В «Курсе экономической теории» используется следующая логика изложения
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ.
ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ КУРСА.
Предметом теоретического курса "Экономика" является изучение поведения людей в процессе производства и распределения материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов и управления ими. Целью производства и управления выступает достижение наиболее полного удовлетворения потребностей людей, которые безграничны. Средством достижения этой цели являются ресурсы, в силу их ограниченности допускающие их альтернативное (взаимоисключающее) использование. Альтернативное использование ограниченных ресурсов есть проблема выбора.
Краеугольным камнем экономической теории является обоснование рационального поведения людей при выборе оптимального варианта использования ограниченных ресурсов для удовлетворения своих потребностей. На рефлексе рационального поведения построена вся теория и практика рыночной экономики, но с обязательным познанием ее сущностных, объективных процессов.
Учебный курс "Экономика" призван объяснить людям, в частности предпринимателям, производителям и потребителям, а также государству, как надо в любом обществе решать три взаимосвязанные задачи: какие товары должны быть произведены и в каком количестве; как эти продукты надо производить; для кого производить данный продукт.
В изучении курса «Экономика» необходимо точно различать:
предмет, объект, цель и задачи курса.
Предмет изучения курса:
- Поведение людей в мире ограниченных ресурсов допускающих их альтернативное использование.
- Отношение людей в процессе производства распределения, обмена и потребления жизненных благ, необходимых для их существования.
- Взаимодействие людей в процессе поиска эффективного, рационального использования ограниченных ресурсов.
Объект изучения курса:
- Экономические системы общества. Экономические явления и процессы.
Цель изучения:
- Законы, управляющие поведением людей в их хозяйственной (экономической) жизни.
- Механизмы функционирования экономических систем их жизнедеятельности.
- Принципы экономической политики.
Задачи курса:
- Приобретение студентами навыков экономического мышления.
- Знание сущности основных экономических явлений и процессов.
- Понимание ситуации на макро и микроэкономическом уровнях.
- Умение найти и анализировать информацию, необходимую для ориентации в текущих проблемах экономики.
- Знание основных представителей мировой и отечественной экономической мысли.
- Умение грамотно разъяснить основные экономические события в своей стране и за ее пределами.
- Знание экономических проблем, затрагивающих специфику отрасли, в которой специалисту предстоит работать.
В «Курсе экономической теории» используется следующая логика изложения.
В первом разделе рассматриваются предмет и метод экономической теории, общие закономерности экономической организации общества, координация выбора в различных хозяйственных системах, основные направления современной экономической теории.
Во втором разделе анализируется микроэкономика, т. е. проблемы экономического выбора на уровне отдельного потребителя и фирмы, дается общая характеристика рыночной экономики, рассматриваются механизмы рынка совершенной и несовершенной конкуренции, организационные формы бизнеса, рынки факторов производства, преимущества и недостатки рыночного механизма.
В третьем разделе, посвященном макроэкономике, рассматривается национальное хозяйство в целом, показана роль государства в рыночной экономике, анализируются проблемы макроэкономического равновесия и нестабильности. Здесь показана роль денежно-кредитной системы, финансовой системы в современной смешанной экономики.
В четвертом разделе, даются международные аспекты экономической теории, проблемы международной торговли, валютная система, платежный баланс. Следует отметить, что за последние годы в учебном вузовском курсе "Экономика" (теоретический курс) стали изучаться и проблемы мезоэкономики. "Мезо" (греческое слово "mesos"-средний). Мезоэкономика – пятый раздел курса исследует содержание и функционирование промежуточных между микроэкономикой и макроэкономикой подсистем национальной экономики. Агропромышленный (АПК), военнопромышленный (ВПК), строительный комплексы. В том числе и региональные комплексы, их социально-экономические проблемы, особенности действия в них экономических законов и закономерностей.
Шестой, заключительный, раздел теоретического курса посвящен проблемам рыночной трансформации экономик стран бывшей социалистической системы, т.е. в нем рассматриваются проблемы переходной экономики от командно-административной системы к рыночной.
Задачи экономической теории на практике реализуются на основе ее функций как в самой экономической жизни, так и во взаимосвязи, с другими науками.
Понятие (слово) функция происходит от латинского слова "functio", что означает исполнение, совершение. Применительно к экономической теории как научному объекту функции означают те задачи, которые решает данная теория в системе познания объективного мира, а также ее задачи по отношению к другим научным дисциплинам и реальной экономической жизни. На их основе происходит диалектическое взаимодействие экономической теории с объектами и субъектами реального мира.
В числе основных функций (задач) экономической теории следует выделить пять: познавательно-теоретическая, методологическая, прагматическая или практико-прогностическая, критическая, гуманитарно-культурологическая.
