Обоснование содержания инновационной политики в структуре стратегии трансформации экономики региона
В настоящее время на региональном уровне формы и методы государственного воздействия на инновационную активность находятся в зачаточном состоянии, носят эпизодический характер, обусловленный отсутствием единой концепции региональной инновационной политики. Неразработанность механизмов финансирования участников нововведений за счет средств областных и муниципальных бюджетов, а также отсутствие благоприятной среды для привлечения частных капиталоввыступают тормозом развития инновационной деятельности. Дальнейшее формирование российской инновационной системы должно осуществляться с учетом интересов как федерации, так и ее субъектов, для чего необходимо определить следующие уровни компетенции: на федеральном уровне определяются приоритеты развития страны в целом, готовятся и проводятся конкретные мероприятия, реализуются программы и проекты, имеющие важное общегосударственное значение и направленные на решение конституционных задач; на региональном уровне определяются приоритеты инновационного развития региона, формируются и реализуются программы устойчивого развития; на федерально-региональном уровнях ведётся согласование нормативно-правовой базы инновационной деятельности, определение и согласование взаимных интересов федерации и регионов, степени участия Федерации в устранении региональных проблем и регионов в решении федеральных; межрегиональный уровень - организация взаимодействия регионов для решения задач, представляющих интерес для нескольких регионов; муниципальный уровень - проведение конкретных мероприятий по созданию территорий инновационного развития.
Исследования, проведённые автором на примере Владимирской области, показали, что система управления территориальным научно-техническим потенциалом имеет незавершенный характер (происходит наработка связей, формирование новых структур), поэтому необходимо углубление системного подхода в решении задач инновационного развития региона.
В области имеются различные субъекты инновационной деятельности, которые разобщены и работают обособлено. В результате нарушается взаимосвязь между отдельными этапами инновационного цикла: "инновации - производство - рынок". Для их объединения необходим интегрирующий механизм, обеспечивающий ускоренное продвижение инноваций на рынок.
Для этого требуется решение следующих основных задач:
1) совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала;
2) проведение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты;
3) формирование и развитие объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологические центры, технопарки и т.п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг. Основные компоненты механизма реализации инновационной политики в регионе изображены на рисунке 8.
|
Целостный механизм, отвечающий условиям рыночной экономики, должен включать следующие основные элементы: инновационное прогнозирование; инновационное проектирование; инвестирование инновационных проектов за счет различных источников; стимулирование участников инновационной деятельности; управление реализацией инновационных проектов и программ, включая информационное и кадровое обеспечение; создание инновационных структур.1
Оценивая сформированность инновационного механизма исходя из состояния научно-технического и инновационного потенциала Владимирской области, можно отметить, что на всех этапах наблюдаются серьёзные недостатки. Так, для Владимирской области как и России в целом характерен недостаток точного прогнозирования потребности высококвалифицированных специалистов и менеджеров в инновационной сфере. Если в развитых странах на одного ученого приходится 10 менеджеров, то в России ситуация противоположная - на одного менеджера приходится 11-12 ученых. Спрос на управленцев, компетентных в продвижении российских инновационных проектов на мировом рынке, сегодня в несколько десятков раз превышает предложение. ВУЗы не проводят подготовку управленческих кадров для научно-технической и инновационной сферы.
Для повышения качества инновационного проектирования в области необходимо последовательно совершенствовать инновационную инфраструктуру, что будет способствовать эффективной инновационной деятельности и оказанию её субъектам разнообразных услуг: консультационных - по правовым, экономическим вопросам подготовки и реализации инновационных проектов и создания для этого предприятий, консорциумов и т.д.; информационных - по выбору стратегии, представлению инновационных проектов и программ, законодательству и т.п.; производственно-технологических - по подготовке производства, сертификации и стандартизации инновационных продуктов и т.п.; коммерческих - по подготовке бизнес-планов, проведению маркетинговых исследований; образовательных - по обучению менеджеров инновационных проектов и персонала, изданию методико-справочной литературы.
