В «Курсе экономической теории» используется следующая логика изложения

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ.

ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ КУРСА.

Предметом теоретического курса "Экономика" является изучение поведения людей в процессе про­изводства и распределения материальных благ и услуг в мире ог­раниченных ресурсов и управления ими. Целью производства и управления выступает достижение наиболее полного удовле­творения потребностей людей, которые безграничны. Средст­вом достижения этой цели являются ресурсы, в силу их огра­ниченности допускающие их альтернативное (взаимоиск­лючающее) использование. Альтернативное использование ограниченных ресурсов есть проблема выбора.

Краеугольным камнем экономической теории является обоснование рационального поведения людей при выборе оптимального варианта использования ограничен­ных ресурсов для удовлетворения своих потребностей. На реф­лексе рационального поведения построена вся теория и прак­тика рыночной экономики, но с обязательным познанием ее сущностных, объективных процессов.

Учебный курс "Экономика" призван объяснить людям, в частности предпринимателям, производителям и по­требителям, а также государству, как надо в любом обществе решать три взаимосвязанные задачи: какие товары должны быть произведены и в каком количестве; как эти про­дукты надо производить; для кого производить данный про­дукт.

В изучении курса «Экономика» необходимо точно различать:

предмет, объект, цель и задачи курса.

Предмет изучения курса:

- Поведение людей в мире ограниченных ресурсов допускающих их альтернативное использование.

- Отношение людей в процессе производства распределения, обмена и потребления жизненных благ, необходимых для их существования.

- Взаимодействие людей в процессе поиска эффективного, рационального использования ограниченных ресурсов.

Объект изучения курса:

- Экономические системы общества. Экономические явления и процессы.

Цель изучения:

- Законы, управляющие поведением людей в их хозяйственной (экономической) жизни.

- Механизмы функционирования экономических систем их жизнедеятельности.

- Принципы экономической политики.

Задачи курса:

- Приобретение студентами навыков экономического мышления.

- Знание сущности основных экономических явлений и процессов.

- Понимание ситуации на макро и микроэкономическом уровнях.

- Умение найти и анализировать информацию, необходимую для ориентации в текущих проблемах экономики.

- Знание основных представителей мировой и отечественной экономической мысли.

- Умение грамотно разъяснить основные экономические события в своей стране и за ее пределами.

- Знание экономических проблем, затрагивающих специфику отрасли, в которой специалисту предстоит работать.

В «Курсе экономической теории» используется следующая логика изложения.

В первом разделе рассматриваются предмет и метод экономической теории, общие закономерности экономической организации общества, координация выбора в различных хозяйственных системах, основные направления современной экономической В «Курсе экономической теории» используется следующая логика изложения - student2.ru теории.

Во втором разделе анализируется микроэкономика, т. е. проблемы экономического выбора на уровне отдельного потребителя и фирмы, дается общая характеристика рыночной экономики, рассматриваются механизмы рынка совершенной и несовершенной конкуренции, организационные формы бизнеса, рынки факторов производства, преимущества и недостатки рыночного механизма.

В третьем разделе, посвященном макроэкономике, рассматривается национальное хозяйство в целом, показана роль государства в рыночной экономике, анализируются проблемы макроэкономического равновесия и нестабильности. Здесь показана роль денежно-кредитной системы, финансовой системы в современной смешанной экономики.

В четвертом разделе, даются международные аспекты экономической теории, проблемы международной торговли, валютная система, платежный баланс. В «Курсе экономической теории» используется следующая логика изложения - student2.ru Следует отметить, что за последние годы в учебном вузовском курсе "Экономика" (теоретический курс) стали изучаться и проблемы мезоэкономики. "Мезо" (греческое слово "mesos"-средний). Мезоэкономика – пятый раздел курса исследует содержание и функционирование промежуточных между микроэкономикой и макроэкономикой подсистем национальной экономики. Агропромышленный (АПК), военнопромышленный (ВПК), строительный комплексы. В том числе и региональные комплексы, их социально-экономические про­блемы, особенности действия в них экономических законов и закономерностей.

Шестой, заключительный, раздел теоретического курса посвящен проблемам рыночной транс­формации экономик стран бывшей социалистической системы, т.е. в нем рассматриваются проблемы переходной экономики от командно-административной системы к рыночной.

В «Курсе экономической теории» используется следующая логика изложения - student2.ru Задачи экономической теории на практике реализуются на основе ее функций как в самой экономической жизни, так и во взаимосвязи, с другими науками.

В «Курсе экономической теории» используется следующая логика изложения - student2.ru Понятие (слово) функция происходит от латинского слова "functio", что означает исполнение, совершение. Примени­тельно к экономической теории как научному объекту функ­ции означают те задачи, которые решает данная теория в сис­теме познания объективного мира, а также ее задачи по отно­шению к другим научным дисциплинам и реальной экономи­ческой жизни. На их основе происходит диалектическое взаи­модействие экономической теории с объектами и субъектами реального мира.

В числе основных функций (задач) экономической теории следует выделить пять: познавательно-теоретическая, методо­логическая, прагматическая или практико-прогностическая, критическая, гуманитарно-культурологическая.

