Интерактивные формы обучения, реализуемые при подготовке отчета по учебной практике
В результате совместной работы при подготовке такого задания как «Учебно-методическое издание для семинарских и самостоятельных работпо дисциплине, относящейся к направлению «Финансовый менеджмент» выполняется такой вид интерактивной работы как работа в малых творческих группах. При групповой студенческой работе, такой как проведение лекции и выступление с докладом на заседании научного кружка, а также участие в этой работе в качестве критика выступающих студентов, реализуются такие формы интерактивной работы как case-study (анализ конкретных и практических ситуаций, сообщаемых докладчиками) и учебная групповая дискуссия.
Кроме того, приветствуется реализация таких форм интерактивной работы как круглый стол и мозговой штурм, реализуемые студентами в рамках подготовки к проведению лекции, выступлению с докладом на заседании научного кружка и для повышения качества выполнения других элементов учебной практики.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Последовательная схема действий по оформлению материала в отчете по учебной практике представлена ниже.
Образец оформления титульного листа приводится в Приложении 1.
Отчет по учебной практике должен иметь «Содержание» с указанием названий разделов, параграфов, приложений и соответствующих им страниц. Образец оформления «Содержания» представлен в Приложении 2.
Отчет по учебной практике печатается на компьютере на одной стороне стандартного листа формата А4 белой писчей бумаги.
Общепринятым является следующее расположение текста на странице: размер левого поля — 30 мм, правого —20 мм, верхнего и нижнего —25 мм. Текст и другие, отпечатанные и вписанные элементы работы должны быть черными, контуры букв и знаков – четкими, без ореолов и затенения, шрифт Times New Roman — 14, интервал — 1,5. Курсив и подчеркивание в работе не допускаются. Названия разделов и параграфов выделяются полужирным шрифтом.
Отчет по учебной практике состоит из параграфов. Размеры параграфа изложены в подробном содержании каждого параграфа работы. Если их нет – это означает, что главное отразить все необходимые элементы, изложенные в содержании этого параграфа, а его объем не важен. Подзаголовки в параграфе не допускаются. Каждая глава начинается с нового листа (страницы), а параграфы продолжаются на той же странице, отступив от названия главы или текста предыдущего параграфа на 20 мм. Нумерация страниц текста проставляется в правом верхнем углу листа. Проставлять номер страницы необходимо с первой страницы первого параграфа, на которой ставится номер «3». После этого нумеруются все страницы, включая Приложения.
Графики, диаграммы должны быть сделаны в Microsoft Word. Использовать другие форматы рисунков не рекомендуется.
Рисунки должны быть тесно связаны с текстом, поэтому их располагают сразу после ссылки. Размещение и оформление иллюстраций в учебной практике должно быть единообразным.
Все иллюстрации должны быть с подстрочной подписью, нумерация индексационной (соответствующей номеру главы и параграфа) арабскими цифрами, например, «Рис. 1.2.2», «Рис. 2.2.1).
Название рисунка дается под рисунком в центре с номером рисунка и выделяется жирным шрифтом. Рисунки могут быть выполнены в цветном виде. Во всех рисунках должны быть проставлены единицы измерения. Примеры оформления рисунков есть в образце научной практической статьи из Приложения 5.
Помещенные в работе цифровые данные или материал, требующий систематизации рекомендуется оформлять в виде таблиц. Система нумерации таблиц индексационная (соответствующей номеру главы и параграфа). Слово «Таблица» и ее номер печатается вверху справа от текста. Каждая таблица должна иметь название, которое помещается над соответствующей таблицей. Слово таблица, ее номер и название таблицы следует выделять полужирным шрифтом. Если размер таблицы превышает одну страницу, то она выносится в Приложения.
Цифровые данные в таблицах пишутся строго по классам и разрядам чисел (единицы под единицами, десятки под десятками и т.д.). В таблицах можно использовать одинарный интервал, а размер шрифта сократить до 10-12. Во всех таблицах должны быть проставлены единицы измерения. Пример оформления таблицы представлен в приложении 7.
