Экономическое учение Ж. Б. Сэя

Жан Батист Сэй (1767-1832) – последовательный и значитель­ный продолжатель творческого наследия А. Смита в первой трети XIX в. во Франции, абсолютизировавший идеи своего кумира об экономическом либерализме, стихийном рыночном механизме хозяйствования.

Он родился 5 января 1767 г. в Лионе в семье купца. Получив об­разование, достаточное по тем временам, чтобы продолжить семей­ные предпринимательские традиции, Ж. Б. Сэй решил заняться са­мообразованием, особенно изучением политической экономии. Для познания последней, как выяснилось впоследствии, решающее зна­чение он придал «Богатству народов» А. Смита, идеи которого, на его взгляд, заслуживали популяризации как на благо Франции, так и всего человечества.

Жизненный путь Ж. Б. Сэя как ученого-экономиста, а не пред­принимателя сложился в известной степени под влиянием полити­ческих событий, произошедших во Франции в конце XVIII – начале XIX в. и отчасти под впечатлением от поездки в 1789 г. в Англию, где в отличие от его страны в хозяйстве и политической экономии на пер­вый план выходили уже индустриальные, а не аграрные проблемы.

Итак, по возвращении из Англии в том же 1789 г. Ж. Б. Сэй всту­пил в одно из страховых обществ, став секретарем администратора Клавьера – будущего министра финансов (1792), изучавшего (судя по тому, что он обнаружил у него экземпляр книги А. Смита) знаме­нитое «Богатство народов». Спустя три года в 1792 г. Ж. Б. Сэй, при­мкнув к якобинцам, пошел волонтером в революционную армию. Затем в 1794 г. покинул ее, чтобы попробовать себя в качестве редак­тора парижского журнала и быть на острие социально-политичес­кой жизни своей страны, пробыв в этом качестве до 1799 г. Незави­симость и неординарность позиций молодого Ж. Б. Сэя, критическая оценка экономической деятельности правительства содействовали и его чиновничьей карьере на посту члена Трибуната в комитете финансов, на который он был назначен в 1799 г. Поэтому несомненно, что практический опыт в высшей сфере государственной эко­номической службы и глубокие познания теоретических разрабо­ток в области экономической мысли в сочетании с убежденным вос­приятием смитовской концепции экономического либерализма помогли Ж. Б. Сэю в написании собственных работ об основах тео­рии развития общественного хозяйства.

Одна из первых теоретических заслуг Ж. Б. Сэя на этом попри­ще имеет преимущественно национальное значение. Как известно, во Франции в середине XVIII в. возникли и получили широкую по­пулярность физиократические экономические теории, которые про­должали доминировать в экономической мысли страны, несмотря на появление в 1802 г. французского перевода «Богатства народов» А. Смита. Преодолеть сложившиеся стереотипы физиократизма со­отечественников смог именно Ж. Б. Сэй благодаря одной из своих ранних, но значимых работ под названием «Трактат политической экономии, или Простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства» (1803).

Это была книга, лишь на первый взгляд повторявшая и интер­претировавшая идеи А. Смита. После ее издания Ж. Б. Сэй, как и его английские коллеги, продолжал работать над совершенствова­нием своего труда, неоднократно дополняя и переделывая для обновленных изданий, которые при его жизни имели место, пять раз и превратили это сочинение в лучшее из всех остальных.

Перемены, произошедшие во Франции с падением режима На­полеона, реабилитировали имя Ж. Б. Сэя как ученого-экономиста и общественного деятеля. Он с воодушевлением продолжил работу над своими сочинениями по политической экономии, стал выступать с многочисленными лекциями, демонстрируя прекрасное искусство систематизировать и популяризировать основные положения эко­номической теории. Уже в 1816 г. в Атене Ж. Б. Сэй открыл курс лек­ций по политической экономии, а в 1817 г. выпустил в свет свой «Ка­техизис политической экономии». С 1819 г. в Консерватории искусств и ремесел он приступил к чтению лекций по специально введенному для него правительством Реставрации «Курсу индуст­риальной экономии».

