Эластичность предложения

ния (ер) представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:

fp_AQ .АР Ь* ~ Q ■ Р

На рис. 5.8 показаны три линии предложения с разной эластичнос­тью. Эластичность предложения товара зависит от многих факторов: от структуры издержек на разных предприятиях, степени загрузки произ­водственных мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты* перелива капитала из одной отрасли в другую и т. д.

Говоря об эластичности спроса и предложения, т. е. о том, насколь­ко при изменении цены изменяются спрос и предложение, мы должны иметь в виду, что эти изменения происходят во времени и, следователь­но, время становится одним из факторов эластичности. Особенно боль­шое значение фактор времени имеет для характеристики эластичности предложения: прежде чем предложение полностью приспособится к но­вому уровню цен, должен пройти определенный промежуток времени.

Исходя из этого, наше понимание рыночного равновесия должно быть дополнено анализом согласования спроса и предложения с уче­том элемента времени.

Предположим, спрос на какой-либо товар вырос. Поскольку предло­жение этого товара сразу возрасти не сможет, ситуация мгновенного равновесиябудет характеризоваться лишь повышением цены (рис. 5.9а). Кривая предложения S, представляет собой вертикальную линию с нулевой эластичностью, и сдвиг кривой спроса в положение D2 увели­чивает цену равновесия до Р2.


Глава 5

Общая характеристика рыночной экономики

Эластичность предложения - student2.ru Согласование спроса и предложения с учетом фактора времени

В условиях краткосрочного равновесия(рис. 5.96) число предпри­ятий, работающих на данном рынке, еще не меняется. Однако предло­жение несколько увеличивается, и кривая S2 становится слегка наклон­ной, поскольку предприниматели могут более интенсивно использовать имеющиеся производственные мощности. В этом случае объем предло­жения немного возрастает до Q3, а цена равновесия Р3 становится ниже.

Наконец, когда рассматриваем длительное равновесие(рис. 5.9в), предложение полностью приспосабливается к изменившемуся спросу. Высокие цены позволили создать новые мощности, в отрасль пришли новые предприниматели, объем предложения вырос до Q4, а цена рав­новесия еще более снизилась.

Таким образом, эластичность предложения растет по мере увеличе­ния рассматриваемого периода времени, что способствует установле­нию нормальных цен. То, насколько быстро предложение может приспо­собиться к изменившимся ценам в конечном итоге зависит от степени мобильности экономических ресурсов.

С понятием эластичности спроса и предложения связано понятие гибкости цены, которая может быть определена как величина, обрат­ная эластичности. Она измеряет влияние данного изменения величины спроса и предложения на цену.

Понятия эластичности спроса и предложения по цене имеют боль­шое практическое значение не только для понимания поведения потре­бителя на рынке или ценовой стратегии фирм, но и для анализа послед­ствий экономической политики государства, в частности, политики нало­гообложения. Одним из важнейших здесь является вопрос распределе­ния налоговогобремени, т. е. кто реально уплачивает тот или иной налог. Проиллюстрируем это на условном примере (см. рис. 5.10). Пред-


Эластичность предложения - student2.ru

Эластичность предложения - student2.ru РА

Наши рекомендации