При переносе таблицы на следующую страницу отчета над ней размещают слова «Продолжение табл.» с указанием ее номера. При этом, пронумеровав графы в начале таблицы, повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы при ее переносе не повторяют. Пример переноса таблицы представлен в приложении 7.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ ПОРОГОВОГО УРОВНЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
1. Основы учебной студенческой работы
1.1. Лекционный материал по дисциплине магистратуры
1.2. Материал для семинарских занятий и самостоятельной работы по дисциплине магистратуры
1.3. Выписка из научно-методического семинара посвященного повышению качества лекционных и семинарских занятий
2. Основы студенческой научной работы
2.1. Обзорная статья
2.2. Выписка из протокола заседания научного кружка, подтверждающая участие студента в его работе
1. Основы учебной студенческой работы
1.1. Лекционный материал по дисциплине магистратуры
Лекционный материал должен быть подготовлен по одной теме. Объем лекционного материала должен составлять около одной страницы набранной шрифтом Times New Roman, размер 14, интервал полуторный, все поля по 2 см. Для достижения порогового уровня в лекционном материале должны быть своими словами изложены основные мысли из исходного материала, записанные ясно, точно и кратко. При этом лекционный материал должен раскрывать суть подготавливаемой темы. При сравнении текста конспекта с исходным материалом (представленном в приложении к данному отчету) должно быть видно, что ни одно предложение лекционного материала не скопировано из исходного материала. Приветствуется оформление основных элементов лекционного материала в виде слайдов.
В приложении 3 дан образец лекционного материала для повышенного уровня освоения компетенций. Тем не менее, если не обращать внимания на информацию выделенную курсивом, то остальной материал будет образцом лекционного материала необходимого для освоения порогового уровня компетенции.
1.2. Материал для семинарских занятий и самостоятельной работы по дисциплине магистратуры
В рамках порогового уровня компетенций студент должен подготовить 20 практических заданий по любому виду учебной работы, который может быть проверен на семинарском занятии. Кроме того, он еще должен подготовить 20 практических заданий по любому виду учебной работы, который может быть проверен в рамках самостоятельной работы.
Это означает необходимость добавления к обоим видам заданий четкой формулировки вопроса или цели, которая будет поставлена перед тем, кто будет отвечать на данное задание. Кроме того, это обуславливает необходимость подготовки заданий для самостоятельной работы по таким учебным работам как хрестоматия, рабочая тетрадь, сборник задач, сборник заданий или сборник тестов. Это связано с тем, что если задавать на дом подготовку определений, то они могут быть скачены из Интернета без самостоятельной формулировки их студентом. Это означает, что все задания для самостоятельной работы должны быть сформулированы нестандартно, чтобы в других источниках, которыми может дома воспользоваться тот, кто их решает, не было на них общеизвестного типичного ответа.
В качестве образца студентам предлагается использовать любое учебное издание по выбранному виду учебной работы, имеющееся на кафедре.
1.3. Выписка из научно-методического семинара посвященного повышению качества лекционных и семинарских занятий
Эта выписка готовится секретарем научно-методического семинара на основе его протокола. Она включает общие данные о научно-методическом семинаре: его название, номер его проведения с начала текущего учебного года и дату; вопросы или темы, обсуждаемые на его заседании, регламент (время, выделяемое на выступление, вопросы, реплики и подведение общих итогов); фамилию, инициалы и число присутствующих студентов; фамилию и инициалы руководителя научно-методического семинара, его должность и ученую степень. Помимо этого она включает краткий отзыв на выступление докладчика, перечень вопросов заданных его участниками после выступлений докладчиков, их критические замечания и реплики.
В результате в процессе выступления нужно показать глубокие знания по исследуемой теме, доступно объяснить ее своим однокурсникам или одногруппникам, логически верно, аргументировано и ясно, строить свою речь, уверенно, вежливо и лаконично отвечать на вопросы присутствующих.
Для удержания внимания желательно использовать соответствующие жесты и мимику, правильную дикцию, своевременно применять повышение и понижение голоса, тембра голоса и паузы. Так как монотонное и однообразное изложение материала вызывает скуку. Удерживают внимание аудитории определенная эмоциональность выступления, убедительные примеры, сравнения, иллюстрации и метафоры, а также вовлечение в дискуссию (в том числе путем задавания риторических вопросов).
