Несовершенной конкуренции
Представленная в гл. 6 модель рынка совершенной конкуренции исходит из многих предпосылок, которые далеко не всегда реализуются на практике. Более адекватной реальности является модель рынка несовершенной конкуренции, которую нам и предстоит описать в настоящей главе. Выдающийся вклад в анализ рынка несовершенной конкуренции внесли такие экономисты, как Антуан Курно, Эдвард Чемберлин, Джоан Робинсон, Джон Хикс и другие знаменитые ученые.
Для лучшего понимания механизма рынка несовершенной конкуренции важно рассмотреть классификацию рыночных структур, уже упомянутых в гл. 5, § 6. При этом яснее будут видны различия между совершенной и несовершенной конкуренцией (табл. 7.1). В качестве признаков, определяющих форму рыночной структуры, мы рассмотрим несколько важнейших, а именно: количество фирм, входящих в отрасль; характер производимой продукции, входные барьеры при вступлении в отрасль; степень контроля, или власти над ценой.
Как уже отмечалось в гл. 6, в реальной действительности не существует только совершенной конкуренции или только чистой (абсолютной) монополии. Мы наблюдаем смешение различных элементов рассмотренных в таблице 7.1. рыночных структур.
Остановимся подробнее на существовании препятствий, затрудняющих доступ новым фирмам на рынок. Речь идет о проблеме входных барьеров, впервые рассмотренной в работах американского экономиста Джо Бейна. Входнойбарьер при вступлении на рынок- это условие, которое затрудняет вступление фирм-новичков в отрасль, где хозяйствуют «старожилы» данной отрасли. К основным видам входных барьеров относятся следующие:
1. Правительство наделяет фирму исключительными правами (вы-
Модели рынка несовершенной конкуренции | Количество фирм в отрасли | Характер продукции | Входные барьеры | Контроль над ценой |
Чистая монополия | Одна фирма (отрасль представлена одной фирмой) | Однородная продукция, не имеющая субститутов | Высокие | Полный |
Дуополия | Две фирмы | Однородная | Высокие | Частичный |
Олигополия | Малое количество фирм | Однородная или с незначительной дифференциацией | Высокие | Частичный |
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта | Множество фирм | Разнородная продукция | Низкие | Слабый |
дача правительственной лицензии на определенный вид деятельности, например, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги). Многие из такого рода барьеров тесно связаны с деятельностью естественных монополий (см. § 4 настоящей главы).
2. Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Например, профессиональный спортивный клуб препятствует образованию конкурирующих с ним клубов путем заключения долгосрочных контрактов с выдающимися спортсменами.
3. Авторские права и патенты. Фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, а это дает ей монопольные преимущества. Нередко такой тип монополии называется закрытоймонополией,в отличие от открытоймонополии,не имеющей защиты от конкуренции в виде патентов, авторских прав или преимуществ естественной монополии.
4. Эффект масштаба, т. е. преимущества крупного производства, позволяющие снижать издержки, наращивая объем выпуска продукции.1 Так, на рынок автомобилестроения нелегко войти новым фирмам, не обладающим значительными капиталами для создания крупномасштабного производства.____________ '
5. Вступлению в отрасль могут пре- 1 Эффект масштаба подроб-пятствовать и нелегальные методы борь- но рассматривается в гл.10.
Глава 7
бы с новыми потенциальными конкурентами, вплоть до угрозы физического уничтожения (мафиозные структуры).
Входные барьеры помогают лучше понять, почему так различна концентрация рынка в различных сферах хозяйственной деятельности, а также причины отклонения от идеальной модели совершенной конкуренции, где действует множество атомизированных фирм.
Особенности рынков чистой монополии, олигополии, а также монополистической конкуренции с дифференциацией продукта будут рассмотрены в следующих параграфах данной главы.
§ 2. Чистая монополия
При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно» - один, «полис» - продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовал бы один-единственный производитель товаров, не имеющих субститутов. А раз так, то невозможно найти фирму, кривая спроса на продукцию которой была бы абсолютно неэластичной (рис. 7.1).
На рис. 7.1 линия D показывает, что спрос абсолютно неэластичен: при любых ценах, и даже очень высоких, покупатель все равно будет приобретать товар в количестве Qr Но что это за товар? Лекарство от рака? Вакцина против СПИДа? В конце концов, платежеспособный спрос ограничен (например, уровнем Р3), и фирма не может двигаться до бесконечности вверх (повышая цены) по оси ординат.
Следовательно, в использовании термина «монополия»,а тем бо-
р d
р3
р2
р1
о q1 q
Рис. 7.1. Абсолютно неэластичный спрос