Программа государственного регулирования
Программа государственного регулирования Кейнса направлена на ограничение автономии частного предпринимательства и регулирование рыночного процесса с целью расширения свободы движения совокупного капитала и стабилизации экономики. Она включает систему мероприятий антициклического регулирования для стимулирования эффективного спроса и политику дефицитного финансирования для обеспечения полной занятости, которые рассчитаны на краткосрочный период действия в условиях недогрузки производственных мощностей и массовой безработицы.
Главным объектом государственного регулирования являются совокупный спрос и инвестиции.
Основными направлениями государственного воздействия на инвестиционную активность у Кейнса выступают:
бюджетно-налоговое регулирование, предполагающее манипулирование государственными закупками и трансфертными платежами, налогами;
кредитно-денежное регулирование, включающее замораживание номинальной и снижение реальной заработной платы, повышение цен, регулирование процентной ставки, проведение операции с ценными бумагами, кредитование;
использование "умеренной инфляции", позволяющей через повышение цен оживлять деловую активность и повышать занятость, и "регулируемой инфляции", предполагающей введение практики дефицитного финансирования, эмиссию денег при их недостатке;
перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы, с целью увеличения "спроса" и повышения денежного спроса массовых покупателей;
проведение политики полной занятости, направленной на недопущение значительной безработицы, расширение системы социального обеспечения.
Первоначально Кейнс, считая процент важнейшим параметром, отдаёт предпочтение косвенной форме государственного вмешательства - кредитно-денежному регулированию. Он полагает, что с помощью государственного вмешательства на денежном рынке можно регулировать (понижать) ставку процента в долговременной перспективе и тем самым влиять на эффективный спрос.
Для этого Кейнс предлагает проводить политику дешёвых денег. Увеличение количества денег, по его мнению, даёт возможность более полно удовлетворять потребность в ликвидных резервах. Когда их количество становится избыточным, склонность к ликвидности и норма процента понижаются. Избыточные резервы (сбережения) частично используются для покупки потребительских товаров, чем повышают потребительский спрос, и частично - для приобретения ценных бумаг, что расширяет инвестиционный спрос. В результате растёт совокупный спрос, а национальный доход и занятость достигают равновесия на более высоком уровне. Рост доходов в свою очередь означает увеличение сбережений и инвестиций вследствие снижения нормы процента.
Однако практика показала, что в условиях глубокого спада, когда инвестиции слабо или почти не реагируют на понижение ставки процента, денежно-кредитное регулирование является малоэффективным методом, стимулирующим приток инвестиций.
В связи с этим Кейнс выступает за проведение "активной" государственной политики, основанной на теории функциональных финансов, в соответствии с которой величина расходов и норма налогообложения подчиняются потребностям регулирования совокупного спроса, уровень которого обеспечивает полное использование капитала и трудовых ресурсов при сохранении стабильности цен.
Кейнс отмечает, что поскольку на склонность участников экономического процесса к сбережению влияет предполагаемый доход, то данные стимулы зависят не только от нормы процента, но и от налоговой политики. К тому же амплитуда возможных перемен в налоговой политике может быть большей, чем изменения в норме процента. Если налоговая политика преднамеренно используется в качестве инструмента, с помощью которого должно быть достигнуто более справедливое распределение доходов, она будет оказывать более сильное влияние на увеличение склонности к потреблению.
По мнению Дж. Кейнса, экономический рост возможен при условии полной занятости и достаточном уровне сбережений. Но под воздействием психологического закона большие сбережения не всегда сопровождаются увеличением инвестиций в экономику, а поэтому могут сдерживать ее рост. В силу этого возможно замедление повышения спроса, расширения производства и занятости.
На основании данных доводов Кейнс обосновывает необходимость государственного вмешательства, направленного на изъятие излишних сбережений с помощью налогообложения, позволяющего увеличить размеры инвестиций государственных расходов для доведения совокупного спроса до уровня, соответствующего "полной" занятости.
При этом, по мнению Кейнса, стимулирование предпринимателей к инвестированию должно быть организовано в рамках прогрессивной налоговой системы, которая способствовала бы перераспределению дохода от лиц, имеющих сбережения, к тем, кто инвестирует производство.
Обоснование прогрессивной структуры налогообложения связано также с идеей о взаимодействии склонности к сбережению с уровнем дохода. Сбережения - это функция дохода, поэтому получатели низких доходов чаще всего сбережений не имеют и их склонность к потреблению низка. Но при увеличении дохода такое лицо вместо увеличения потребления часть дохода сберегает. Прогрессивные налоги влияют на распределение дохода по его размеру, так как ставки возрастают по мере повышения дохода, а поэтому они могут изменить соотношение между сбережением и потреблением.
В связи с этим прогрессивное налогообложение также является мерой государственного воздействия.
Кейнс ведущее значение отводил недискреционной фискальной политике, действию "встроенных механизмов гибкости", которые способны амортизировать кризис. К ним он относил подоходные и социальные налоги, пособия по безработице.