Кроме того, при выступлении важно:
- обращаться ко всей аудитории, периодически обводя взглядом всех присутствующих, так как слушатели, потерявшие визуальный контакт с докладчиком, как правило, отвлекаются на другие дела;
- своевременно реагировать на все важные события, происходящие в аудитории (в том числе и на вопросы). Это демонстрирует слушателям, что между ними и докладчиком существует обратная связь;
- помнить, что выразительная и плавная жестикуляция оживляет речь, а частые, резкие и однообразные жесты раздражают слушателей;
- быть в себе уверенным (не нервничать). Этому способствует хорошее знание материала, наличие подготовки к выступлению и желание поделиться информацией.
Если контакт с аудиторией утерян, то одним из приемов его возвращения является выдерживание паузы до тех пор, пока все слушатели вновь не обратят внимание на докладчика.
Подробная информация о подготовке к выступлению изложена в п. 2.10. «выступление студента с научными результатами» шестого источника рекомендуемой литературы.
В качестве критериев оценки выступления студента посвященного повышению качества лекционного или семинарского занятия по той или иной дисциплине следует назвать: уровень соответствия представленного материала с плановой схемой занятия; полнота раскрытия темы занятия; способность донести материал занятия до слушателей (в том числе и с использованием примеров); качество ответов на вопросы слушателей; объективность выставленных баллов на занятии; рациональность использования времени занятия; степень интереса слушателей к изучаемой теме.
2. Основы студенческой научной работы
2.1. Обзорная статья
Все темы обзорной статьи должны быть в рамках научных направлений магистратуры.
В тексте обзорной статьи нужно изучить несколько мнений авторов по исследуемой проблеме и обоснованно выбрать одно из них. При исследовании практических проблем следует изучить все найденные в этой области мнения, прежде чем соглашаться с одним из них. При исследовании принципов, функций, видов, этапов, методов или других аспектов анализа и (или) управления операционной деятельности организации или ее элементов нужно использовать от трех до десяти мнений других авторов. При этом обязательно должны быть использованы источники иностранной литературы. В рамках порогового уровня освоения компетенции их должно быть не менее одной трети от общего числа изученных источников. Причем число зарубежных источников за последние пять лет должно быть не менее трети от общего числа всех иностранных источников литературы.
Если в обзорной статье критика мнений других авторов будет отсутствовать, а выбор наилучшего из этих мнений не будет обоснован, то такая работа не будет допущена к защите. Качество работы повысит наличие логичных обобщений мнений других авторов, критика каждой точки зрения, компиляция мнений авторов, высокий уровень обоснования выбранного или скомпилированного мнения.
В качестве чаще всего встречающихся недостатков в позициях других авторов можно назвать:
– один из изложенных аспектов либо является элементом другого аспекта, либо имеет с ним существенные пересечения в содержательной части. Например, изучаемый ученый называет три этапа антикризисного управления: 1) глубокая финансовая диагностика банкротства; 2) определение масштаба угрозы кризисного состояния; 3) выявление факторов, определяющих кризисное состояние, оценка внутрисистемной обстановки и внешней среды. В данном случае первый и третий этапы имеют существенные пересечения в содержательной части;
– изучаемый аспект раскрыт не в полном объеме. Это происходит когда в нем не упомянуты характеристики, которые исходя из логики и современной экономической действительности, обязательно должны быть упомянуты;
– наличие ряда свойств в изучаемом объекте противоречит его сути;
– один из изучаемых аспектов выходит за рамки оцениваемого объекта. Примером такой ошибки является заявление того, что основным элементом банкротства является нормативно-правовая деятельность. Дело в том, что на самом деле только несколько нормативно-правовых актов регулируют процесс банкротства, и вся эта деятельность быть частью банкротства не может;
– нарушена логика взаимосвязи и взаимодействия изучаемых элементов (чаще всего эта проблема обнаруживается при изучении этапов, алгоритмах, систем, моделей и иных схожих с ними аспектов).