Сохраняется ряд проблем и в сфере инновационного инвестирования. Третья часть инновационно активных предприятий области при анкетировании одним из основных факторов, препятствующих внедрению научных разработок, назвали недостаток как собственных финансовых средств, так и недостаток поддержки со стороны государства, отсутствие банковских кредитов.
По мнению автора, одним из резервов повышения инновационной активности является развитие в области инновационно-венчурных фондов, которые должны выполнять следующие функции: экспертизы и отбора венчурных инновационно-инвестиционных проектов, оказания содействия в разработке бизнес-планов, проведения конкурсов, презентаций на зарубежных и российских инвестиционных конференциях, ярмарках, выставках; аккумулирования средств для поддержки бизнеса, привлечения российских и зарубежных частных и государственных инвестиций; создания новых и поддержки действующих инновационных малых предприятий путем долевого вложения средств, привлечения других инвесторов, участия в управлении реализаций венчурных проектов и т.д.
Необходимо отметить, что как в России, так и во Владимирской области, капитал венчурных фондов имеет в большинстве иностранный характер, венчурные инвесторы работают лишь с теми инновационными предприятиями, которые уже выпускают готовую продукцию и нуждаются в средствах в основном для расширения производства. Кроме того, необходимо принятие федерального закона, регламентирующего деятельность венчурной индустрии для минимизации рисков.
В настоящее время инновационный механизм действует в условиях многоукладной рыночной экономики, в него вовлечены предприятия и организации всех форм собственности. Как показывает практика наиболее эффективный путь разработки и внедрения научно-технической продукции и технологий лежит через сеть малых фирм, способных в короткие сроки и с меньшими затратами разработать конкурентоспособную наукоемкую продукцию. Обычно они не имеют ни достаточных средств, ни квалифицированных кадров для освоения значимых инноваций, поэтому для них необходима государственная поддержка, создание развитой инновационной инфраструктуры.
Крупный частный капитал располагает необходимыми ресурсами для освоения и распространения инноваций, но он более консервативен и менее склонен к риску. Для него необходимы определенные гарантии, страхование рисков, включение проектов в государственные инновационные программы.
Предприятия и организации государственного сектора имеют наименьшие возможности для крупных инноваций за счет собственных средств. Для реализации инноваций требуется бюджетная поддержка, государственные заказы и контракты по оборонной продукции, бюджетное финансирование социокультурных и экологических инноваций.
Предприятия, находящиеся в полной или частичной иностранной собственности, осуществляют инновации за собственный счет, исходя из интересов, которые могут расходиться с государственными приоритетами.
Таким образом, с учётом специфики поведения коммерческих организаций различных форм собственности, необходимо разработать программу совершенствования инновационного механизма, в которой учесть не только недостатки региональной экономики, но и имеющийся мощный научно-технический потенциал.
Для этого рекомендуется:
Законодательному собранию Владимирской области: ускорить разработку и принятие законов, стимулирующих инновационную деятельность, развитие малого и среднего инновационного бизнеса, защиту интересов товаропроизводителей; за счет совершенствования областного налогового законодательства и нормативной правовой базы обеспечить повышение инновационной активности, привлечение в научно-техническую сферу области финансовых средств, коммерческих структур; начать разработку специального закона о поддержке инновационно-венчурного бизнеса.
Представляется целесообразным Администрации Владимирской области: разработать приоритеты научно-технического и инновационного развития области; сформировать областную целевую программу по созданию региональной инновационной системы; продолжить развитие инфраструктуры научно-технической сферы, инновационных центров, технопарков; сформировать областной внебюджетный фонд поддержки прикладной науки; создать автоматизированную информационно-аналитическую систему мониторинга научно-технического потенциала области.
