Экономический фундамент империй
Одной из примечательных черт древней истории, представлявшей особый интерес как для анналистов, фиксировавших ход событий, так и для последующих историков, является возникновение и падение империй. От возвышения первой великой мировой
империи Саргона Аккадского (около 2350 — 2300 гг. до н. э.) до падения Западной Римской империи (традиционной датой считается 476 г. н. э.), история изобилует названиями империй и именами их правителей: Вавилония, Ассирия, хетты, персы, Александр Великий и его наследники — вот лишь некоторые примеры. (Аналогичные процессы были характерны и для периода европейского Средневековья, когда в VII в. и на протяжении последующих столетий появлялись и исчезали различные исламские империи, когда терпела неудачи древняя Византийская империя, в конце концов поглощенная Османской империей в 1453 г.) Гораздо меньше внимания было уделено экономическим основам этих империй. Каков был экономический фундамент их завоеваний и политической мощи? Какой вклад они внесли в материальный прогресс цивилизации? Какими были ежедневное существование и уровень жизни простых людей? Исторические источники, освещающие эти вопросы, еще недостаточно исследованы, однако с помощью косвенных (главным образом археологических) свидетельств, а также здравых предположений и дедукции можно сформулировать, по крайней мере, предварительные ответы.
До появления- первых великих городских цивилизаций социальная структура неолитических земледельческих деревень, по всей видимости, была относительно простой и однообразной. Обычаи и традиции, интерпретацией которых ведал совет старейшин, регулировали отношения между членами общины. Представления о собственности были, в лучшем случае, размытыми. Без сомнения, существовала частная собственность на орудия труда, оружие и украшения, но земля и скот находились, вероятно, в коллективной собственности. (С экономической точки зрения земля не являлась редким ресурсом, а потому не приносила рентных доходов.) Хотя некоторые члены общины могли иметь особый статус благодаря своей мудрости, силе, мужеству или другим лидерским качествам, нет оснований говорить, что существовали какие-либо привилегированные или праздные классы. Специфика как используемой технологии, так и наличных ресурсов делали всеобщий труд необходимостью.
Напротив, в ранних храмовых городах Шумера социальная структура была определенно иерархической. Массы крестьян и неквалифицированных рабочих, составлявшие, возможно, до 90% населения, жили в состоянии личной зависимости, если не полного рабства; они не имели прав, собственности и т.д. Земля принадлежала храму (или его божеству) и управлялась представителями божества — жрецами. Несколько позднее (но не позже начала III тысячелетия до н. э.) класс воинов, под предводительством вождей или царей, разделил власть со жрецами или одержал верх над ними. К сожалению, подробности этого перехода от относительно однородного общества к стратифицированному неизвестны. В соответствии с марксистской теорией, это явилось результатом возникновения института частной собственности, заме-
нившего общую собственность, благодаря чему одна часть общества стала жить за счет труда другой, т.е. за счет «эксплуатации человека человеком». Хотя жрецы и воины, действительно, не участвовали в экономической деятельности (за исключением выполнения функций управления и контроля), и в этом смысле эксплуатировали крестьян и рабочих, сомнительно, что институт частной собственности был тесно связан с этим феноменом. Отношения собственности значительно варьировались от одного региона к другому или в одном и том же регионе в течение времени; однако ни в одной древней цивилизации частная собственность в современном понимании этого слова не составляла подлинного фундамента общества или государства. В целом преобладали те или иные формы коллективной или государственной собственности на землю. Некоторая часть земли или ее продуктов часто выделялись для снабжения служащих или воинов; кроме того, несомненно, признавалось частное владение орудиями, оружием и другими предметами. Но право частной собственности не было абсолютным.
Более правдоподобным является предположение, что корни классовой дифференциации и политической организации следует искать в этнических или племенных различиях. Знаменательно, что шумерский язык, первый из письменных языков, не был связан ни с одним из соседних семитических языков; фактически, он не связан ни с одним из известных языков. Возможно, создатели ранних шумерских городов-государств были завоевателями-пришельцами, утвердившими свою власть над местным неолитическим населением. В любом случае, из последующего развития становится ясным, что богатства этих городов периодически побуждали их соседей, населявших соседние холмы и пустыни и стоявших на более низких ступенях развития, к вторжениям с целью завоевания и грабежа шумерских городов. В некоторых случаях они грабили и уходили, в других случаях они уничтожали или подчиняли себе местных правителей и устанавливали свое господство над зависимым населением. Многочисленные упоминания в древней мифологии конфликтов между богами, возможно, отражали борьбу за господство между враждующими племенами, у каждого из которых было свое почитаемое божество. Такие смены правящих классов мало затрагивали крестьянское население, за исключением случаев, когда оно случайно становилось жертвой насилия или когда одна группа правителей более эффективно и жестоко, чем другая, собирала подати и налоги.
