Кредитно-денежная политика

Кредитно-денежная политика – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, осуществляемых ЦБ в целях регулирования деловой активности, путем воздействия на состояния кредита и денежного обращения.

ЦБ преследует конкретные цели:

1)регулирование темпов экономического роста4

2)смягчение циклических колебаний;

3)сдерживание инфляции;

4)достижение сбалансированности внешне-экономических связей.

Инструменты кредитно-денежной политики:

1)операции на открытом рынке(рыночная экономика0 = это операции, которые воздействуют на предложение денег и предполагает покупку или продажу государственных долговых ценных бумаг4

2)учетно-процентная политика – предполагает регулирование величины счетной процентной ставки по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у Центрального Банка (в России это процентная ставка называется ставкой рефенансирования0;

3)обязательные нормы банковского резервирования– данный инструмент достаточно гибкий и способен оперативно влиять на финансовую ситуацию и проводить необходимую кредитно-денежную политику. Норма банковского резервирования установленная ЦБ может колебаться от 3% до 20%.

Виды кредитно-денежной политики:

1)мягкая кредитно-денежная политика (политика «дешевых» денег)

А) ЦБ покупает государственные ценные бумаги, на открытом рынке переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банка – это обеспечивает увеличение денежной массы и расширяет возможности кредитования коммерческими банками.

Б) ЦБ снижает учетную ставку процентом, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам – это так же увеличивает денежную массу).

В) ЦБ использует снижение обязательной нормы банковского резервирования, таким образом данный вид политики направлен на стимулирование экономики через увеличение денежной массы и снижению процентных ставок.

2)жесткая кредитно-денежная политика (политика «дорогих» денег):

А) ЦБ продает государственные ценные бумаги – это ведет к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает денежную массу.

Б) повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у ЦБ и повысить процентные ставки по своим кредитам, в результате происходит сдерживание роста денежной массы.

44. Антициклическое регулирование.

Антициклическое регулированиезаключается в системе способов воздействия на конъюнктуру, с целью смягчения анти циклических колебаний.

При этом нужно исходить из того, что государство может не преодолеть, а только смягчить последствия колебаний в целях поддержания стабильности экономики. Выделяют кейнсианский и неоклассический подходы регулирования.

В рамках кейнсианского подхода выделяют два метода воздействия на совокупный спрос:

1) метод точной настройкипредполагает воздействие на совокупный спрос за счет фискальной (налоговой) и денежно-кредитной политики. Например, на стадии спада, с целью оживления совокупного спроса, правительство проводит политику роста государственных расходов, сокращения налогов, дефицитного финансирования в области фискальной политики и кредитную экспансию (политика дешевых денег) в области денежно-кредитной политики. На фазах подъема наоборот правительство увеличивает налоги и сокращает госрасходы, проводит политику дорогих денег, чтобы избежать перегрева экономики. Данный метод обладал существенным недостатком, от момента принятия решения о необходимости изменить госрасходы и налоги до момента воздействия данных мероприятий на экономику существовал значительный временной ЛАГ. Что приводило к тому, что мероприятия, направленные на сдерживание экономического роста приходились на стадию кризиса среднесрочного цикла и наоборот.

2) Метод встроенных стабилизаторов:прогрессивные подоходные налоги и пособия по безработице. На фазе роста, по мере увеличения дохода экономических агентов, за счет прогрессивного налогообложения, часть дохода изымалась и это сдерживало чрезмерный рост. На стадии кризиса, в условиях роста безработицы, собранные ранее бюджет средства направлялись на поддержку безработных, что сглаживало социальные последствия кризиса.

Неоклассический подход: монетарные методы воздействия, направленные на поддержания стабильного прироста денежной массы в экономике, независимо от стадий цикла, а также инструменты направленные на предложения, создание условий для эффективного производства для задействования всех ресурсов в экономике. В рамках этого подхода применяется политика дорогих денег и осуществляется борьба с перенакоплением капиталов. Важное значение здесь имеет политика сокращения госрасходов, прежде всего в социальной сфере, а так же сокращение налогов с целью стимулировать рост предложения труда и капитала и обеспечить устойчивый интенсивный экономический рост.

45. Доходы населения: содержание, источники образования и виды. Функциональное и личное распределение доходов.

Доход– это совокупность всех получаемых человеком средств, необходимых для

удовлетворения его потребностей.

Классификация доходов:

1. Деление доходов на основные и дополнительные. Основные – доходы от основной деятельности, дополнительные – от других видов деятельности.

Основные причины существования дополнительных доходов:

а)дифференциация источников дохода снижает степень риска от возможного сокращения основных доходов;

б)недостаточно высокое материальное положение.

2) Легальные и нелегальные. Легальные – это доходы, имеющие юридически оправданную форму.

К нелегальным доходам относят:

А)доходы от неучтенных доходов хозяйственной деятельности;

Б)доходы обще криминального происхождения.

46. Причины дифференцирования доходов. Кривая Лоренца (графический анализ).

Cсоциальное равенство –определенное общественное состояние,

характеризующееся степени дифференциации дохода и ее воздействие на поведение людей.

Основные причины дифференциации доходов:

1)многоотраслевой характер экономики;

2)персональные различия в уровне образования, опыта, знаний и способностей;

3)различия в уровне обладания имуществом и фактором производства;

4)психологические особенности человека, появляющиеся в стремлении к своему личному выигрышу;

Рынок объективно предполагает определенное социальное выравнивание, что объясняется следующим:

1) участники рыночных взаимоотношений зависит друг от друга, их интересы могут реализоваться только через обоюдное удовлетворения потребностей;

2) производители и продавцы заинтересованы в высоких доходах потребителей.

Каждое общество по-разному решает проблему социального равенства. Определение приемлемых уровней дифференциации доходов формируется под воздействием экономических, политических, этических и других норм жизни общества, а так же от взглядов на социальную справедливость.

Наши рекомендации