Trading on the Markets

Shares change hands when they are traded. When there is a lot of trading in a market, turnover is high. Trading is most often described as moderate or active.

Trading on the stock exchange and on other markets also can be:

dull, lackluster, light, negligible, quiet, slow, sluggish, thin, or weak, when activity is slow;

bumpy, choppy, erratic ,hesitant, mixed, uncertain, or volatile, when the overall directionof prices is not clear:

brisk, heavy, or hectic when there is a high volume of trading, in other words high turnover of shares.

Notes

1. treasurer– казначей: сотрудник крупной компании, занимающийся управлением свободными средствами, заимствованиями, поддержкой рынка ценных бумаг, контролем за учетом.

2. savings and loan association (S & L) = thrift institutions; building societies (UK) – ccудно-сберегательная ассоциация (США): учреждение корпоративного типа, принадлежащее пайщикам или вкладчикам (разновидность mutual funds); аккумулирует сбережения населения и финансирует жилищное строительство; теперь сближается по функциям с банками, получает акционерную форму.

Vocabulary

to bankrupt – привести к банкротству, обанкротить; a bankrupt - банкрот; to go bankrupt – обанкротитьсч; bankruptcy - банкротство; to drive into bankruptcy – довести до банкротства

treasurer - казначей

savings and loan institution – ссудно-сберегательное учреждение

real estate – недвижимость; realtor – риэлтер: специалист по покупке и продаже недвижимости

to regulate – регулировать; regulator – регулирующий орган, орган надзора; regulatory authority – регулирующий орган

managerial oversight, monitoring and reporting – надзор, контроль и отчетность менеджмента

Exercises

1. Explain in English the meaning of the following:

trader, unauthorized trading, to regulate something out of existence, a rogue, to bring an organization to the brink of extinction, an underling, to reign in county governments

2. Give the antonyms to the following:

profitable, interest rates dropped, to increase services, competence, to lend money, predictable.

What’s our life? – The game!

Крах банка Barings потряс мировые финансовые рынки

Дмитрий Гришанков, Светлана Локоткова, Андрей Шмаров

Если хочешь потерять сразу все – поиграй на фьючерсах. (Из опыта американских брокеров)

Основанный в 1762 году банк Baring Brothers (Barings) – часть Barings Group – основной хранитель денег британской элиты, в том числе и самой королевы. В прошлом веке члены семьи Бэрингов получили пять дворянских званий – больше чем какая-либо другая семья со времен средневековья. Один из членов семьи был участником переговоров о покупке Америкой у Франции штата Луизиана. В 1818 году герцог де Ришелье назвал Бэрингов шестой по значению силой в Европе (после Англии,Франции, России, Австрии и Пруссии.)

В начале восьмидесятых годов управляющий Кристофер Хит вовлек Barings в операции с японскими акциями и преуспел настолько, что за счет получаемых бонусов стал самым высокооплачиваемым человеком в Британии. Возгордившись, он попробовал расширить инвестиции банка в игру на рискованных производных бумагах, но вошел по этому поводу в конфронтацию с не желающим таких вложений советом директоров банка, и с ним расстались. (Ирония судьбы состоит в том, что крах Barings напрямую связан как раз с подобными операциями – с фьючерсами на токийский биржевой индекс.)

Точно воспроизвести события, предшествовавшие краху банка Barings, сейчас сложно, однако в первом приближении дело было так.

Ник Лисон (Nick Leeson), генеральный директор Baring Futures (подразделение банка Baring Brothers, или просто Barings, в Сингапуре), специализировался на высокорискованных операциях с фьючерсными контрактами. Молодой менеджер здорово овладел приемами фьючерсной торговли, о чем свидетельствуют и его не по годам высокое положение в иерархии банка, и отзывы участников рынка. Один из дилеров, например, в интервью агентству Reuter сказал, что его считали наиболее выдающимся трейдером. Казалось даже, что он управляет рынком – брокеры постоянно отслеживали его действия и ориентировались на него.

Другое свидетельство успешной деятельности менеджера – полученные им вознаграждения: по различным оценкам, за 1994 год он получил премиальные в размере $1,4-4,1 млн (помимо основной зарплаты в $316500 в год). Во многом благодаря деятельности молодого менеджера банк в октябре прошлого года получил рекордную для него полугодовую прибыль - $90 млн.

Однако никуда не деться от банальной истины: за высокие прибыли приходится платить высоким уровнем риска. За выигрышем рано или поздно приходит проигрыш. Так получилось и с Лисоном. По имеющимся сведениям, он начал (когда – точно не известно) игру на повышение японского фондового индекса Nikkei-225.