Саморегулируемым общественным организациям (Союзам, Лигам и Ассоциациям): активнее проводить политику, направленную на координацию взаимодействия научного сектора и производственной сферы; организовать работу по повышению уровня информированности научных организаций о потребностях предприятий области в научных разработках, связанных с усовершенствованием выпускаемой и освоением новой продукции; организовать централизованную помощь промышленным предприятиям по вопросам патентно-правовой защиты объектов интеллектуальной собственности.
Возможная структура органа, разрабатывающего инновационную политику, проводящего её в жизнь и оказывающего стимулирующее воздействие на инновационный процесс в регионе приведена на рисунке 9. При ее анализе следует дистанцироваться от организационно-правовых форм объединения и рассмотреть лишь участие специализированных структурных подразделений на различных этапах инновационного процесса. В предложенном холдинге учебные и научные подразделения выступают генераторами идей, продуктовых и технологических новаций, потребность в которых формируется на основании анализа деятельности маркетинговых и сбытовых подразделений. Тесное взаимодействие производства и отделов, выполняющих научно-исследовательские и конструкторские разработки, обеспечивает внедрение новшеств в оптимальные сроки с минимальными затратами. Взаимодействие с финансовыми структурами обеспечивает оптимальный режим финансирования, а проведение расчетов между филиалами - снижение налогового бремени. Информационный обмен между подразделениями осуществляется на основе CALS-технологий, под которыми понимается система непрерывной информационной поддержки всего жизненного цикла продукции или услуг.
Чёткость и качество информационного взаимодействия между структурно-функциональными подразделениями холдинга выступает, наряду с единоначалием (деятельностью в рамках единой стратегии) одним из центральных принципов.
,
|
Рис. 9.Структура регионального инновационного холдинга.
Таблица № 9
Основные этапы механизма сопровождения инновационного продукта от разработки до внедрения и их содержание
№№ п/п | Наименование этапа и его содержание |
1. | Формирование ресурсного обеспечения внедрения инноваций Наиболее простая форма – участие предприятий и научных учреждений своими платежами в формировании фонда инноваций либо при создаваемом инновационном союзе, либо на счетах другой уполномоченной структуры. Иная, более сложная форма, предусматривает формирование гарантийного фонда для внедрения инноваций, где, кроме денежных средств, используются имущественные гарантии предприятий в виде свободных площадей и оборудования, в объеме запрашиваемой инновационной поддержки. Наделение уполномоченной структуры имущественными комплексами научных учреждений, находящихся в федеральной и областной собственности, сформированный пул гарантий позволит использовать для финансирования кредитные ресурсы. |
2. | Разработка механизма внедрения инноваций Для обеспечения эффективности механизм внедрения инноваций должен быть достаточно гибким и способным согласовывать возможности разработчика и производителя. Предлагается осуществлять внедрение путём создания временных творческий коллектив (ВТК). Они включают уполномоченных специалистов предприятия, разработчиков, консультантов управленцев. Основная часть оплаты труда ВТК определяется долей от результата по внедрению разработки. До получения результата минимизированные затраты ВТК кредитуются: - ВТК представляет техническое задание на внедрение; - совместно с технологическими службами предприятия разрабатывает новый продукт, востребованный на рынке; - в случае необходимости осуществляет конструкторскую доработку изделия совместно с разработчиком; - оценивает позиционирование изделия на рынке, способствует реализации готовой продукции; - совместно с производителем и разработчиком осуществляет комплекс мер по сертификации продукции; - участвует на согласованных условиях в распределении дохода от реализации новой продукции. |
3. | Формирование пакета инновационных предложений. Организация сотрудничества с научно-техническими центрами и институтами На начальном этапе рассматриваются возможности научно-исследовательских институтов и отраслевых конструкторско-технологических центров. Возможно также сотрудничество с действующими инновационными союзами, технологическими центрами. С целью заинтересованности разработчиков на предприятиях с соответствующим оборудованием создаются благоприятные условия для разработчика, при котором предприятие исполняет функции опытно-экспериментального производства. ВТК согласовывает интересы и закрепляет отношения трёхсторонним договором, который определяет обязанности и интересы всех сторон. |
