Миграция рабочей силы и ее направления
Тема 2. Основные формы международных экономических отношений.
План:1. Внешняя торговля –традиционная форма МЭО.
Международное движение капитала и его формы.
Миграция рабочей силы и ее направления.
1. Внешняя торговля– это совокупный оплачиваемый экспорт/импорт одной страны с другой. Международная торговля (более широкая категория) – это совокупность товарооборота между странами в рамках мирового хозяйства.
При оценке масштабов международной торговли различают понятия номинального и реального объема международной торговли. Первый из них (номинальный объем) представляет собой стоимость международной торговли, выраженную в долларах США в текущих ценах. Поэтому номинальный объем международной торговли зависит от состояния и динамики обменного курса доллара к национальным валютам. Реальный объем международной торговли — это ее номинальный стоимостной объем, пересчитанный в постоянные цены с помощью избранного дефлятора (коэффициента пересчета в неизменные цены).
Объемы экспорта и импорта рассчитываются в каждой стране, как в натуральных, так и в стоимостных показателях. При этом стоимостные показатели обычно рассчитываются в национальной валюте и затем переводятся в доллары США для целей международного сопоставления.
Помимо показателей экспорта и импорта во внешнеторговой статистике используется показатель внешнеторгового сальдо, представляющего собой стоимостную разницу между экспортом и импортом. Сальдо может быть положительным (активным) или отрицательным (пассивным) в зависимости от того, превышает ли экспорт по своей величине импорт или, наоборот, импорт превышает экспорт (соответственно, существуют понятия активного и пассивного внешнеторгового баланса).
Все страны мира заинтересованы в том, чтобы внешнеторговое сальдо было положительным и масштабы его росли, поскольку это свидетельствует об активной внешнеторговой политике, растут валютные поступления в страну, а тем самым создаются и предпосылки для ее экономического роста.
Мировая цена– стоимость реализуемого на мировом рынке товара. В основе мировой цены лежат средние издержки производства основных производителей определенного вида продукции, то есть она имеет «интернациональную основу».
Основные ценообразующие факторы в международной торговле: - общеэкономические (прохождение соответствующих фаз экономического цикла (кризис, депрессия, оживление, подъем); соотношение совокупных спроса и предложения; динамику инфляции и т. д.);
- конкретно-экономические,определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации (соотношение спроса и предложения на данный товар; изменения в издержках производства и обращения данного товара; налоги и различные сборы, связанные с данной продукцией и т.д.);
- специфические - действующие только в отношении некоторых (отдельных) видов товаров (сезонность в производстве и реализации отдельных товаров (например, зимняя и летняя одежда или обувь); обязательная комплектность поставок отдельных товаров; гарантии и условия послепродажного обслуживания и т. д.);
- специальные - факторы, связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов (формы государственного регулирования в своей собственной стране, а также государственное регулирование за рубежом);
- внеэкономические: политические, военные, социальные факторы, прямо не относящиеся к экономике, однако оказывающие вполне определенное воздействие на динамику цен в сфере международной торговли (например, стремясь политически поддержать Республику Куба в 60—70-е гг., СССР покупал кубинский сахар по ценам более высоким, чем этот товар можно было приобрести в некоторых других странах; война в Персидском заливе).
Основные характеристики мировых цен следующие:
- устанавливаются в свободно конвертируемой валюте;
- цены на товары ведущих производителей и поставщиков (продавцов), имеющих существенную долю в общем объеме данной продукции и постоянно воспроизводящих (сохраняющих) свое ведущее положение на данных товарных рынках;
- применительно к рынкам топливно-сырьевых товаров речь идет о ценах в регионах мира, где сосредоточено их производство и (или) торговля (это цены так называемых базисных или репрезентативных (представленных) рынков).
Услуга– любое мероприятие или выгода, которая одна сторона может предложить другой и которая, в основном неосязаема и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть связано или не связано с товаром в его материальном виде.
Основная специфика торговли услугами заключается в том, что:
1) услуга неосязаема;
2) неразрывность производства и потребления;
3) неоднородность или изменчивость качества;
4) неспособность к хранению и пр.
В мировой торговле выделяют следующие виды услуг:
1. Социально-культурные: наука, научное обслуживание, образование, медицина, физическая культура, социальное обслуживание, искусство, культура, туризм, другие услуги.
2. Производственно-бытовые: строительство, транспорт, связь, складское хозяйство, коммунальное обслуживание, торговля, реклама, биржевые, посреднические, операции с недвижимостью, аренда, в т.ч. оборудования, услуги по изучению рынков, контролю за качеством, послепродажное обслуживание.
3. Социально-бытовые: бытовые услуги, общественное питание, гостиничное обслуживание.
4. Финансово-страховые: финансовые, банковские, страховые и т.п.
5. Профессиональные: консалтинг, инжиниринг, юридические, бухгалтерские, информационно-вычислительные услуги.