Познавательно-теоретическая функцияэкономической тео­рии заключается в научном познании (изучении) содержания экономических законов, закономерностей и категорий и их проявлении в общественном воспроизводстве. По­знание сущности экономических процессов и их взаимосвязей должно опираться на изучение многообразия фактов экономи­ческой жизни, которые служат исходным материалом для сис­темных теоретических обобщений. Систематизация фактов - предпосылка научного исследования. Познание законов, управляющих фак­тами, - её результат.

Методологическая функция экономической теории проявля­ется как теоретический фундамент для изучения и использования на практике комплекса отраслевых знаний (экономи­ческая география, экономика природопользования и т. д.)

Если научное выяснение сущности эконо­мических законов, закономерностей и категорий - это прерога­тива экономической теории в целом, то конкретная их реали­зация в соответствующих сферах экономики - задача приклад­ных экономических наук, включая, например, и такие, как "Экономика строительства" или "Экономическая статистика".

В «Курсе экономической теории» используется следующая логика изложения - student2.ru Следующей функцией экономической теории является прагматическая или практико-прогностическая функция. В этой функции экономическая теория выходит непосредственно на связь с практикой, как повседневной, так и будущей, на основе обоснования научных экономических экспериментов.

Практическая функция экономической теории органически связана с экономической политикой, пред­ставляющей систему экономических задач и мероприя­тий, направленных на реализацию объективных экономиче­ских законов и закономерностей, а также реальных тенденций в экономической и социальной жизни общества.

Важную роль в реализации на практике научных положений экономической теории выполняет и такая ее функция, как критическая. Она проявляется в оценке экономических и со­циальных последствий развития экономических процессов с точки зрения их экономической и социальной эффективности. Критическая функция проявляется как в выявлении достижений, так и недостатков различных способов производства. При этом важно установить, в чем именно проявляется тормоз прогрессивного социально-экономического развития, опреде­лить пути выхода из создавшегося положения. Критический, но именно научный подход, должен присутствовать в анализе тех отношений, связей и элементов внутренней структуры экономики (от латинского слова "structura", озна­чающего строение, расположение, порядок), которые обуслов­ливают повышение результативности общественного производ­ства в целом.

В заключение в общем числе функций экономической нау­ки необходимо остановиться на такой ее функции, как гумани­тарно-культурологическая.

Данная функция непосредственно связана с человеком, формированием его экономического мышления, способного с научных позиций оценивать превратности современной соци­ально-экономической жизни; разбираться в экономическойинформации, включая анализ статистических показателей. В современных условиях научное экономическое мышление спо­собствует более быстрому вхождению субъектов производст­венной и коммерческой деятельности в рыночные отноше­ния, позволяет разобраться в целях экономической политики, дать ей оценку.

В исследовании хозяйственной жизни экономическая теория располагает значительным методологическим арсеналом.

Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь к чему-либо». Применительно к экономической теории — это путь к познанию экономических истин.

Основные методы:

1. В «Курсе экономической теории» используется следующая логика изложения - student2.ru В «Курсе экономической теории» используется следующая логика изложения - student2.ru Метод научной абстракции — упрощение очищение предмета ис­следования от всего второстепенного, не относящегося непосредственно к предмету исследования.

2. Анализ — рассмотрение отдельных частей единого целого.

3. Синтез — соединение отдельных частей в единое целое.

4. Индукция — умозаключение, базирующееся на обобщении фактов (от частного к общему).

5. Дедукция — доказательство и обоснование гипотез (от общего к частному).

6. Моделирование — формализованное описание (с помо­щью функций, графиков) экономических явлений. Мо­дель — обобщающий абстрактный образ реальности, отражающий наиболее существенные зависимости в экономике.

7. В теории рынка среди методов экономического ана­лиза значительное внимание отводится анализу предельных величин или предельных издержек и предельных выгод. Под предельными мы понимаем дополнительные издержки и выгоды, получаемые с каждой дополнительной единицы продукта. При этом считается, что каждая дополнительная затрата соответст­вующего фактора труда, земли или капитала с сохранением в фиксированном состоянии других факторов дает все меньшее и меньшее количество дополнительного продукта (дохода) в силу действия закона убывающей отдачи. Образно говоря, человече­ство невозможно накормить из одного цветочного горшка.

Дополнительный (предельный) продукт может быть зафик­сирован как в росте или сокращении физического объема про­изводства, так и в денежном выражении - в росте или сниже­нии издержек и выгод. Предельные величины соотносятся с рыночной ценой товара. Если предельные издержки превыша­ют предельную выгоду, то предприниматель вообще лишается прибыли. Сопоставляя дополнительные издержки и дополни­тельные выгоды, можно определить оптимальный объем про­изводства, при котором предприниматель получит максималь­ную прибыль.

Формула, выражающая равенство предельных издержек и предельной выгоды - есть золотое правило предприниматель­ства, универсальная модель поведения субъекта в рыночной экономике. Вся макроэкономика и микроэкономика может быть пропущена через этот важнейший универсальный прин­цип MC=MR.

В «Курсе экономической теории» используется следующая логика изложения - student2.ru В «Курсе экономической теории» используется следующая логика изложения - student2.ru

В «Курсе экономической теории» используется следующая логика изложения - student2.ru В «Курсе экономической теории» используется следующая логика изложения - student2.ru В «Курсе экономической теории» используется следующая логика изложения - student2.ru

Рис. 1.1.

Наши рекомендации