Лисон купил от 18 до 20 тысяч фьючерсных контрактов (стоимость каждого – около $200 тыс.) в ожидании роста их стоимости. Однако расчет не оправдался, и котировки стали падать. Каждый день приносил банку астрономические убытки. Судя по всему, Лисон не торопился сообщить эту неприятную новость в лондонскую штаб-квартиру и продолжал упорствовать в своей игре на повышение. К двадцатым числам февраля стало ясно, чтокатастрофа неминуема, и в четверг, 23 февраля, супружеская чета Лисонов перешла на нелегальное положение. (По иронии судьбы 25 февраля Нику как раз исполнилось 28 лет – хорош подарочек он себе устроил.) А в воскресенье крупный проигрыш стал наконец достоянием гласности. Была названа его суммарная величина - $800 млн; днем позже оценка потерь выросла до $1 млрд. Окончательные итоги будут подведены не ранее, чем через несколько недель.

Первые вопросы, которые приходят в голову после дежурного “ух ты…”: как менеджеру удалось достичь столь потрясающего результата и какими мотивами он руководствовался?

Признаться, вопрос “как?”до сих пор остается без ответа. Дело в том, что все банкиры (наши), с которыми поговорил кореспондент “Ъ”, в один голос говорят о том, что любой менеджер имеет лимит открытой позиции. Иными словами, он не может истратить денег больше, чем ему выделено. Контроль за этим, как правило, осуществляется при помощи компьютерной системы, которая автоматически блокирует сделки, выходящие за лимит. Возможно, конечно, Лисон не только финансовый, но и компьютерный гений, способный взламывать сложнейший банковский софт...

Но банковский контроль – это не единственная преграда. Биржа также осуществляет ежедневный контроль за открытыми позициями брокеров. В случае неблагоприятного изменения цен торговец обязан довнести средства для поддержания открытых позиций или закрыть их. Но и этого не было сделано. Почему?

Техническая версия

Наша версия выглядит следующим образом.

Ник Лисон благодаря своей предыдущей успешной деятельности пользовался довольно большой самостоятельностью и подвергался контролю из лондонской штаб-квартиры лишь от случая к случаю. Для начала своей игры ему, скорее всего, потребовались довольно скромные средства. Ведь при покупке фьючерсного контракта вносится не его полная стоимость, а лишь залоговая сумма – несколько процентов от объема открываемых позиций. Причем известна практика, когда для крупных трейдеров, имеющих хорошую репутацию, биржы идут на уступки, снижая для них сумму залоговых средств. Таким образом, для начала игры Лисону могло потребоваться всего $10-20 млн, и эта сделка могла ничем не выделяться на фоне остальных.

Затем, как уже говорилось, прогноз не оправдался. Индекс Nikkei стремительно падал, цены фьючерсов соответственно тоже, причем опережающими темпами. Здесь Лисону самое время бы сознаться и разделить ответственность с высшими менеджерами банка. Однако он не сделал этого. Возможно потому, что, по слухам, он инвестировал в игру на фьючерсах средства королевской семьи, а это клиент особый. Менеджер просто побоялся неприятностей. Один из лондонских банкиров сказал: «Похоже на то, что он исчерпал свои лимиты, запаниковал, залез в долги еще глубже и затем попытался сыграть ва-банк, чтобы покрыть все убытки.»

А что же биржа? Скорее всего Лисон благодаря своему авторитету добился отсрочки платежей. Трудно сказать, как сингапурцам, а россиянам этот маневр хорошо известен: осенью 1994 года руководство “Биржевой палаты”, осуществлявшей клиринговые расчеты фьючерсных торгов МЦФБ, допустило игру “под честное слово”, которая, как известно, закончилась крахом торговой площадки. Если руководители SIMEX оказали подобное доверие Лисону, то это приведет еще к серии финансовых скандалов, центром которых станет уже не Barings, а биржа.

Наконец, когда стало ясно, что отыгрыш не удался и с долгами раплатиться уже нельзя, Лисон собрал свои пожитки и ударился в бега. Которые, впрочем, продолжались недолго – в прошлый четверг Лисон был вместе с женой задержан немецкой полицией во Франкфурте-на-Майне.

Представители Barings выдвинули иную версию. По их мнению, Лисон мог войти в сговор с конкурентами и сыграть против родного банка. Позиции намеренно были открыты так, чтобы Barings, обнаружив свои убытки, уже не смог устоять и оказался бы попросту неплатежеспособным, вызвав обвальное падение рынка. Сам же Лисон с компаньонами сыграл на понижение и сейчас имеет прибыль, соизмеримую с потерями Barings.

По-видимому, по версии Barings, катастрофическое падение фьючерсов отчасти спровоцировано скандалом, после которого контракты несколько вырастут в цене. Поэтому позиции, открытыеЛисоном, до сих пор не закрыты.

Наши рекомендации