Кредитно-денежная политика
Кредитно-денежная политика – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, осуществляемых ЦБ в целях регулирования деловой активности, путем воздействия на состояния кредита и денежного обращения.
ЦБ преследует конкретные цели:
1)регулирование темпов экономического роста4
2)смягчение циклических колебаний;
3)сдерживание инфляции;
4)достижение сбалансированности внешне-экономических связей.
Инструменты кредитно-денежной политики:
1)операции на открытом рынке(рыночная экономика0 = это операции, которые воздействуют на предложение денег и предполагает покупку или продажу государственных долговых ценных бумаг4
2)учетно-процентная политика – предполагает регулирование величины счетной процентной ставки по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у Центрального Банка (в России это процентная ставка называется ставкой рефенансирования0;
3)обязательные нормы банковского резервирования– данный инструмент достаточно гибкий и способен оперативно влиять на финансовую ситуацию и проводить необходимую кредитно-денежную политику. Норма банковского резервирования установленная ЦБ может колебаться от 3% до 20%.
Виды кредитно-денежной политики:
1)мягкая кредитно-денежная политика (политика «дешевых» денег)
А) ЦБ покупает государственные ценные бумаги, на открытом рынке переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банка – это обеспечивает увеличение денежной массы и расширяет возможности кредитования коммерческими банками.
Б) ЦБ снижает учетную ставку процентом, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам – это так же увеличивает денежную массу).
В) ЦБ использует снижение обязательной нормы банковского резервирования, таким образом данный вид политики направлен на стимулирование экономики через увеличение денежной массы и снижению процентных ставок.
2)жесткая кредитно-денежная политика (политика «дорогих» денег):
А) ЦБ продает государственные ценные бумаги – это ведет к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает денежную массу.
Б) повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у ЦБ и повысить процентные ставки по своим кредитам, в результате происходит сдерживание роста денежной массы.
44. Антициклическое регулирование.
Антициклическое регулированиезаключается в системе способов воздействия на конъюнктуру, с целью смягчения анти циклических колебаний.
При этом нужно исходить из того, что государство может не преодолеть, а только смягчить последствия колебаний в целях поддержания стабильности экономики. Выделяют кейнсианский и неоклассический подходы регулирования.
В рамках кейнсианского подхода выделяют два метода воздействия на совокупный спрос:
1) метод точной настройкипредполагает воздействие на совокупный спрос за счет фискальной (налоговой) и денежно-кредитной политики. Например, на стадии спада, с целью оживления совокупного спроса, правительство проводит политику роста государственных расходов, сокращения налогов, дефицитного финансирования в области фискальной политики и кредитную экспансию (политика дешевых денег) в области денежно-кредитной политики. На фазах подъема наоборот правительство увеличивает налоги и сокращает госрасходы, проводит политику дорогих денег, чтобы избежать перегрева экономики. Данный метод обладал существенным недостатком, от момента принятия решения о необходимости изменить госрасходы и налоги до момента воздействия данных мероприятий на экономику существовал значительный временной ЛАГ. Что приводило к тому, что мероприятия, направленные на сдерживание экономического роста приходились на стадию кризиса среднесрочного цикла и наоборот.
2) Метод встроенных стабилизаторов:прогрессивные подоходные налоги и пособия по безработице. На фазе роста, по мере увеличения дохода экономических агентов, за счет прогрессивного налогообложения, часть дохода изымалась и это сдерживало чрезмерный рост. На стадии кризиса, в условиях роста безработицы, собранные ранее бюджет средства направлялись на поддержку безработных, что сглаживало социальные последствия кризиса.
Неоклассический подход: монетарные методы воздействия, направленные на поддержания стабильного прироста денежной массы в экономике, независимо от стадий цикла, а также инструменты направленные на предложения, создание условий для эффективного производства для задействования всех ресурсов в экономике. В рамках этого подхода применяется политика дорогих денег и осуществляется борьба с перенакоплением капиталов. Важное значение здесь имеет политика сокращения госрасходов, прежде всего в социальной сфере, а так же сокращение налогов с целью стимулировать рост предложения труда и капитала и обеспечить устойчивый интенсивный экономический рост.
45. Доходы населения: содержание, источники образования и виды. Функциональное и личное распределение доходов.
Доход– это совокупность всех получаемых человеком средств, необходимых для
удовлетворения его потребностей.
Классификация доходов:
1. Деление доходов на основные и дополнительные. Основные – доходы от основной деятельности, дополнительные – от других видов деятельности.
Основные причины существования дополнительных доходов:
а)дифференциация источников дохода снижает степень риска от возможного сокращения основных доходов;
б)недостаточно высокое материальное положение.
2) Легальные и нелегальные. Легальные – это доходы, имеющие юридически оправданную форму.
К нелегальным доходам относят:
А)доходы от неучтенных доходов хозяйственной деятельности;
Б)доходы обще криминального происхождения.
46. Причины дифференцирования доходов. Кривая Лоренца (графический анализ).
Cсоциальное равенство –определенное общественное состояние,
характеризующееся степени дифференциации дохода и ее воздействие на поведение людей.
Основные причины дифференциации доходов:
1)многоотраслевой характер экономики;
2)персональные различия в уровне образования, опыта, знаний и способностей;
3)различия в уровне обладания имуществом и фактором производства;
4)психологические особенности человека, появляющиеся в стремлении к своему личному выигрышу;
Рынок объективно предполагает определенное социальное выравнивание, что объясняется следующим:
1) участники рыночных взаимоотношений зависит друг от друга, их интересы могут реализоваться только через обоюдное удовлетворения потребностей;
2) производители и продавцы заинтересованы в высоких доходах потребителей.
Каждое общество по-разному решает проблему социального равенства. Определение приемлемых уровней дифференциации доходов формируется под воздействием экономических, политических, этических и других норм жизни общества, а так же от взглядов на социальную справедливость.