Эффект Храповика». Результаты смещения кривой совокупного предложения

Основные макроэкономические показатели. Понятие валового национального продукта (ВНП).Расчет ВНП по расходам. Чистый национальный продукт (ЧНП) и национальный доход.

ВНП - рыночная стоимость всех конечных благ услуг, произведенных в стране и за ее границами, в течение рассматриваемого периода с использованием только нац. капитала. Конечная стоимость – в ВНП включается стоимость товаров, предназначенная для конечного потребления; стоимость промежуточных продуктов не учитывается. Для расчета ВНП может быть использован метод добавленной стоимости. Это разница между стоимостью самого продукта и стоимостью потребленного сырья и материала. В ВНП не включается денежный объем непроизводительных сделок. Непроизводительные сделки- чисто финансовые (трансферты ,сделки с ценными бумагами) и сделки по продаже поддерж. финансов.

Способы расчета ВНП: по доходам и по расходам. По расходам: потребителями являются население, бизнес и гос-во.

ВВП- суммы всех произведенных благ и услуг внутри страны , независимо от принадлежности капитала.

ЧНП- чистый национальный продукт (показатель без амортизации).ЧНП=ВНП–А( амортизация)

НД- национальный доход НД=ЧНП- Косв. Налоги

ЛД- личные доходы ЛД=НД-взносы на соц.страх-налог на приб–нераспр. приб+трансферты

DI- располагаемый доход

РД- располагаемый доход РД= ЛД - налоги

Измерение уровня цен. Номинальный и реальный ВНП. Расчет индекса потребительских цен (ИПЦ) и дефлятора ВНП.

На ВНП влияет изменение уровня цен, т.к. это денежный показатель. Инфляция может искажать НТП роста ВНП. Поэтому используется номинальный ВНП, который применяется в течение текущего года, и реальный ВНП, который изменяется в постоянных ценах, т.е. очищен от инфляции.

ИПЦ- индекс потребительских цен, который рассчитывается на основе стоимости потребительской корзины. Показывает изменение только потребительских товаров, учитывает измен. цен на импортные товары.

ИЦТП- Индекс цен товаров производственного значения. Отражает изменение цен на станки, уголь, нефть.

Общий индекс цен- дефлятор ВНП. Показывает изменение всех цен, учитывает изменение в структуре производственных товаров, отражает изменение цен на продукцию, произведенную только нац. капиталом.

Макроэкономический анализ. Совокупный спрос и совокупное предложение. Неценовые факторы совокупного спроса. Характеристика участка кривой совокупного предложения.

Совокупный спрос- реальный объем нац. про-ва ,которое население, предпринимательство и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен. Кривая совокупного спроса имеет убывающий характер. Чем ниже общий уровень цен, тем больший объем нац. про-ва будет потребляться.

Неценовые факторы: 1) изменение в потребительских расходах (изменение доходов, ожидание потребителя, налоги, задолжность потребителя.

2) Изменение в инвестиционных расходах (изменение процентной ставки, ожидание прибыли от инвестиций, применение новых технологий , налоги)

3) Государственные расходы (увеличение госуд. закупок) – приведет к увеличению ВНП

4)Изменение в чистом экспорте (увеличение нац. доходов зарубежных стран, изменение валютных курсов, изменение условий внешней торговли)

Совокупное предложение- реальный объем нац. пр-ва, который может быть произведен и предложен при разных уровнях цен. Чем выше цена, тем больше предложение.

AS- кривая совокупного предложения. I- горизонтальный участок –кейнсианский .

Экономика находится в кризисе, реальный объем нац. пр-ва еще не достиг своего

потенциально возможного уровня. Имеются запасы ресурсов, уровень занятости неполный.

На II промежуточ. отрезке наблюдается рост пр-ва. Ноэто увеличение будет происходить

неравномерно по отраслям промыш-ти . Цены вырастут. На III классическом участке эк-ка

достигает своего развития, т.е. все ресурсы используются полностью

Равновесный уровень цен и равновесный объем национального пр-ва.

Пересечение кривой спроса и кривой предложения определяет равновесный уровень цен и объем нац. пр-ва. Наиболее динамичным является спрос. Учитывая сложную конфигурацию кр. предложения, рассмотрим влияние увеличение спроса на точку равновесия.

Эффект Храповика». Результаты смещения кривой совокупного предложения.

В случае снижения совокупного спроса, срабатывает «Эффект Храповика». Храповик- механизм,

который не дает колесу вращаться в обратном направлении. На практике смещение в точку Е3,

по теории- в Е2.

Такое поведение цен объясняется инертностью издержек пр-ва. Предприниматель заключает

договора на аренду и оплату раб. силы по определенным ценам, которую не может изменить

произвольно в сторону уменьшения. Значит предприниматель будет резко снижать объемы

пр-ва , не изменяя цены продукции, чтобы не оказаться в убытке.

«Эффектом Храповика» являются затраты пр-ва. Рассмотрим промежуточный отрезок кр. AS.

Спрос постоянный :1) Предположим, что повысились цены на энергоресурсы=> предложение

снижается (стагфляция).

2) Снижение налогов на прибыль. Совокупное предложение растет.

Наши рекомендации