4. | Создание механизма финансирования, стимулирующего интересы всех участников Механизм основывается на компенсации первоначальных затрат на организацию внедрения разработки из доходов, полученных в результате реализации нового продукта. Распределение доходов от реализации должно учитывать рентабельную деятельность производителя, а также интересы временного творческого коллектива и разработчика. В зависимости от доходности разработки согласование интересов определяется трёхсторонним договором. Источником финансирования могут быть кредитные ресурсы, привлечённые под ранее сформированные залоги – средства заинтересованного производителя или разработчика, либо средства иных заинтересованных сторон. |
5. | Механизмы конкурсных отборов инновационных проектов и организации контроля за их реализацией Механизм конкурсного отбора и контроля зависит от выбранной организационно-правовой формы. В случае если будет выбрана специализированная модель (союз инноваций), то вопросы конкурентности и контроля определяет его правление. Если система будет распределённой, то есть функции закрепляются за разными структурами, то необходим экспертный совет, который будет обеспечивать конкурентность и контроль. |
Обеспечение слаженного взаимодействия всех подразделений холдинга, детальная проработка механизма сопровождения инновационного продукта от разработки до внедрения с учётом региональной специфики (см. таблица № 9) позволит получить различные виды эффектов, классификация которых систематизирована на рисунке 9.
| |||
Рис. 10. Виды эффектов инновационной деятельности
3.3. Региональные и межрегиональные аспекты территориального планирования инновационного развития.
При стратегическом планировании инновационного развития территорий к числу важнейших закономерностей размещения производительных сил относятся: рациональное, наиболее эффективное размещение производства; комплексное развитие хозяйства экономических районов, всех субъектов Федерации; рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий; выравнивание уровней экономического и социального развития регионов[45].
К наиболее часто реализуемым принципам размещения производительных силотносятся: приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и местам потребления готовой продукции; равномерное размещение производства по территории страны; специализация хозяйства отдельных регионов с целью максимального использования эффекта территориального разделения труда; комплексное развитие хозяйства регионов; укрепление обороноспособности страны.
С точки зрения стратегии размещения производительных сил указанные закономерности и принципы представляют собой нормативные требования или желаемые тенденции и результаты, которые в действительности могут и не быть реализованными, но которые необходимо учитывать или стремиться достигать при планировании размещения предприятий, развития регионов, муниципальных образований, при разработке общей схемы размещения производительных сил.
Факторы размещения производительных сил — это существенные условия, которые необходимо принимать во внимание при изучении или решении конкретной проблемы. В состав факторов обычно включают: экономико-географическое положение; население и трудовые ресурсы; созданный производственный аппарат; имеющуюся на территории инфраструктуру; локализованные природные ресурсы (энергетические, минерально-сырьевые, биологические, водные); транспортный фактор; научно-технический потенциал; формы территориальной организации хозяйства; качество управления; социальный климат и др.
Так при рассмотрении вопросов пространственного развития производства во Владимирской области необходимо принимать во внимание ее административно-территориальное деление. С 2006 года в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" территория области поделена на 127 муниципальных образований, в том числе 5 городских округов, 16 муниципальных районов, 26 городских поселений и 80 сельских поселений.
На территории области наиболее развитыми являются город Владимир, Кольчугинский и Петушинский районы, город Ковров и округ Муром. Здесь производится около 80% объема промышленной продукции области, что отчётливо видно на рисунке 11. Наименьший объем промышленного производства среди территорий области - в Муромском, Меленковском, Селивановском, Камешковском, Судогодском районах. Низкий уровень развития обрабатывающих производств этих территорий объясняется их сельскохозяйственной специализацией, а также наличием в структуре производства технологически устаревших и неперспективных производств текстильной промышленности и машиностроения, продукция которых не пользуется спросом.
Рис. 11. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по муниципальным образованиям Владимирской области, имеющим статус городского округа