Объем данной работы должен быть не менее пяти страниц (без списка использованной литературы и приложений). Верхнего ограничения по объему обзорной статьи нет. Тем не менее, если руководитель практики считает, что студент в своей работе уже полностью изложил суть исследуемой проблемы, то он может либо сократить упомянутый выше минимальный размер статьи, либо установить верхнюю границу ее объема. В этом пункте обзорная статья должна излагаться в полном объеме со списком использованной литературы. Если есть приложения, то они должны быть перенесены в приложения всего отчета по учебной практике. Структура этой работы должна быть основана на п. 4.4. шестого источника рекомендуемой литературы.
При подготовке обзорной статьи следует помнить, что ее тема и содержание, в том числе должны быть связаны с получением первичных профессиональных умений и навыков.
Образцы обзорных статей даны в Приложении 4.
2.2. Выписка из протокола заседания научного кружка, подтверждающая участие студента в его работе
Эта выписка готовится руководителем научного кружка на основе его протокола, которую должен в полном объеме составить секретарь научного кружка. Она включает общие данные о данном кружке: его название, номер его проведения с начала текущего учебного года и дату; вопросы или темы, обсуждаемые на его заседании, регламент (время, выделяемое на выступление, вопросы, реплики и подведение общих итогов); фамилию, инициалы и число присутствующих студентов; фамилию и инициалы руководителя научного кружка, его должность и ученую степень. Помимо этого она включает краткий отзыв на выступление докладчика (на основе подготовленной им статьи), перечень вопросов заданных другими студентами после выступлений докладчиков, их критические замечания и реплики. В итоге оценивается насколько заданные вопросы, позволили выступающему студенту лучше понять или раскрыть свою тему, правильность сделанных замечаний и важность каждой реплики. Если руководитель научного кружка в выписке делает вывод о недостаточности или малоэффективности участия какого-либо студента это означает необходимость более активного и качественного участия данного студента в другом заседании научного кружка.
Студенты обычно задают вопросы по другим выступлениям для пояснения мимолетно упомянутых явлений или процессов; выделения основных аспектов среди перечисленных и обоснования того, почему именно они основные; по ошибкам в докладе; по факторам, влияющим на его содержание, но не затронутым в выступлении; по тенденциям, которые могут возникнуть в данной области. Обычно студенты задают от одного до трех вопросов по каждому выступлению.
Кроме того, руководитель научного кружка в этой выписке оценивает уровень владения культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановки цели и выборе путей ее достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь, способность осуществлять деловое общение и способность к экономическому образу мышления. Более подробно этот аспект раскрыт в Приложении 6.
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
1. Основы учебной студенческой работы
1.1. Лекционный материал по дисциплине, относящейся к направлению «Финансовый менеджмент»
1.2. Учебно-методическое издание для семинарских и самостоятельных работ по дисциплине, относящейся к направлению «Финансовый менеджмент»
1.3. Выписка из научно-методического семинара посвященного повышению качества лекционных и семинарских занятий
2. Основы студенческой научной работы
2.1. Программа научного исследования
2.2. Научная практическая статья
2.3. Выписка из протокола заседания научного кружка, подтверждающая участие студента в его работе
1. Основы учебной студенческой работы
1.1. Лекционный материал по дисциплине, относящейся к направлению «Финансовый менеджмент»
Лекционный материал должен быть подготовлен по одной теме направления «Финансовый менеджмент». Объем лекционного материала должен составлять от одной до трех страниц (с учетом всех аспектов, перечисленных в следующем абзаце и при подготовке лекции выделяемых курсивом). Он набирается шрифтом Times New Roman, размер 14, интервал полуторный, все поля по 2 см. В лекционном материале должны быть своими словами изложены основные мысли из исходного материала, записанные ясно, точно и кратко. При этом лекционный материал должен раскрывать суть подготавливаемой темы. При сравнении текста лекции с исходным материалом (представленном в приложении к данному отчету) должно быть видно, что ни одно предложение лекции не скопировано из исходного материала.