Посредством оказания услуг, осуществляется международный обмен научно-техническим знаниями:
1) на некоммерческой основе:
- передача знаний путем публикаций, участия в конференциях, симпозиумах и др.,
- оказания безвозмездной научно-технической помощи, в том числе по государственной линии или линии международных организаций, международного сотрудничества,
- организации обучения, обмена знаниями на уровне личных контактов.
2) на коммерческой основе – купля-продажа (или передача в пользование за вознаграждение) продуктов интеллектуального труда, облеченных в форму товара:
- готовой продукции, несущей в себе научно-технический потенциал;
- патентуемых знаний (изобретений, товарных знаков, промышленных образцов, полезных моделей, фирменных наименований, указаний на местоположение и пр.);
- не патентуемых знаний (ноу-хау, инженерно-технические услуги).
Выделяют следующие формы передачи технологий:
1. Инжиниринг – предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования купленных или арендованных машин и оборудования.
2. Патентное соглашение – сделка, по которой владелец патента уступает свои права на использование изобретений покупателю патента.
3. Передача ноу-хау – предоставление технического опыта и/или секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества (обычно не запатентованные изобретения, имеющие коммерческую ценность).
4. Лицензионное соглашение - сделка, по которой собственник изобретения или технических знаний предоставляет другой стороне разрешение на использование в определенных пределах своих прав. Предметами лицензионной торговли могут быть: научно-технические достижения, содержащие изобретения и техническое ноу-хау, право промышленного или коммерческого использования изобретений, управленческие, экономические, финансовые, правовые и иные сведения, являющиеся ноу-хау, промышленные образцы, модели, право коммерческого использования товарных знаков, авторское право.
Географическое распределение торговли услугами отличается крайней неравномерностью в пользу развитых стран. Около 75 % стоимостного объема услуг экспортируется развитыми странами, 24 % - развивающимися и с переходной экономикой и 1 % - международными организациями. На США приходится 16,2% мирового экспорта услуг, Францию -10,2 %, Италию - 6,5 %, Германию - 6,4 %, Великобританию -5,5 %, Японию - 5 %.
Распределение стоимости услуг по отдельным видам происходит следующим образом: наибольшее значение имеют туризм и транспорт (более половины стоимостного объема). Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следует Великобритания, ФРГ и Норвегия. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, за ними идут Великобритания и Франция. Они же являются лидерами в сфере иностранного туризма. Туризм приносит 40-50 % экспортной выручки Франции, Италии. Канаде, Швейцарии.
Внешнеторговая политика – совокупность государственных средств и методов регулирования внешней торговли, её основой является регулирование экспорта и импорта для успешного развития национальной экономики и реализации страной максимальной выгоды.
Современная торговая политика государств отличается развитием и противоборством двух тенденций: протекционизма и фритредерства (свободной торговли).
Протекционизм (франц. protectionnisme от лат. ptotectio – защита, покровительство) – это экономическая политика государства, направленная на поддержку внутренней экономики при помощи торговых барьеров, высоких таможенных пошлин и низких квот на ввоз определенных видов продукции в страну, стимулирование вывоза товаров.
Фритредерство (от англ. free trade – свободная торговля) означает политику снижения таможенных пошлин и увеличения квот, поощрение импорта иностранной продукции.
Каждое из этих направлений преобладает в определенные периоды развития региональной и мировой торговли. Если в 50-60-е годы преобладали тенденции к либерализации, то в 70-80-е годы прокатилась волна "нового" протекционизма.
Координация международной экономической политики разных государств осуществляется международными экономическими сообществами. Одной из таких организаций является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), предшественник ВТО – это многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми руководствуются во взаимных торговых отношениях участвующие в нем страны. Оно было подписано в Женеве 30 октября 1947 г. и вступило в силу с 1 января 1948 г. для 23 подписавших его стран.
Деятельность ГАТТ основывается на следующих принципах:
1. осуществление торговли без дискриминации на основе режима наибольшего благоприятствования и национального режима;
2. защита отечественных производителей путем установления таможенных пошлин с постепенным отказом от нетарифных средств регулирования;
3. сокращение ставок таможенного тарифа в результате многосторонних переговоров и исключение возможности их несогласованного с партнерами повышения в дальнейшем;
4. предоставление консультаций странам-участницам с целью урегулирования проблем торговли;
5. развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции;
6. предоставление льготного режима для развивающихся стран;
7. заключение региональных торговых соглашений;
8. установление особых норм регулирования международной торговли для текстиля и одежды.
Инструменты, используемые государством для регулирования международной торговли, можно подразделить на:
- тарифные, т.е. основанные на использовании таможенного тарифа.
- нетарифные, квотирование, субсидирование, лицензирование и т.д.
Таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу.
Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара.
Классификация таможенных пошлин
1. По способу взимания: адвалорные, специфические, комбинированные.
2. По объекту обложения: импортные, экспортные, транзитные.
3. По характеру: сезонные, антидемпинговые, компенсационные.
4. По происхождению: автономные, конвенционные.
5. По типам ставок: постоянные, переменные.
6. По способу вычисления: номинальные, эффективные