэффициент, названный мультипликатором. Конструкция коэффициента К достаточно проста. Любой дополнительный расход Ai?, поступающий в экономическую систему, одновременно означает доход экономических агентов, получаемый ими в оплату за товары и оказываемые услуги. Проходя многочисленные цепочки трансформаций, этот доход каждый раз уменьшается на сберегаемую тем или иным экономическим агентом часть. В свою очередь, потребляемая часть передается в оплату потребляемых товаров и услуг другому экономическому агенту и т.д. Если предположить

наличие фиксированной величины предельной склонности потребления МРС для всех хозяйственных агентов, независимо от размеров получаемых ими доходов, и положить МРС=^, то тогда общий доход (национальный продукт как сумму доходов), генерируемый расходами Ai?, можно выразить следующим образом:

AJ = i).+q+q '+q +---IAF

(45).

Поскольку q<1, мы имеем бесконечную убываемую прогрессию

\+q+q +q +■■■

Известно, что ее сумма равна l q . Отсюда

1 q l MFC (46).

Вместе с тем, чтобы собрать дополнительные средства для государственных расходов при существующей зависимости между размерами личного потребления и величиной ВНП, потребуется сократить дополнительные мелочи. Однако увеличение налогов при прочих равных условиях будет способствовать сокращению потребления С.

Определение состояния равновесия в зависимости от С, I, G представлено на рис. 30.


мультипликатор автономных расходов - student2.ru

О

Q

Q1

Национальный продукт

Рис. 30. Определение состояния равновесия в зависимости от С, I, G

На рисунке показано, что увеличение государственных расходов от G до G1 вызывает сдвиг вверх кривой C+ I+G на величину (G1-G). Исходная точка общего экономического равновесия Е переместится в положение Е1, что будет соответствовать увеличению национального продукта (последнее потребует часть государственных расходов при фиксированном уровне частных инвестиций (I) направить на капитальные вложения). Вместе с тем, поскольку наклон прямой C+ I+G1 полностью определяется характером потребления, то для того, чтобы переместить ее в положение, соответствующее состоянию общего экономического равновесия Е, потребуется налог в размере LK. Именно эта величина налога будет соответствовать сокращению

потребления на величину E1K. Заметим также, что отношение &£ -это не что иное, как предельная склонность к потреблению МРС, имеющая место в обществе. Определив мультипликатор налога как

LK

=а-е

, нетрудно увидеть, что

„ а-6 Q-Q.AZ

.

i'-.нге ^

Но LK , а ^к - это не что иное, как мультипликатор расходов.

Таким образом, мультипликатор расходов и мультипликатор налога связаны следующим образом:

„ „tnr- MFC

1-МРС

(47).

Мультипликатор налога при изменении состояния общего экономического равновесия содержит в себе очень полезную для аналитиков информацию. Он показывает относительную величину изменения ВНП, генерирующую каждым рублем увеличения (уменьшения) налогового бремени.

Отметим также, что точки общего экономического равновесия Е и Е1 соответствуют состояниям равенства совокупного спроса и предложения, которые рассматривались ранее (см. рис. 28.).

Наши рекомендации