Желательно чтобы рекомендации были оформлены в виде социальной технологии работы с персоналом
Смысл социальной технологии задаётся проблемой, поставленной в дипломе. Социальная технология имеет следующие структурные элементы (рис. 1):
Рис. 1. Основные элементы социальной технологии
Разработка социальных технологий в практике управления персоналом позволяет создать логически завершённый механизм совершенствования трудового потенциала предприятия, рационализировать приёмы и методы управления людьми, составить прогноз развития персонала организации.
3.2. Расчёт социально-экономической эффективности внедрения проекта.Неотъемлемой составной частью дипломного проекта является расчёт затрат и результатов, связанных с реализацией проекта, оценка его экономической и социальной эффективности.
Так, для расчёта социально-экономической оценки эффективности работы по сокращению сроков адаптации персонала, например, можно использовать следующие показатели:
- профессиональная адаптация – выполнение норм времени и норм выработки, рост производительности труда, снижение травматизма и т. д.;
- социально-психологическая адаптация – изменение показателя статуса работника, степень сплочённости коллектива, использование индивидуальной или групповой социограммы и т. п.;
- организационная адаптация – снижение потерь рабочего времени, улучшение дисциплины труда;
- экономическая адаптация – рост зарплаты по тарифу, выплат стимулирующего характера, единовременных премий и др.;
- психофизиологическая адаптация – рост производительности труда, выполнение норм выработки;
- культурно-бытовая адаптация – рост числа участий работника в мероприятиях, проводимых коллективом, в том числе и вне рабочего времени.
Анализ и оценку социально-психологического климата коллектива можно сделать с помощью всех или отдельных групп факторов, воздействующих на него.
Для оценки служебно-функциональных факторов имеет смысл проанализировать обеспеченность предприятия видами оборудования, машин, сравнить фактическое наличие оборудования с плановой потребностью. В этом случае следует рассчитать показатель фондовооруженности труда, определяемый как отношение среднегодовой стоимости производственных фондов к среднесписочной численности рабочих в наибольшую смену. Указанные показатели, отражая условия, режим труда работников, в конечном счете, определяют общий эмоциональный настрой в коллективе.
К показателям, характеризующим управленческие факторы, можно отнести сплоченность управленческого звена и др.
К показателям, характеризующим управленческие факторы, можно отнести сплоченность управленческого звена и др.
Профессионально - квалификационные факторы определяются численностью коллектива, соответствием квалификации работников и выполняемых ими работ, выполнением норм выработки и т.п. Экономические факторы, определяющие социально-психологический климат, могут характеризоваться системой оплаты труда, динамикой заработной платы отдельных категорий работников и структурой единовременных вознаграждений, динамикой выплат социального характера и т. п.
Обобщая результаты экономических расчетов, имеет смысл определить суммарный, обобщающий эффект в денежном выражении, складывающийся из эффектов от всех предложенных мероприятий. Желательно при этом рассчитать и отметить, за счет каких предложении обеспечивается наибольший результат.
3.3 Мероприятия по внедрению проекта.В данном разделе должен быть представлен состав мероприятий по социально-психологическому, профессиональному и ресурсному обеспечению внедрения проекта, контролю хода внедрения, стимулирования всех участвующих в нем работников. Состав мероприятий может быть представлен в форме плана с указанием сроков их проведения, ответственных должностных лиц.
В «Заключении» дипломного проекта следует сформулировать основные теоретические выводы и практические рекомендации, вытекающие из проведённого исследования. Объём заключения должен составлять 2 - 3 страницы.
В заключении дается оценка степени выполнения поставленной задачи, которая вытекает из темы проекта и полученных в аналитическом и проектном разделах результатов. Оценка должна содержать данные о наличии в дипломном проекте элементов исследования и о практической значимости проекта с точки зрения студента. Здесь же характеризуется степень личного участия студента в проведении анализа, социально-организационной проработке проектных предложений.
В заключении приводятся общие данные о социально-экономической эффективности и других преимуществах предложенных студентом мероприятий по сравнению с существующим положением системы управления персоналом на конкретном предприятии, а также показываются пути и методы внедрения проектных разработок в производство.
Наибольшую трудность представляет разработка рекомендаций. Здесь потребуется помощь научного руководителя, а также литература в той ее части, где даются практические советы. При чтении литературы старайтесь максимально подробнее записать все советы, которые дают теоретики и практики управления персоналом, социологи, психологи.
Практические рекомендации должны быть максимально конкретными. Не допускается формулировок типа «расширить состав», «углубить работу», «усилить внимание», «повысить качество» и т. п.
Если говорится, например, о расширении состава, необходимо конкретно указать: на сколько человек, чем это количество обусловлено.
Если речь идет об углублении работы - покажите, какие мероприятия предлагаются.
Усиление внимания тоже надо конкретизировать: в чем конкретно, что для этого требуется.
Возможно, выполнение рекомендаций потребует определенного финансирования. В этом случае необходимо указать, что конкретно необходимо финансировать, какие суммы для этого требуются. Обсуждение таких рекомендаций с консультантом на производстве даст возможность показать и источник финансирования.
Удобной формой представления мероприятий является табл. 6.
Таблица 6
Пример оформления системы мероприятий и рекомендаций
Наименование предприятия | Подразделение внедрения | Требуемая сумма | Источник финансирования | Рекомендуемое лицо в качестве ответственного за исполнение |
1. 2. |