Экономическое учение С.Сисмонди

Жан-Шарлъ-Леонар Симонд де Сисмонди (1773—1842) — фран­цузский экономист и историк швейцарского происхождения, ро­дился в Женеве 9 мая 1773 г. Его род принадлежал к старинной женевской аристократии. Отец был кальвинистским пастором, владел невдалеке от Женевы имением, в котором протекало дет­ство С.Сисмонди.

По окончании духовной кальвинистской «коллегии» в Жене­ве С.Сисмонди поступил в университет, который ему так и не удалось закончить. Поводом прервать учебу было пошатнувшееся материальное положение отца, из-за чего он перешел на работу в один из банкирских домов Лиона. Но затем произошли извест­ные французские революционные события, от которых С.Сис­монди с отцом не смогли уберечься даже в Женеве, и их посади­ли в тюрьму.

С.Сисмонди было около 20 лет, когда его семья вынуждена была эмигрировать почти на семь лет; сначала на полтора года в Анг­лию, где он углубленно вникает в «Богатство народов» А.Смита, а затем еще на пять лет в Италию, где некоторое время ему дове­лось лично управлять хозяйством на усадьбе своего отца в провин­ции Тоскана и одновременно писать свои первые научные произ­ведения.

По возвращении в 1800 г. в Женеву С.Сисмонди целиком отда­ется научной и литературной деятельности. Уже первые его эко­номические работы «Картина сельского хозяйства Тосканы» (1801) и «О коммерческом богатстве или о принципах политической эко­номии в их применении к торговому законодательству» (1803), в которых он еще не опровергал принцип laissez faire и стоял на позициях А.Смита, принесли ему определенную известность во Франции.

Это обстоятельство во многом предопределило знакомство Сисмонди с мадам де Сталь, которую он в 1804—1808 гг. сопро­вождает в ее путешествии по Италии и Германии. Очевидно, имен­но непосредственные наблюдения действительности и изучение экономической, политической и исторической литературы наи­более крупных европейских стран обусловили многоплановый и неординарный характер исследований этого ученого в пору его творческого подъема. А популярность С.Сисмонди росла букваль­но с каждой его последующей публикацией, в том числе особен­но благодаря изданию двухтомника «Истории итальянских республик» (1807), лекций о литературе романских народов под назва­нием «Литература Южной Европы» (1813).

В 1813 г. С.Сисмонди переезжает в Париж, выступая с серией статей в поддержку Наполеона. Но после реставрации Бурбонов он переезжает в Англию, откуда несколько лет спустя возвращается в Женеву, чтобы провести там остальную часть жизни. В этот пе­риод он пишет самые яркие свои экономические и исторические произведения, в числе которых «Новые начала политической эко­номии, или О богатстве в его отношении к народонаселению» (1819), «Этюды по политической экономии» (1837), а также «Ис­тория французов» (в 31 томе), «История падения Римской импе­рии» (в 2 томах) и др.

Скончался С.Сисмонди в Женеве 21 июня 1842 г. Чтобы выявить вклад С.Сисмонди в историю экономической мысли, необходимо рассмотреть лучшее его произведение, кото­рое, наперекор «Началам...» Д.Рикардо, названо им «Новые на­чала политической экономии...». В этом двухтомном труде он под­робно излагает собственное видение предмета и метода полити­ческой экономии, а также теоретические воззрения по поводу характеристики производительного труда и разделения труда, на­родонаселения и доходов, воспроизводства и реформ, о чем и последует речь далее.

Предмет изучения

К трактовке предмета изучения политической экономии С.Сис­монди обращается почти на всем протяжении тома 1 своих «Но­вых начал...». Причем уже в предисловии к своей работе он напо­минает читателю, что намерен внести значительные изменения в «принципы Адама Смита», которыми Сисмонди руководствуется, подчеркивая, что «рост богатства является не целью политичес­кой экономии, а лишь средством для обеспечения всеобщего сча­стья», что «само по себе увеличение богатства и населения есть лишь абстракция...»3.

Из четырех книг, составляющих I том «Новых начал...», первая специально посвящена «Предмету политической экономии и про­исхождению этой науки». В этой книге С.Сисмонди выделяет три главных, на его взгляд, этапа в эволюции политической экономии и трактовке предмета ее изучения. Первый он называет эта­пом школы меркантилистов, второй — этапом школы экономис­тов-физиократов, третий — этапом школы Адама Смита.

Напервом и втором этапах, пишет С.Сисмонди, материальное благосостояние людей как предмет политической экономии рас­сматривалось в рамках односторонней системы, поскольку меркан­тилисты источник богатства видели только в торговле, а физио­краты — только в земледелии. И только на третьем этапе, заклю­чает ученый, «Адам Смит не пытался, как его предшественники, создать априорную теорию, с тем чтобы потом пристегнуть к ней факты»4.

Солидаризируясь с А.Смитом в том, что источник богатства следует искать в общественном труде, и видя «предмет политичес­кой экономии» именно в материальном благосостоянии людей, С.Сисмонди в то же время делает категорическую оговорку об обязанности государства «дать возможность всем гражданам пользо­ваться тем физическим довольствием, которое доставляет богат­ство». И исходя из этой позиции, автор «Новых начал...» приводит далее две трактовки предмета политической экономии.