По мнению Кейнса, встроенная стабильность возникает вследствие наличия функциональной зависимости между государственным бюджетом и национальным доходом, а ее функционирование основывается на существующей налоговой системе и данной структуре государственных расходов. Так, в реальной действительности налоговая система обеспечивает изъятие такого размера чистого налога, который варьируется пропорционально величине чистого национального продукта (ЧИП). В связи с этим по мере изменений уровня ЧНП возможны автоматические колебания (увеличение или уменьшение) размеров налоговых поступлений и возникающих бюджетных дефицитов и излишков.
"Встроенный" характер стабилизаторов, считал Кейнс, обеспечивает определённую автоматическую гибкость экономической системы, поскольку, вызывая изменения в размерах государственного бюджета, воздействует на инфляцию и безработицу.
Налоги ведут к потере, а государственные расходы - к увеличению потенциальной покупательной способности в экономике. Следовательно, по мнению Кейнса, для обеспечения и поддержания стабильности необходимо при подъёме и движении экономики к инфляции увеличивать объёмы налоговых утечек (сдерживать госрасходы) с целью сдерживания роста инвестиций, понижения реальных доходов потребителей и уменьшения потребительских расходов.
Антиинфляционный эффект заключается в том, что по мере роста ЧНП происходит автоматическое повышение налоговых поступлений, которое со временем обусловливает сокращение потребления, сдерживает избыточный инфляционный рост цен, а в итоге - вызывает понижение ЧНП и занятости.
Следствием этого становится замедление экономического подъёма и формирование тенденции к ликвидации дефицита государственного бюджета и образованию бюджетного излишка.
В периоды замедления роста экономики, кризисного сокращения производства и роста безработицы целесообразно сокращение налоговых изъятий (увеличение госрасходов) с целью обеспечения роста доходов, которые будут стимулировать увеличение инвестиционной деятельности и расширение личного потребления. В этой ситуации снижение уровня ЧНП приведёт к автоматическому сокращению налоговых поступлений, что смягчит спад и обеспечит движение государственного бюджета от излишка к дефициту.
Таким образом, в кейнсианской теории фискальная политика ориентируется в основном на изменения в сумме взимаемых налогов по отношению к сумме государственных расходов. Основным показателем фискальной политики является изменение бюджетной позиции, т.е. величина дефицита или излишка федерального бюджета.
В то же время Кейнс допускал, что встроенные стабилизаторы не способны скорректировать нежелательные изменения равновесного ЧНП, они могут только ограничить глубину экономических колебаний. Поэтому необходимую коррекцию инфляции или спада производства необходимо обеспечивать посредством дискреционных фискальных мероприятий со стороны конгресса, т.е. через его решения об изменении налоговых ставок, налоговой структуры и величины государственных расходов. В частности, Кейнс предлагал увеличивать инвестиционную деятельность государства через организацию общественных работ - строительство дорог, сооружение предприятий и пр.
В 1960 - 1970-е годы последователи Кейнса традиционно считали главными целями макроэкономической политики достижение высокого уровня занятости и также признавали ведущую роль налогово-бюджетного регулирования, предполагающего управление бюджетным дефицитом в целях расширения или сокращения совокупного спроса.
Таким образом, использование государственного бюджета, в том числе дефицитного финансирования, в качестве ведущего инструмента макроэкономического регулирования ориентировалось на циклический характер бюджетного дефицита и отсутствие заметного влияния внешних факторов.
Однако со второй половины 1970-х и начала 1980-х годов в реальной экономике возникло новое явление. Дефицит бюджета сохранялся также в условиях подъёма экономики и при относительно высоком уровне занятости (так называемый структурный дефицит).
Накопление структурных дефицитов привело к росту государственной задолженности и росту удельного веса процентных платежей в структуре государственных расходов. В этих условиях стало невозможным использование дефицита в качестве инструмента антициклической политики. Бюджетное регулирование становилось источником нестабильности экономической конъюнктуры, манипулирование расходами и доходами превращалось в громоздкий инструмент, который не мог быстро реагировать на меняющуюся обстановку. Это предопределило необходимость изменения акцентов в отношении фискальной политики.
Структурные и циклические кризисы 1970-х годов в сочетании с инфляцией, которая постепенно принимала хронический характер, привели к кризису экономической политики. В результате стандартные кейнсианские схемы антициклического регулирования были подорваны, попытки стимулировать подъем традиционными методами роста государственных расходов ещё более обостряли инфляционные процессы.
Кризис кейнсианства сопровождался резкой критикой. Последователи и сторонники Кейнса выступили за модернизацию, приспособление его теории к реальностям современной рыночной экономики.
Перестройка кейнсианства осуществлялась по различным направлениям, среди которых неокейнсианство, посткейнсианство, неортодоксальное кейнсианство, неоклассический синтез, монетарное кейнсианство и пр.
Наибольшее значение приобрели нео- и посткейнсианство.