Отношений на рынке труда

Рынок труда - особая область рыночных отношений, где совершаются сделки по купле-продаже рабочей силы.

Этот вид рынка появился в массовом масштабе только в условиях классического капитализма. Тогда, с одной стороны, основные средства производства сосредоточились в частной собственности бизнесменов, а с другой - подавляющая часть работников была отчуждена от них. Все наемные работники стали юридически свободными лицами (в отличие от раба или крепостного крестьянина). Между тем основным или даже единственным источником их существования стала продажа своей способности к труду.

В начале индустриальной стадии производства основной фигурой на рынке труда работник физического труда, почти не имеющий образования и квалификации и пригодный лишь для простого обслуживания машин. Современный же рынок включает в основном три категории лиц, которые условно называют:

а) “синие воротнички” (фабрично-заводские рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);

б) “серые воротнички” (рядовые работники подсобного обслуживания);

в) “белые воротнички” (работники умственного труда: служащие, инженерно-технический персонал и т. д.).

Во второй половине XX столетия научно-техническая революция и переход к информационному обществу вызвали следующие качественные и количественные сдвиги в структуре рынка труда.

1. Резко снизился удельный вес “синих воротничков”. Так, в США удельный вес “синих воротничков” среди всех занятых снизился с 39% в 1955г. до 27% в 1991 г., в том числе квалифицированных рабочих соответственно с 13 до 12%, полуквалифицированных - с 20 до 11 % и неквалифицированных - с 6 до 4%.

2. Столь же значительно возросла доля инженеров и техников, работников сферы услуг и интеллигенции. В США доля работ­ников преимущественно нефизического труда возросла с 39% в 1955г. до 58% в 1991 г.

3. В основном преодолена былая пропасть между работниками преимущественно физического и преимущественно умственного труда. Противоположность между ними возникла еще в эпоху рабства и продержалась в западных странах до XX в. Она со­хранилась до сих пор во многих развивающихся странах, где значительная часть взрослого населения (до 40%) остается не­грамотной.

Помимо структурных изменений происходят необычные качественные преобразования уровня и профиля всех видов работников. Дело в том, что НТР потребовала формирования тружеников нового типа. Прежде всего, сейчас приходится отказываться от одностороннего развития, узкой специализации людей и расширять профиль их квалификации. В связи с этим в соответствующих учебных заведениях рабочие получают общетехнические знания, инженеры - общенаучную подготовку, а на этой базе они легче осваивают более узкие профессии и специальности.

В новейшем производстве задействован более сложный труд. Для освоения достижений НТР требуется, как минимум, общее среднее образование и дополнительная профессиональная подготовка. Примечательны такие данные: в США сейчас у большинства работников обучение составляет 13,5 лет. В Японии в старших классах 12-летней школы обучается свыше 90% молодежи. В России в 1994г. среди каждой 1000 человек в возрасте 15 лет и старше 655 человек имели высшее, общее и специальное среднее образование.

Норму естественной безработицы можно определить как ситуацию, при которой число безработных равно числу предлагаемых рабочих мест - это все потерпевшие от фрикционной и структурной безработицы. Они составляют 60% в приросте безработных. Остальные 40% страдают от циклической безработицы.

Но, чтобы рабочие и места работы нашли друг друга, нужны затраты.

В 80-90 годы среди теоретиков было мнение, что государство не имеет права заставлять людей работать, поэтому в США были урезаны федеральные расходы на борьбу с безработицей, учитывая, что одновременно справиться и с безработицей, и с инфляцией невозможно. В результате инфляция была подавлена, для чего пожертвовали борьбой с безработицей.

Рынок труда регулируется на трех уровнях: профсоюзами, фирмами и государством.

Профсоюзы могут: добиваться улучшения условий труда, повышения квалификации, чтобы закреплять рабочих на местах; увеличивать сроки ученичества, ограничивать трудоустройство иммигрантов, увеличивая для них профсоюзные взносы. Все это записывается в коллективный договор с администрацией.

Фирмы могут: закреплять кадры через развитие фирменных традиций, обеспечивать профессиональное продвижение по лестницам карьеры (особенно это удается в Японии); стимулировать оплатой труда через индивидуализацию ставок зарплаты и системой «участия в прибылях».

Государство использует прямое и косвенное регулирование рынка труда: прямое - увеличивая рабочие места в государственном секторе, обеспечивая безработных пособиями, составляя программы по подготовке и переподготовке кадров, а также программы содействия найму рабочей силы; косвенное - через антициклическое регулирование и направлено либо на стимулирование производства, либо на его сдерживание в зависимости от спада или перегрева экономики.

Наши рекомендации