Как форма контроля успеваемости студентов
Учебный тренинг (коллоквиум) – одна из целесообразных активных форм проверки текущей успеваемости студентов. Он проводится до экзамена по наиболее сложным теоретическим вопросам определенного учебного курса, в данном случае, по курсу "Экономика". Основная цель проводимого преподавателем коллоквиума – выявление уровня подготовленности студентов к технологии и требованиям обучения в высшем учебном заведении (ВУЗе) накануне сдачи ответственного экзамена.
На коллоквиуме "отрабатывается" модель учебного взаимодействия преподавателя и студентов. Последние поочередно проверяют степень своей психологической готовности к ответу на поставленные вопросы и задания, попадая в достаточно жесткие условия деловой интерактивной игры на коллоквиуме, меняя свои роли участников и соответствующие им функциональные обязанности. Коллоквиум своего рода экстремальная ситуация, в которой каждый имеет возможность проявить себя и свои способности, оценить действительный потенциал накопленных знаний, умений и навыков. Преимущества коллоквиума перед другими формами текущей аттестаций учебной деятельности студентов первого, второго (иногда третьего) курсов, состоят в том, что он более демократичен (дает шанс показать себя ранее "незаметным" или "малозаметным" студентам), более динамичен (рассчитан на формирование более быстрой ответной реакции у отвечающего) и, наконец, характеризуется интерактивностью (в обсуждении, а не в односторонне направленном ответе, принимают участие все присутствующие в этот период времени на коллоквиуме). Таким образом, изначально коллоквиум нацелен на повышение эффективности образовательного процесса.
При использовании подобной формы текущей аттестации удается досрочно определить недостатки в содержании и методике ответа каждого студента, а следовательно, найти слабые звенья в их самоподготовке (самостоятельной работе) и аудиторном обучении. Профилактическая функция коллоквиума очевидна и включает в себя воспитательный, развивающий и образовательный моменты. Это особенно важно для обеспечения многофакторной эффективности образовательного процесса в ВУЗе.
Ключевая роль в достижении поставленной цели несомненно принадлежит самому преподавателю, его профессиональным характеристикам, в том числе и умению не терять учебный контакт с отвечающими студентами. Преподаватель, участвующий в коллоквиуме, обязан:
1. Сразу же кратко проанализировать выступление студента, указав на "сильные и слабые стороны ответа". Во-первых, отмечается его содержание: степень полноты и глубины, последовательность, насыщенность наглядными примерами из практики экономического развития России или зарубежных стран, завершенность. Во-вторых, корректируются (если это необходимо) некоторые методологические аспекты выступления: умение студента "подчеркнуть" актуальность рассматриваемой учебной проблемы, её значение в экономической науке и окружающей экономической действительности и т.д. В-третьих, на этом первом этапе производится оценка таких технических параметров ответа, как темп речевого потока, громкость, интонации, паузы.
2. Предложить свои рекомендации по методике подготовки конкретного студента к экзамену, соответствующие качеству прозвучавшего выступления. "Персонификация" таких рекомендаций, "привязанных" к определенным учебным и научным изданиям различной степени сложности по курсу "Экономика", поможет сконцентрировать усилия студентов в оставшиеся до экзамена дни на узловых направлениях самосовершенствования их образовательного развития.
3. На заключительном этапе – оценить участие каждого студента в коллоквиуме по "пятибалльной системе", выставив в зависимости от качества ответа адекватные оценки.
Превентивное моделирование многостороннего учебного взаимодействия на коллоквиуме по курсу "Экономика" – базовой дисциплине, являющейся фундаментом подготовки квалифицированных профессиональных кадров в ВУЗе, устраняет почву для конфликтов в студенческой аудитории, исключить которые обычно полностью невозможно.
Коллоквиум психологически настраивает преподавателя и студента на "рабочий лад", задаёт пороговое значение образовательных требований и ожиданий. Тем самым сокращается или полностью исчезает основа для взаимного неудовольствия и недоверия в ситуации, когда выставленная на экзамене оценка не нравится ни студенту, ни преподавателю.
С этой точки зрения, коллоквиум – дополнительный стимулирующий и стабилизирующий фактор, активизирующий работу всех участников образовательного процесса. Успех, достигнутый на коллоквиуме по курсу "Экономика", максимально согласовывает интересы обучающего и обучаемых, учредителей и заказчиков ВУЗовских квалифицированных кадров. В итоге наблюдается рост результативности образовательного процесса, престижа и рейтинга ВУЗа. Как следствие, гарантируется конкурентноспособность и развитие данного образовательного учреждения в условиях рынка.