Познавательно-теоретическая функцияэкономической теории заключается в научном познании (изучении) содержания экономических законов, закономерностей и категорий и их проявлении в общественном воспроизводстве. Познание сущности экономических процессов и их взаимосвязей должно опираться на изучение многообразия фактов экономической жизни, которые служат исходным материалом для системных теоретических обобщений. Систематизация фактов - предпосылка научного исследования. Познание законов, управляющих фактами, - её результат.
Методологическая функция экономической теории проявляется как теоретический фундамент для изучения и использования на практике комплекса отраслевых знаний (экономическая география, экономика природопользования и т. д.)
Если научное выяснение сущности экономических законов, закономерностей и категорий - это прерогатива экономической теории в целом, то конкретная их реализация в соответствующих сферах экономики - задача прикладных экономических наук, включая, например, и такие, как "Экономика строительства" или "Экономическая статистика".
Следующей функцией экономической теории является прагматическая или практико-прогностическая функция. В этой функции экономическая теория выходит непосредственно на связь с практикой, как повседневной, так и будущей, на основе обоснования научных экономических экспериментов.
Практическая функция экономической теории органически связана с экономической политикой, представляющей систему экономических задач и мероприятий, направленных на реализацию объективных экономических законов и закономерностей, а также реальных тенденций в экономической и социальной жизни общества.
Важную роль в реализации на практике научных положений экономической теории выполняет и такая ее функция, как критическая. Она проявляется в оценке экономических и социальных последствий развития экономических процессов с точки зрения их экономической и социальной эффективности. Критическая функция проявляется как в выявлении достижений, так и недостатков различных способов производства. При этом важно установить, в чем именно проявляется тормоз прогрессивного социально-экономического развития, определить пути выхода из создавшегося положения. Критический, но именно научный подход, должен присутствовать в анализе тех отношений, связей и элементов внутренней структуры экономики (от латинского слова "structura", означающего строение, расположение, порядок), которые обусловливают повышение результативности общественного производства в целом.
В заключение в общем числе функций экономической науки необходимо остановиться на такой ее функции, как гуманитарно-культурологическая.
Данная функция непосредственно связана с человеком, формированием его экономического мышления, способного с научных позиций оценивать превратности современной социально-экономической жизни; разбираться в экономическойинформации, включая анализ статистических показателей. В современных условиях научное экономическое мышление способствует более быстрому вхождению субъектов производственной и коммерческой деятельности в рыночные отношения, позволяет разобраться в целях экономической политики, дать ей оценку.
В исследовании хозяйственной жизни экономическая теория располагает значительным методологическим арсеналом.
Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь к чему-либо». Применительно к экономической теории — это путь к познанию экономических истин.
Основные методы:
1. Метод научной абстракции — упрощение очищение предмета исследования от всего второстепенного, не относящегося непосредственно к предмету исследования.
2. Анализ — рассмотрение отдельных частей единого целого.
3. Синтез — соединение отдельных частей в единое целое.
4. Индукция — умозаключение, базирующееся на обобщении фактов (от частного к общему).
5. Дедукция — доказательство и обоснование гипотез (от общего к частному).
6. Моделирование — формализованное описание (с помощью функций, графиков) экономических явлений. Модель — обобщающий абстрактный образ реальности, отражающий наиболее существенные зависимости в экономике.
7. В теории рынка среди методов экономического анализа значительное внимание отводится анализу предельных величин или предельных издержек и предельных выгод. Под предельными мы понимаем дополнительные издержки и выгоды, получаемые с каждой дополнительной единицы продукта. При этом считается, что каждая дополнительная затрата соответствующего фактора труда, земли или капитала с сохранением в фиксированном состоянии других факторов дает все меньшее и меньшее количество дополнительного продукта (дохода) в силу действия закона убывающей отдачи. Образно говоря, человечество невозможно накормить из одного цветочного горшка.
Дополнительный (предельный) продукт может быть зафиксирован как в росте или сокращении физического объема производства, так и в денежном выражении - в росте или снижении издержек и выгод. Предельные величины соотносятся с рыночной ценой товара. Если предельные издержки превышают предельную выгоду, то предприниматель вообще лишается прибыли. Сопоставляя дополнительные издержки и дополнительные выгоды, можно определить оптимальный объем производства, при котором предприниматель получит максимальную прибыль.
Формула, выражающая равенство предельных издержек и предельной выгоды - есть золотое правило предпринимательства, универсальная модель поведения субъекта в рыночной экономике. Вся макроэкономика и микроэкономика может быть пропущена через этот важнейший универсальный принцип MC=MR.
|
Рис. 1.1.