Согласно первой трактовке политическая экономия — это наука, изучающая «управление народным богатством». Согласно второй — это «наука моральная» и «в значительной мере нравствен­ная». Причем наука «моральная», потому что она «вводит в заблуждение, когда оперируешь голыми цифрами, и ведет к цели тогда, когда приняты во внимание чувства, потребности и страс­ти людей»; и наука «нравственная» — поскольку, во-первых, «она должна предвидеть... страсти (людей. — Я.Я.)»и, во-вторых, «не­верно, будто достаточно указать на их (людей. — Я.Я.)выгоду, что­бы они стали ее добиваться»5.

Таким образом, предмет изучения, по Сисмонди, как и у клас­сиков, сводится в основном к проблематике сферы производства, где, как он полагает, создается и приумножается материальное благосостояние людей. Однако, в отличие от классиков, он счита­ет необходимым государству управлять «народным богатством» и полагаться при этом не на «абстракции» и «голые цифры», а на «чувства, потребности и страсти людей».

Метод изучения

Творчество С.Сисмонди в значительной мере сопоставимо с классической школой политической экономии и в части метода изучения. Ведь «доктрина Адама Смита, — пишет он, — есть наша доктрина, факел, который его гений вознес над наукой, указал правильный путь всем его последователям»6. Этим, пожалуй, можно объяснить, почему в методологическом инструментарии автора «Новых начал...» наряду со специфическими есть немало элементов, присущих творчеству классиков (вспомним, что К.Маркс считал С.Сисмонди одним из завершителей классической поли­тической экономии).

Следовательно, едва ли неожиданными можно признать те ме­тоды научного анализа, которые он, по существу, заимствовал из сокровищницы классической школы конца XVIII — начала XIX в. В числе таких методов правомерно назвать:

каузальный метод анализа основных сфер экономической дея­тельности людей, что, в частности, обусловило противопоставле­ние друг другу сфер производства и обращения и признание пер­вой определяющей (доминирующей) сферой общественного хо­зяйства;

классовый метод анализа, в соответствии с которым рассмат­риваются социально-экономические отношения между так назы­ваемыми главными классами общества;

затратный (по Сисмонди, с учетом количества затраченного труда) метод определения стоимости и доходов;

непризнание (на основе описательного метода) самостоятель­ной и значимой роли денег в общественном воспроизводстве.

Между тем именно специфические элементы методологии С.Сисмонди позволяют судить об истоках новизны и своеобразия творческого наследия этого ученого. Суть же этих элементов мо­жет быть сведена к следующим положениям.

Во-первых, всемерная обращенность (в отличие от классиков) «ко вмешательству власти в дело регулирования богатства» с тем, чтобы не сводить «всю политическую экономию к простому... прин­ципу laissez faire»7. При этом С.Сисмонди убежден, что «только власть» может не допустить расширение производства ради инте­ресов «отдельных лиц», что целью всех наций должно быть сооб­ражение «...роста всеобщего довольства и достатка»8.

Во-вторых, неприятие для политической экономии метода на­учной абстракции. В частности, С.Сисмонди упрекает последова­телей А.Смита за то, что те «бросились в абстракции, забывая о человеке». Вследствие этого наука в их разработках, заключает он, стала носить «спекулятивный характер» и «кажется оторванной от всякой практики»9.

В-третьих, отрицание смитовской доктрины об «экономическом человеке». Ее, как подчеркивает С.Сисмонди, классики принима­ли в качестве «одной из аксиом», будучи уверенными, что «инте­рес каждого образует общий интерес». Однако это, по его мысли, не соответствует действительности, поскольку «каждый, стремясь осуществить свой собственный интерес за счет других, пускает в ход все доступные средства и не всегда при этом сдерживается силами, равными его силам», и отсюда, например, «благополучие каждого промышленника строится на разорении его собрата.»10.

В-четвертых, непризнание объективной необходимости уско­рения научно-технического прогресса на благо всего общества, Аргументируя данную методическую позицию, С.Сисмонди пи­шет; «...хотя изобретение машин, увеличивающих силы человека, и является для человека благодеянием, однако несправедливое распределение прибыли, доставляемой ими, превращает машины в бич для бедняков» 11.

В-пятых, обоснование целесообразности применения в эконо­мическом анализе не только каузального, но и функционального метода. Данная позиция ученого очевидна из утверждения о том, что «в политической экономии все связано, все заключено в круг, так как следствие становится, в свою очередь, причиной»12.

Наконец, в-шестых, учет в экономическом анализе наряду с экономическими факторами и некоторых факторов неэкономичес­кой среды. В числе последних С.Сисмонди особо выделяет рели­гию, воспитание, чувство чести13, полагая, что «они либо способ­ствуют приближению людей к цели, которую ставит себе полити­ческая экономия, либо отдаляют их от нее»14.

Наши рекомендации