Реализация обозначенной цели и задач коллоквиума может быть получена только посредством применения игровых элементов. Именно для повышения эффективности вузовского дисциплинарного образования и предлагается проводить коллоквиум по курсу "Экономика" в форме деловой игры. Использование игровых элементов в механизме коллоквиума преодолевает инертность, пассивность, "уравниловку" в оценке учебы студентов, поощряет наиболее способных и "усидчивых" из них, подталкивает их к позитивному саморазвитию и самовоспитанию, формирует творческие установки и задатки.
Деловая игра на коллоквиуме по курсу "Экономика" может иметь разное содержательное и структурное наполнение. Поэтому предлагаемый вариант деловой игры на коллоквиуме – лишь один из многих, который доказал свою жизнеспособность и действенность на практике в двух ВУЗах – Коломенском государственном педагогическом институте и Институте права, экономики и управления Ханты-Мансийского автономного округа (филиале Всероссийской государственной налоговой академии). Вместе с тем, разработанная схема деловой игры универсальна, понятна и доступна. Это делает ее привлекательной в "рабочем применении" для всех учебных и научных дисциплин без исключения, по которым обеспечивается промежуточный, а в отдельных случаях и итоговый контроль за успеваемостью студентов. К примеру, на принципах деловой игры обоснованно проводить и зачёт.
Основными ограничителями эффективности деловой игры являются:
численность группы студентов, которая принимает в нём участие; степень подготовленности студентов к коллоквиуму; достаточно высокий и реальный, а не мнимый уровень их знаний и способностей; временной фактор.
Общая схема проведения учебного тренинга в форме деловой игры по курсу "Экономика" такова:
Организационная часть деловой игры на коллоквиуме
На предварительном этапе деловой игры осуществляется распределение функциональных обязанностей по ролям. В предлагаемом варианте деловой игры на коллоквиуме по курсу "Экономика" таких ролей четыре; роль "преподавателя", роль "основного отвечающего", роль "учёного знатока" и роль "ведущего консультанта". Теоретически каждая роль способна выполняться студентами, но для упрощения положения дел на коллоквиуме роль преподавателя играется им самим.
Краткое распределение функциональных обязанностей по ролям выглядит следующим образом:
1. "Преподаватель" распределяет роли игроков, выполняет координирующие функции, анализирует ответ выступающих, формирует предложения по улучшению методики подготовки всех студентов к экзамену, выставляет оценки студентам по результатам коллоквиума в журнал (список) посещаемости группы данного курса. Этот журнал (список) предоставляется старостами групп.
2. "Основной отвечающий" студент должен сразу же взять экзаменационный билет, выбрать один из двух вопросов, который ему кажется более предпочтительным, и без предварительной подготовки приступить к ответу. После выступления по одному из вопросов билета "основной отвечающий" вытягивает карточку терминов и понятий и отвечает по ней. Аудиторию "основной отвечающий" покидает только по сигналу-разрешению преподавателя, уже зная свою оценку.
"Учёный знаток" внимательно слушает выступление "основного отвечающего" по билету и карточке терминов и понятий. По своему желанию "учёный знаток" имеет право дополнить ответ "основного выступающего", предложить свой вариант ответа, как на вопрос билета, так и на те термины и понятия карточки, по которым "основной отвечающий" не знает правильного ответа, либо сомневается и запросил помощь у "учёных знатоков". Все дополнения и сообщения производятся по сигналу-разрешению преподавателя посредством поднятия руки.
3. "Ведущий консультант" обязан внимательно выслушать ответ четырёх человек в "своей пятёрке" и дополнить ответ каждого из них, показав свою экономическую эрудицию и кругозор мышления, умение анализировать поступившую информацию, аргументировано излагать собственную точку зрения. Кроме того, "ведущий консультант" должен при ответе всех четырёх человек по карточке терминов и понятий сформулировать по одиннадцатому и двенадцатому наименованиям карточки две версии ответа: правильную (истинную) и не соответствующую действительности (ложную). Эти версии записываются на листе бумаги за то время, пока "основной отвечающий" раскрывает содержание терминов и понятий с 13-го по 20-е. Правильная и неправильная версии озвучиваются "ведущим консультантом" исключительно по команде "преподавателя".