С развитием соседствующих друг с другом городов-государств споры о границах и воде становились дополнительными источниками конфликтов и войн. Самые ранние письменные шумерские источники III тысячелетия до н. э. содержат многочисленные упоминания о смене династий, правивших в различных городах. Экономические соображения не были, конечно, единственной причиной этих столкновений. Жажда власти, господства и величия скоро заступила место чисто экономических мотивов. Саргон Ве-
ликий не только утвердил единое централизованное управление всеми городами Шумера и Аккада, но и распространил свои завоевания на Иран, северную Месопотамию и Сирию, т.е. фактически установил контроль над всем цивилизованным миром того времени, за исключением Египта. Такие же амбиции двигали другими завоевателями, включая персидского царя Кира, Александра Македонского, Юлия Цезаря и его последователей — римских императоров. Однако, каковы бы ни были мотивы завоеваний, экономический фундамент древних империй составляли грабеж, а также сбор дани и налогов с побежденных и крестьянских масс.
При таком грабительском характере древних империй можно ли говорить, что они внесли какой-либо позитивный вклад в экономическое развитие? В отношении технологического развития этот вклад крайне невелик. Почти все главные элементы технологии, на которую опирались древние цивилизации — одомашненные растения и животные, текстильное и керамическое производство, металлургия, монументальная архитектура, колесо, парусные суда и т.д., — были изобретены или открыты в эпоху, предшествующую появлению письменной истории. Наиболее значительным технологическим достижением II тыс. (около 1400 — 1200 гг. до н. э.) было открытие выплавки железа, авторство которого, возможно, принадлежит варварским или полу варварским племенам Анатолии или Кавказа. Знаменательно, что основное применение железо в Древнем мире нашло в изготовлении оружия, а не орудий труда. Другие нововведения, такие как колесницы и специализированные военные суда, были даже в еще большей степени связаны с искусством войны и завоевания.
Хотя существенные прорывы в области технологии были немногочисленными, было сделано большое число частных технологических улучшений, особенно в сельском хозяйстве, но они редко были результатом сознательной политики правительства. В течение эллинистического периода и в период Римской империи было написано множество научных трудов по различным аспектам сельского хозяйства и смежных областей (в знаменитой Александрийской библиотеке хранилось 50 рукописей, посвященных только искусству выпечки хлеба!), информирующих богатых землевладельцев и их управляющих о том, как увеличить доходы с имений. Особенности климата, топографии и почв в бассейне Средиземного моря определяли оптимальные сельскохозяйственные методы, которые постепенно, в течение многих столетий, развивались путем проб и ошибок. Богатство великих речных цивилизаций основывалось на ирригационном земледелии, требовавшем высокой степени организации и дисциплины рабочей силы. В некоторых регионах (например, в Северной Африке и южной Испании) ирригация иногда служила дополнением к другим сельскохозяйственным методам, однако ее распространение было по большей части неэкономичным, если вообще возможным. Вместо этого развивалась техника «сухого земледелия» (как ее стали называть
в Америке XIX в.). При высокой интенсивности солнечного света, бедности почв и продолжительном, засушливом лете, которые характеризовали большую часть региона, землю необходимо было часто, но неглубоко вспахивать, чтобы сохранить и использовать влагу, накопленную в течение дождливого зимнего сезона. Для поддержания плодородия почвы без искусственных удобрений и при нехватке навоза поля возделывались лишь каждый второй год (двухгодичный севооборот); более того, чтобы уменьшить нежелательный рост сорняков, которые лишали оставленные под паром земли питательных веществ, их также приходилось вспахивать, обычно 3 или 4 раза, оптимально — до 9 раз в год. Появилось много различных вариаций этой технологии, особенно в регионах развитого садоводства, лесоводства и виноградарства. В целом, однако, соответствующие технологии были трудоемкими, т.е. требовали использования значительного количества труда в расчете на единицу земельной площади. Это существенно ограничивало размеры участков, которые могли обрабатывать независимые владельцы или отдельные работники, и соответственно оставляло мало возможностей налогообложения дохода. С другой стороны, там, где почвы были подходящими и имелось адекватное предложение рабочей силы, большие имения, использовавшие организованный дешевый труд зависимых рабочих (сельского пролетариата) или труд рабов, могли быть доходными с точки зрения и владельцев, и правительства. Вплоть до падения Римской империи эта система росла за счет предыдущей, особенно в наиболее плодородных регионах.
Несмотря на почти неизменную технологию, экономические достижения древних империй были значительны. Организованные экспедиции, отправлявшиеся с торговыми или завоевательными целями, более активно распространяли элементы существующей технологии и вводили в сферу хозяйственного использования новые ресурсы. Кодификация гражданского права, даже если ее целью было обслуживание личных интересов просвещенных правителей или правящих классов, способствовала более стабильному функционированию экономики и общества. Возможно, самым важным результатом существования империй было установление порядка и единообразного законодательства на все больших территориях, что благоприятствовало росту торговли и тем самым способствовало региональной специализации и разделению труда. Выдающимся примером такой тенденции является Римская империя.