Для достижения повышенного уровня лекционный материал должен быть, во-первых, подготовлен минимум на основе двух источников литературы. Во-вторых, в нем должны быть изложены примеры, поясняющие сложно воспринимаемые аспекты лекции или демонстрирующие их применение на практике. В-третьих, сообщены проблемы реального применения изученных аспектов на практике и воздействия на них социальной среды. В-четвертых, записаны вопросы, которые лектор должен задавать по ходу занятия проверяя понимание изученного материала (например, какие из записанных методов являются основными, в каких ситуациях оптимально применение каждого из них) и уровень остаточных знаний студентов (по ранее изученным темам или дисциплинам, лежащим в основе этого курса). При этом в лекционном материале должны быть даны ответы на эти вопросы, которые сообщаются студентам, если они будут затрудняться с самостоятельными ответами. В-пятых, даны ссылки на источники информации или дисциплины, в которых материал данной лекции изложен более подробно.
Приветствуется оформление основных элементов лекционного материала в виде слайдов.
Образец лекционного материала дан в приложении 3.
1.2. Учебно-методическое издание для семинарских и самостоятельных работ по дисциплине, относящейся к направлению «Финансовый менеджмент»
В рамках повышенного уровня компетенций обязательна подготовка 50 заданий в рамках одного учебно-методического издания, которые можно давать студентам, как в качестве семинарских заданий, так и индивидуальных домашних заданий. Это означает необходимость добавления к заданию четкой формулировки вопроса или цели, которая будет поставлена перед тем, кто будет отвечать на данное задание. Кроме того, это обуславливает необходимость подготовки заданий по таким учебным работам как хрестоматия, рабочая тетрадь, сборник задач, сборник заданий или сборник тестов. Это связано с тем, что если задавать на дом подготовку определений, то они могут быть скачены из Интернета без самостоятельной формулировки их студентом. Это означает, что все задания для самостоятельной работы должны быть сформулированы нестандартно, чтобы в других источниках, которыми может дома воспользоваться тот, кто их решает, не было на них общеизвестного типичного ответа.
При подготовке учебно-методического издания студентам рекомендуется ориентироваться на учебную программу по изучаемой дисциплине и учебный план. Если данное издание будет в чем-либо им противоречить, то нужно обосновать причины этой ситуации и подготовить рекомендации по коррекции учебной программы и учебного плана.
Для выполнения данной работы студенты могут объединяться в группы (подробнее об этом сообщено в п. 2. «организационные аспекты прохождения учебной практики»). При этом вне зависимости от того работает студент в одиночестве или совместно с одногруппником его работа на повышенном уровне освоения компетенций должна быть изложена в соответствии со стандартами предъявляемыми к учебно-методическим работам. Это помимо требований к оформлению текста работы предполагает обязательную подготовку титульного листа; выходных данных работы; содержания; списка рекомендуемой литературы; указания взаимосвязи данного материала с компетенциями, которые должны быть освоены в рамках данной дисциплины; балльно-рейтинговой системой, позволяющей оценить достигнутые результаты; пояснения организационных аспектов выполнения поставленных задач; формы оценочных средств; особенности интерактивной работы; изложение образцов выполнения предложенных типичных заданий.
В качестве образца предлагается использовать лучшее учебно-методическое издание выбранного вида учебной работы, имеющееся на данной кафедре.
1.3. Выписка из научно-методического семинара посвященного повышению качества лекционных и семинарских занятий
Эта выписка готовится секретарем научно-методического семинара на основе его протокола. Она включает общие данные о научно-методическом семинаре: его название, номер его проведения с начала текущего учебного года и дату; вопросы или темы, обсуждаемые на его заседании, регламент (время, выделяемое на выступление, вопросы, реплики и подведение общих итогов); фамилию, инициалы и число присутствующих студентов; фамилию и инициалы руководителя научно-методического семинара, его должность и ученую степень. Помимо этого она включает краткий отзыв на выступление докладчика, перечень вопросов заданных его участниками после выступлений докладчиков, их критические замечания и реплики.