На организационно-подготовительном этапе деловой игры определяются микрогруппы студентов, участвующих в коллоквиуме. Состав микрогрупп – 5 человек в каждой. Они формируются по алфавитному принципу. На роль "основного отвечающего" выдвигается студент, хуже, слабее других занимавшийся на семинарских занятиях или же имеющий множество несанкционированных пропусков, опозданий. На роль "учёных знатоков" претендуют те из студентов "пятёрки", которые имеют в сравнении с "основным выступающим" более высокие показатели учебы на семинарских занятиях и лекциях. Роль "ведущего консультанта" выполняет студент, набравший наибольшее количество баллов на семинарских занятиях и лекциях в составе такой "пятёрки". Однако вероятна ситуация, когда в составе "алфавитной пятерки" просто некого будет выделить, отметить как наиболее "сильного студента". При подобном положении дел на роль "ведущего консультанта" приглашаются студенты – соискатели автоматической оценки "отлично" на экзамене или же те из них, кто вплотную приблизился по показателям учёбы к таким "отличникам". Как уже было сказано роль "преподавателя" чаще всего выполняется им самим, но на эту игровую должность в исключительной ситуации может приглашаться и наиболее подготовленный, одарённый студент. Он будет получать поддержку от преподавателя, ведущего данную учебную, научную дисциплину.
Из приглашённой в аудиторию "пятёрки" три человека рассаживаются по одному на задних рядах и находятся в постоянной готовности помочь "основному отвечающему", на месте которого все они обязательно окажутся. "Основной отвечающий" садится перед преподавателем, а "ведущий консультант" рядом с ним.
Ход деловой игры по курсу "Экономика"
"Основной отвечающий" берёт билет и начинает отвечать, стремясь дать наиболее полный и глубокий ответ по своему вопросу, завершив его выводом.
После этого по сигналу преподавателя вступает в действие "ведущий консультант" в надежде подтвердить обоснованность своих претензий на получение автоматической оценки "отлично". Дополнение не должно быть чисто формальным, поверхностным, в противном случае, если "ведущий консультант" чувствует себя неуверенно, он переводится в аудиторию в разряд "учёных знатоков" и принимает дальнейшее участие в коллоквиуме на общих основаниях. В дополнениях имеют право участвовать и "ученые знатоки". Их качественные, глубокие по содержанию ответы поощряются начислением баллов по принципу: 1 балл – 1 ответ.
Ответы "основного отвечающего" и "ведущего консультанта" комментируются "преподавателем". Если какая-либо важная часть в ответе была пропущена или была раскрыта недостаточно полно и глубоко, без учёта материалов лекционного курса и тематики семинарских занятий, то "преподаватель" вправе задавать уточняющие или наводящие вопросы, выполнять другие выше обозначенные функции.
После того, как "основной отвечающий" раскрыл содержание вопроса в билете, он отвечает по карточке терминов и понятий. В каждой из них – по 29 наименований, подобранных по фронтально-сквозному принципу. Каждая карточка охватывает несколько учебных блоков изучаемой дисциплины, так что точность выявления фактического уровня знаний и умений студентов максимизируется. На 10 первых в порядке следования наименований карточки студент дает ответ самостоятельно. По одиннадцатому и двенадцатому понятиям "основной отвечающий" обращается за помощью к "ведущему консультанту". Эту помощь он может получить от последнего лишь тогда, когда ответит на 18 понятий из карточки. По наименованиям карточки с 15-го по 20-е включительно "основной отвечающий" может по своему выбору ответить сам или же попросить поддержки у "ученых знатоков". Его решение степени самостоятельности ответа повлияет на оценку, которую ему выставят по результатам участия в коллоквиуме.
"Учёные знатоки" включаются в самую активную фазу деловой игры по указанию "преподавателя". За каждый полный ответ по терминам (понятиям) они получают, как и при дополнении выступления "основного отвечающего" по билету, по 1-му баллу. Все набранные знатоками баллы суммируются и умножаются на коэффициент равный двум единицам. Это автоматически означает пропорциональное сокращение количества терминов и понятий в той карточке, по которой позднее, скорее всего*, придётся отвечать бывшему "учёному знатоку".