В последние годы жизни с 1830 г. Ж. Б. Сэй возглавил специально созданную для него кафедру политической экономии в Коллеж де Франс, став основателем собственной школы экономической мыс­ли, которую впоследствии представляли Фредерик Бастиа, Мишель Шевалье, Шарль Дюнуайе и другие. За несколько лет до своей смер­ти Ж. Б. Сэй издал итоговую в своей жизни работу «Полный курс практической политической экономии» (в 1828–1929 гг.). В ней он попытался отразить, прежде всего, практическую значимость эконо­мической теории, базирующейся на принципах экономического либерализма, невмешательства в экономику извне.

Оценивая творческое наследие Ж. Б. Сэя, следует отметить, что, по словам К. Маркса, он якобы не более чем вульгаризировал смитовское учение и политическую экономию. Но если утопический социализм, а затем и марксизм «извлекли» из учения А. Смита преж­де всего положение об эксплуатации рабочего класса капиталиста­ми и землевладельцами (посредством вычета в свою пользу из пол­ного продукта труда и его стоимости), то «школа Сэя» во Франции, также строившая свое «мышление» на трудах А. Смита, одним из главных извлечений сделала положение о взаимосвязи и взаимообу­словленности труда, капитала и земли как основных факторов обще­ственного производства и создания стоимости общественного про­дукта.

С уважением и симпатией к Ж. Б. Сэю относился и его современник Д. Рикардо, который продолжал с ним интенсивно перепи­сываться вплоть до своей смерти. В своих «Началах политической экономии» Д. Рикардо подчеркивал, что политическую экономию как науку обогатили в числе английских исследователей Дж. Стю­арт, Дж. Милль и А. Смит, а французских – А. Тюрго, С. Сисмонди и Ж. Б. Сэй. При этом Д. Рикардо, тем не менее, смело и открыто высказывал критические замечания в адрес не только здравствовавших своих коллег Т. Мальтуса, Ж. Б. Сэя и других, но и своего кумира А. Смита.

Принципы методологии

Необходимо отметить, что Ж. Б. Сэй, как другие классики, кон­струировал политическую экономию по образцу точных наук, таких, например, как физика. В методологическом плане это означает признание законов, категорий и теорий, имеющих универсальное и перво­степенное значение. Но нельзя не сказать также о том, что, по Сэю, назначение политической экономии всего лишь теоретическое и описательное.

Ж. Б. Сэй снискал себе несомненный авторитет смитианца, безо­говорочно приняв принципы свободы рынков, ценообразования, внутренней и внешней торговли (фритредерство), неограниченной свободной конкуренции предпринимателей и недопустимости ни­каких проявлений протекционизма и возведя эти принципы в ранг абсолюта. В случае их принятия он предвещал человечеству объек­тивную невозможность ни перепроизводства, ни недопотребления общественного продукта, т. е. экономических кризисов. Положение Ж. Б. Сэя о реализации общественного продукта позже получило название «закона рынков», или просто «закона Сэя», и разделяли этот «закон» не только столпы классической политической экономии Д. Рикардо, Т. Мальтус и др., но и экономисты многих других школ экономической мысли вплоть до начала XX в. Как образно выразился в данной связи Дж. К. Гэлбрейт, принятие или непринятие человеком «закона Сэя» было до 30-х гг. XX в. основным признаком, по которому экономисты отличались от дураков.

Труды Ж. Б. Сэя достаточно легко воспринимались прогрессив­ной общественностью Франции, Англии, США и ряда других стран потому, что, как заметил один из предшественников маржинализма О. Курно, стиль изложения в сочинениях по политической эконо­мии Ж. Б. Сэя был столь же литературно безупречен, что и у А. Смита. Кроме того, по словам того же О. Курно, и А. Смит, и Ж. Б. Сэй не прибегали для достижения наибольшей точности своих аргументов (в отличие от Д. Рикардо) к арифметическим и алгебраическим ис­числениям «утомительного объема».

Наши рекомендации