В результате в процессе выступления нужно показать глубокие знания по исследуемой теме, доступно объяснить ее своим однокурсникам или одногруппникам, логически верно, аргументировано и ясно, строить свою речь, уверенно, вежливо и лаконично отвечать на вопросы присутствующих.
Для удержания внимания желательно использовать соответствующие жесты и мимику, правильную дикцию, своевременно применять повышение и понижение голоса, тембра голоса и паузы. Так как монотонное и однообразное изложение материала вызывает скуку. Удерживают внимание аудитории определенная эмоциональность выступления, убедительные примеры, сравнения, иллюстрации и метафоры, а также вовлечение в дискуссию (в том числе путем задавания риторических вопросов).
Кроме того, при выступлении важно:
- обращаться ко всей аудитории, периодически обводя взглядом всех присутствующих, так как слушатели, потерявшие визуальный контакт с докладчиком, как правило, отвлекаются на другие дела;
- своевременно реагировать на все важные события, происходящие в аудитории (в том числе и на вопросы). Это демонстрирует слушателям, что между ними и докладчиком существует обратная связь;
- помнить, что выразительная и плавная жестикуляция оживляет речь, а частые, резкие и однообразные жесты раздражают слушателей;
- быть в себе уверенным (не нервничать). Этому способствует хорошее знание материала, наличие подготовки к выступлению и желание поделиться информацией.
Если контакт с аудиторией утерян, то одним из приемов его возвращения является выдерживание паузы до тех пор, пока все слушатели вновь не обратят внимание на докладчика.
Подробная информация о подготовке к выступлению изложена в п. 2.10. «выступление студента с научными результатами» шестого источника рекомендуемой литературы.
В качестве критериев оценки выступления студента посвященного повышению качества лекционного или семинарского занятия по той или иной дисциплине следует назвать: уровень соответствия представленного материала с плановой схемой занятия; полнота раскрытия темы занятия; способность донести материал занятия до слушателей (в том числе и с использованием примеров); качество ответов на вопросы слушателей; объективность выставленных баллов на занятии; рациональность использования времени занятия; степень интереса слушателей к изучаемой теме.
2. Основы студенческой научной работы
2.1. Программа научного исследования
Программа научного исследования должна содержать изложение основных задач, методологических предпосылок и гипотез исследования с указанием правил, процедур и логической последовательности операций по проверке гипотез. Задачи работы должны отражать ключевые направления достижения цели и рассматриваться как основные этапы работы. Особенностью их формулирования является то, что они всегда начинаются с глагола. Например, изучить, обобщить, оценить, предложить, уточнить, выявить, разработать и т.д. Под методологическими предпосылками подразумевается система методов, которые будут использованы в данной научной работе. Научная гипотеза – это научное предположение, предлагающее вариант решения или объяснения научной проблемы. Правило – требование, предъявляемое ко всем субъектам исследования, для выполнения условий поставленной задачи.
Сроки выполнения элементов научной программы должны быть четко прописаны и понятно обоснованы. Все положения программы должны быть четкими, все элементы изложены в соответствии с логикой исследования, правильно структурированы и ясно сформулированы.
В связи с тем, что программа научного исследования в рамках повышенного уровня освоения компетенций предполагает подготовку научной статьи, то в ней должен быть описан механизм получения научной новизны.
Объем программы научного исследования должен быть не менее одной страницы.
2.2. Научная практическая статья
Все темы научной практической статьи должны быть в рамках магистратуры «Экономика фирмы и отраслевых рынков». Тема статьи обычно выбирается из трех основных направлений: область, связанная с изучением микроэкономических аспектов (обычно в рамках одной организации, но могут изучаться и муниципальные образования), сфера макроэкономической деятельности или направление, исследующее региональные экономические аспекты.
В статье должны быть аннотация, ключевые слова, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы и приложения. Структура научной практически ориентированной работы подробно изложена в п. 4.4. шестого источника рекомендуемой литературы.
Основная часть научной практической статьи должна быть основана на количественных данных. В качестве них могут быть использованы: бухгалтерская отчетность любых организаций за последние три года, индексы валют, инфляции, процентные ставки или иные числовые данные.
