Раздел II. Требования к оформлению эссе
Уфимский филиал Финуниверситета
Кафедра «Экономика, менеджмент и маркетинг»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор Уфимского филиала
______________Р.М. Сафуанов
«_____»_____________20____г.
Методические рекомендации
По выполнению эссе
По дисциплине «Микроэкономика»
Для студентов, обучающихся по направлению 080100 «Экономика»
(программа подготовки магистров)
Подготовлены доцентом
Каримовой З.Р.
Одобрено на кафедре – протокол № от«____»________2014г.
Утверждено на учебно-методическом совете – «____» _ _2014г.
Уфа – 2014г.
Введение
Эссе – вид самостоятельной практической и исследовательской работы
магистрами, с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования. Эффективность эссе заключается в анализе и оценке собственных микроэкономических исследований и решений.
Этот вид обучения способствует освоению микроэкономического анализа ,практическому использованию теоретических знаний в конкретных ситуациях; формирует умение оперировать
терминологией микроэкономики.
Выполнение подобного вида заданий способствует дальнейшему
развитию и овладению профессиональными навыками.
Основным требованием при выполнения данного вида работы – является самостоятельность , творческий подход, ориентированный на поиск и анализ современной рыночной информации, полученной из различных источников; ее оценка, выработка и принятие решений, имеющих практическое значение в профессиональной деятельности .
комплексное усвоение знаний и навыков в области теоретических основ экономики, а также умений ориентироваться в современной экономической ситуации.
Цель дисциплины:ознакомить студентов с новейшими достижениями
микроэкономической теории, наиболее актуальными для использования в хозяйственной практике.
Раздел I. Порядок выполнения эссе
Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого
мышления и письменного изложения собственных мыслей.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
В зависимости от темы формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ
имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использование изучаемых моделей,подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.
Эссе предназначено для закрепления теоретических знаний и освоения
студентами практических навыков.
В процессе выполнения работы предстоит выполнить следующие виды
работ:
1. Составить план эссэ.
2. Отобрать источники, собрать и проанализировать информацию по
проблеме.
3. Систематизировать и проанализировать собранную информацию по
проблеме.
4. Представить проведенный анализ с собственными выводами и
предложениями.
Каждому студенту выдается тема эссэ.
Источники информации включают:
материалы законодательного и инструктивного характера,
публикуемые государственными учреждениями;
отчеты и доклады коммерческих исследовательских центров;
издания некоммерческих организаций (например, отделений
Академии наук, университетов, институтов; материалы конференций,
семинаров и т.д.);
публикации торговых и промышленных ассоциаций, в том числе
ассоциаций маркетинга;
газеты: «Аргументы и факты», БИКИ, «Диалог», «Коммерсантъ–
Дэйли», «Риск», «Торговая газета», «Финансовая газета», «Экономика и жизнь»
и др.;
журналы: «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал» «Вопросы статистики», «Экономист» «Деловой вестник», «Компания», «Маркетинг», «Маркетолог», «Маркетинг в
России и за рубежом», «Маркетинговые коммуникации», «Мировая экономика и международные отношения», «Потребитель», «Практика рекламы», «Секрет фирмы», «Спрос», «Управление продажами», «Эксперт» и др.;
теле– и радиорекламу;
данные статистики;
данные переписи населения;
компьютерные базы данных и т.п.
После завершения сбора информации из внутренних и внешних
источников производится ее систематизация, что позволяет облегчить в
дальнейшем анализ собранных данных.
Раздел II. Требования к оформлению эссе
Эссе выполняется студентом под руководством преподавателя кафедры
самостоятельно. Тему эссе студент выбирает из предлагаемого
примерного перечня и для каждого студента она должна быть индивидуальной (темы в одной группе совпадать не могут).
Руководители эссе регулярно проводят консультации. Очень важной
является первая консультация, когда студентов знакомят с методикой работы,подбором литературы и составлением плана.
Эссе выполняется на компьютере (гарнитура Times New Roman, шрифт
14) через 1,5 интервала с полями: верх, низ -2; правое – 3; левое - 1,5. Отступ первой строки абзаца – 1,25. Сноски – постраничные. Таблицы и рисунки встраиваются в текст работы. При этом таблицы обязательно имеют заголовок, размещаемый над табличным полем, а рисунки – подрисуночные подписи. При использовании в работе нескольких таблиц и/или рисунков их нумерация обязательна.
Страницы текста нумеруются в правом нижнем углу. Объем работы
рекомендуется в пределах 0,5 п.л. (10-12 стр. на компьютере через 1,5
интервала). Значительное превышение установленного объема является
недостатком работы и указывает на то, что студент не сумел отобрать и
переработать необходимый материал.
К тексту прилагается оформленный по требованиям список
использованной литературы. При составлении списка литературы в перечень включаются только те источники, которые действительно были использованы при подготовке к написанию данной работы.Список использованной литературы составляется строго в алфавитном
порядке в следующей последовательности: законы РФ и другие официальные материалы (указы, постановления, решения министерств и ведомств); печатные работы (книги, монографии, сборники); периодика; сайты Интернета.
Список должен содержать современную литературу по теме.
В тексте обязательны ссылки на литературные источники, лучше всего
постраничные.
К тексту эссе прилагается пронумерованный отдельно иллюстративный
материал (схемы, диаграммы, рисунки, таблицы и др.), оформленный в виде
приложений.
Эссе имеет:
1. Титульный лист.
2. План.
3. Введение с обоснованием выбора темы.
4. Текстовое изложение материала.
5. Заключение с выводами по всей работе.
6. Список использованной литературы.
Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда
компонентов, связанных логически и стилистически.
На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.
При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы:
1. Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?
2. Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий
момент?
3. Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?
Текстовое изложение материала (основная часть) - теоретические
основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом
заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную
трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых
осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо
обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения)
предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве
аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и
таблицы. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе
следующих категорий: причина — следствие, общее — особенное, форма —
содержание, часть — целое, постоянство — изменчивость.
В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф
должен содержать только одно утверждение и соответствующее
доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом.
Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией
(соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа
ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.
Хорошо проверенный (и для большинства — совершено необходимый)
способ построения любого эссе — использование подзаголовков для
обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает
посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли
замысел).
Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном
исследовании. Эффективное использование подзаголовков — не только
обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их
последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии
логичности в освещении темы эссе.
Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме эссе с
указанием области ее применения и т.д. Оно подытоживает эссе или еще раз
вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной
части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение,
иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может
содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на
применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими
проблемами.