Например, если "ученый знаток" один раз дополнил "основного отвечающего" по билету и пять раз предложил ему подсказку но терминам (понятиям), то в его основной карточке останется лишь 8 терминов (понятий) первых по счёту, на которые "знатоку" предстоит ответить. (Логика расчётов проста: всего в каждой карточке 20 терминов (понятий). Активность на коллоквиуме принесла 12 баллов (I + 5)х2. В его карточке остаётся 20-12= 8 терминов (понятий). На них он и отвечает).
"Основной отвечающий", услышав подсказку "учёного знатока", данную с согласия "преподавателя", использует её в своем ответе. По возможности "основной отвечающий" должен пытаться расширить ответ, отмечая значение разбираемой научной категории.
Как только завершается опрос по восемнадцати наименованиям карточки (с 1-го по 10-е и с 13-го по 20-е включительно), "преподаватель" вновь вводит в работу "ведущего консультанта". "Ведущий консультант" озвучивает по 2 версии, правильную и неправильную, по одиннадцатому и двенадцатому понятиям карточки. Если он не справляется со своей ролью, то также может переводиться в разряд "учёного знатока". В свою очередь, "основной выступающий" выбирает ту версию, которую он считает верной. На этом участие "основного отвечающего" в деловой игре полностью завершается и он покидает аудиторию.
Место "основного выступающего" теперь занимается бывшим "учёным знатоком", который также поэтапно отвечает по одному из вопросов в билете, а затем – по карточке терминов и понятий. Ответивший также выходит из аудитории.
"Ведущий консультант", квалифицированно справившийся со своей функционально-игровой ролью, покидает помещение вместе с 4-м по счету "основным отвечающим" (бывшим "ученым знатоком"). Получает автоматическую оценку "отлично" досрочно за экзамен по курсу "Экономика".
Заключительная часть деловой игры по курсу "Экономика''
В целях повышения эффективности образовательного процесса необходимо четко определить критерии оценок ответа студентов, которые доводятся до их сведения уже на предварительно-организационном этапе.
Студент получает оценку:
1. "5" ("отлично"), если дает достаточно глубокий, полный, завершенный ответ по вопросу экзаменационного билета и отвечает самостоятельно на 18 терминов и понятий из 20 имеющихся в карточке. При этом по 2-м терминам и понятиям он отвечает, опираясь на подсказку со стороны. Если в роли "ученого знатока" студент набрал по совокупности 14 баллов и самостоятельно изложил правильную и квалифицированную трактовку оставшихся у него в карточке терминов и понятий, то он также получает оценку "отлично".
2. "4" ("хорошо"), если дает достаточно глубокий, полный, завершенный ответ по вопросу билета и отвечает самостоятельно, но 14 терминам и понятиям в карточке из 20 имеющихся. В 6 случаях он предлагает свою трактовку терминов и понятий, опираясь на помощь со стороны. Если в роли "ученого знатока" студент набрал 10 баллов, то самостоятельно должен ответить до-полнительно на 4 термина (понятия), по остальным 6 терминам (понятиям) также используется подсказка со стороны.
3. "3" ("удовлетворительно"), если студент отвечает на вопрос билета по существу, но не способен дать достаточно глубокий, полный и завершенный ответ, а также отвечает на 16 терминов и понятий самостоятельно или же набирает 10 баллов, играя роль "ученого знатока".
4. "2" ("неудовлетворительно"), если студент не может ответить на вопрос билета по существу или же не смог самостоятельно ответить на 10 терминов и понятий, не принимал активного участия в деловой игре.
Предложенные критерии оценки уровня подготовленности студентов по курсу "Экономика" являются примерными, могут меняться другими преподавателями по их желанию.
Разработанные критерии оценки знаний, умений и навыков студентов отвечают принципам гуманизма и демократического подхода к организации учебно-образовательного процесса. Адекватная оценка студенту выставляется за его знания и умения даже тогда, когда и не он не вовлекается в интерактивную стадию деловой игры на коллоквиуме по курсу "Экономика", но в этом случае к нему предъявляют более жесткие обоснованные учебные требования, как на самом коллоквиуме, так и в последующем – на экзамене. Наоборот, максимально стимулируется участие студентов в деловой игре на основе интерактивного учебного взаимодействия между собой и преподавателем. Это обещает получение мощного "синергетического эффекта" за счет задействования мотивационной составляющей поведения личности и активизации творческого потенциала инновационного развития обучающихся.
Деловая игра – учебный тренинг по курсу "Экономика" – будущее современного эффективного образования в высшей профессиональной школе.