Эластичность предложения
Эластичность предложения – мера реагирования предложения на изменение его факторов; процентное изменение предложения в результате изменения значения его фактора на 1%.
Ценовая эластичность предложения показывает, какое процентное изменение объема предложения последует после однопроцентного изменения цены данного товара при прочих равных условиях.
· где ES(P) – ценовая эластичность предложения;
· %ΔQS – процентное изменение объема предложения;
· %ΔP – процентное изменение цены данного товара.
Пять состояний предложения с точки зрения его эластичности:
· совершенно неэластичное предложение;
· неэластичное предложение;
· предложение с единичной эластичностью;
· эластичное предложение;
· совершенно эластичное предложение.
Совершенно неэластичное предложение – крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества предлагаемой продукции.
Неэластичное предложение – данное процентное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению количества предлагаемой продукции.
Предложение с единичной эластичностью – имеет место тогда, когда процентное изменение цены и последующее процентное изменение предложения оказываются равными по величине.
Эластичное предложение – данное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению количества предлагаемой продукции.
Совершенно эластичное предложение – крайний случай, когда самое малое снижение цены побуждает производителей закрывать производство, а любое повышение цены – увеличивать его от нуля до предела своих производственных возможностей.
Факторы ценовой эластичности предложения:
· мобильность факторов производства;
· фактор времени (продолжительность рыночного периода).
Мобильность факторов производства – легкость, с которой необходимые производственные факторы могут быть привлечены из других сфер, равно как и их обратная трансформация; чем выше мобильность факторов производства, тем эластичнее предложение.
Продолжительность рыночного периода:
· кратчайший (мгновенный) рыночный период;
· короткий рыночный период;
· длительный рыночный период.
Кратчайший (мгновенный) рыночный период – настолько малый период, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены.
Короткий рыночный период – такой период, в пределах которого производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли остаются неизменными, однако предприятия имеют достаточно времени, чтобы использовать свои мощности более или менее интенсивно.
Длительный рыночный период – такой период, который достаточно продолжителен, для того чтобы фирмы успели принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся ситуации.
2.5. Равновесие на рынке одного товара.
Экономическая природа дефицита и избытка товаров.
Экономическое равновесие достигается в том случае, когда объем спроса равен объему предложения.
Рис. 8.3. Равновесие на рынке одного товара
Неравновесие рынка:
· избыток предложения (затоваривание);
· избыток спроса (дефицит).
Избыток предложения – ситуация, при которой объем предложения превышает объем спроса:
QS>QD
Избыток предложения:
· возникает в случае, когда рыночная цена выше равновесной;
· оказывает понижающее воздействие на цену (давит на цену сверху).
Избыток спроса (дефицит) – ситуация, при которой объем спроса превышает объем предложения:
QD>QS
Избыток спроса (дефицит):
· возникает в случае, когда рыночная цена ниже равновесной;
· оказывает повышающее воздействие на цену (давит на цену снизу).
Допущение, что равновесие существует, оно единственно, и ему соответствует определенное сочетание цены и количества товара, нарушается если
· объем предложения и объем спроса не равны между собой при любом неотрицательном значении цены;
· существует более чем одно сочетание цена-количество, при котором достигается равновесие на рынке.