При анализе состояния и динамики исследуемых объектов помимо оценки тенденции за три последних года нужно провести сравнительный анализ фактических данных с нормативами или ориентирными значениями (плановыми, средними или лучшими среди аналогичных объектов), оценку последствий (при допущении, что состояние объекта будет меняться в соответствии с выявленными тенденциями) и обобщение проблем объекта. Кроме того, следует оценить меры уже реализуемые организацией для решения выявленных проблем. Так, если статья называется «Совершенствование управления денежными потоками ООО «Турбина», то в основной ее части должен быть сначала проведен анализ денежных потоков, оценка мер по управлению ими которые уже реализует данное предприятие и предложение своих мер в этой области. В противном случае работа не допускается до защиты, так как в этом случае не будет освоены все необходимые компетенции предусмотренные для данной практики. Уровень научной новизны исследования оценивается по качеству разработанных конкретных рекомендаций направленных на совершенствование изучаемого аспекта, числу изученных альтернативных вариантов действий, правильности расчета экономического эффекта от их внедрения, обоснованного выбора состава итоговых рекомендаций. При изучении экономических аспектов федерального или регионального уровня обсуждение возможных альтернативных вариантов развития событий, описание их преимуществ и недостатков, а также наличие расчета примерной суммы экономического эффекта от предлагаемых мер, тоже приветствуется.
Объем данной работы должен находиться в диапазоне от 5 до 15 страниц (без учета списка использованной литературы и приложений). В связи с этим рекомендуется выбирать небольшие объекты или отдельные узкие направления оперативной деятельности организаций.
Письменная речь в работе должна быть построена логически верно и аргументировано, изложена ясно, кратко и понятно. Оптимальный объем научной новизны составляет треть от общего объема работы.
В этом пункте научная практически ориентированная статья должна излагаться в полном объеме со списком использованной литературы. Если есть приложения, то они должны быть перенесены в приложения всего отчета по учебной практике.
При подготовке научной практической статьи следует помнить, что ее тема и содержание, в том числе должны быть связаны с получением первичных профессиональных умений и навыков.
Образцы научных практических статей начального уровня даны в Приложении 5, а ссылки на образцы научных практических статей повышенного уровня указаны в списке рекомендуемой литературы под номерами 1 и 2.
2.3. Выписка из протокола заседания научного кружка, подтверждающая участие студента в его работе
Эта выписка готовится руководителем научного кружка на основе его протокола, которую должен в полном объеме составить секретарь научного кружка. Она включает общие данные о данном кружке: его название, номер его проведения с начала текущего учебного года и дату; вопросы или темы, обсуждаемые на его заседании, регламент (время, выделяемое на выступление, вопросы, реплики и подведение общих итогов); фамилию, инициалы и число присутствующих студентов; фамилию и инициалы руководителя научного кружка, его должность и ученую степень. Помимо этого она включает краткий отзыв на выступление докладчика (на основе подготовленной им статьи), перечень вопросов заданных другими студентами после выступлений докладчиков, их критические замечания и реплики. В итоге оценивается насколько заданные вопросы, позволили выступающему студенту лучше понять или раскрыть свою тему, правильность сделанных замечаний и важность каждой реплики. Если руководитель научного кружка в выписке делает вывод о недостаточности или малоэффективности участия какого-либо студента это означает необходимость более активного и качественного участия данного студента в другом заседании научного кружка.
Студенты обычно задают вопросы по другим выступлениям для пояснения мимолетно упомянутых явлений или процессов; выделения основных аспектов среди перечисленных и обоснования того, почему именно они основные; по ошибкам в докладе; по факторам, влияющим на его содержание, но не затронутым в выступлении; по тенденциям, которые могут возникнуть в данной области. Обычно студенты задают от одного до трех вопросов по каждому выступлению.
Кроме того, руководитель научного кружка в этой выписке оценивает уровень владения культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановки цели и выборе путей ее достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь, способность осуществлять деловое общение и способность к экономическому образу мышления. Более подробно этот аспект раскрыт в Приложении 6.