Трансформация структуры управления социально-экономическими процессами в устойчивой экономической системе региона
Важным аспектом управления устойчивым развитием экономики и социальной сферы является осуществление реформы институтов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость изменения в структуре исполнительных органов обусловлена прежде всего изменившимся Федеральным законодательством, закрепившим государственные и муниципальные функции и соответственно усилившим ответственность и контроль за деятельностью органов власти к населению. Необходимо привести структуру исполнительных органов на местах в соответствие с экономическими и социальными функциями, закрепленными за регионами, реально имеющими теперь материальные и финансовые ресурсы для предоставления жителям субъекта РФ государственных услуг и важнейших социальных гарантий.
При формировании структуры управления социально-хозяйственным комплексом региона должны быть реализованы следующие основные принципы, обоснованные специальными исследованиями, проведенными автором в странах с развитой рыночной экономикой и анализом практического опыта по управлению региональной экономикой:
- обеспечения определяющей роли в структуре управления социально-экономическим развитием региональной администрации (Правительства), имеющей численность и техническую оснащенность достаточную для выполнения всех возложенных на нее функций, но в тоже время оптимальную настолько, насколько это позволяет бюджет;
- достижения рационального взаимодействия между исполнительной и законодательной ветвями власти региона;
- наличия, в дополнение к органам государственной власти, общественного или отраслевого самоуправления, саморегулируемых организаций, способных формулировать и решать отраслевые задачи;
- обеспечения четкого функционального взаимодействия региональной администрации с исполнительными органами федерального уровня местного самоуправления в целях проведения единой экономической политики;
- внедрения многофакторного (интегрированного) управления по текущим и стратегическим параметрам за счет органичного соединения государственного регулирования и рыночной самоорганизации;
- достижения рационального баланса не только экономического, но и социального развития территории.
Реализуя отмеченные принципы, предложена и апробирована на практике интегрированная структура управления социально-экономической системой Владимирской области (рисунок 20). Она представляет собой сложное взаимодействие и взаимовлияние органов власти и управления, которые через соответствующие инструменты регулирования воздействуют на хозяйствующие субъекты, находящиеся, в свою очередь, под влиянием объектов рыночной инфраструктуры.
Сочетание инструментов государственного регулирования и рыночной самоорганизации позволяет обеспечить рациональное воздействие на предприятия хозяйственного комплекса. Двойная прямая и обратная связь между администрацией области и законодательным собранием означает, что принципиальные управленческие решения вырабатываются и принимаются на основе взаимного участия обеих сторон.
Отличительной особенностью данной интегрированной структуры является то, что региональная социально-экономическая система рассматривается не как замкнутая, на которую воздействуют лишь внутренние факторы, а как открытая, интегрированная в общероссийскую и мировую внешнюю среду. Поэтому в ней очень важное значение, с точки зрения обеспечения стабильности и устойчивости функционирования, играет блок «Взаимодействие региональной социально-экономической системы с внешней средой».
Оптимизировать структуру и численность администрации области позволяет введение в схему управления дополнительных экономических институтов в виде корпоративных некоммерческих структур. В практической деятельности они доказали, что способны осуществлять такие функции, как: маркетинговые исследования; выработка отраслевой технической, финансовой и ценовой политики; подготовку предложений по совершенствованию системы налогообложения; проведение торговой политики, обеспечивающей защиту предприятий на внешнем и внутреннем рынках и др. Многие в прошлом административные вопросы уже сейчас решает торгово-промышленная палата области. Она оказывает содействие в подготовке кадров, назначении экспертов по спорным вопросам. Создает благоприятные условия для участия предприятий и организаций в выставках, ярмарках, салонах и других рекламно-информационных мероприятиях.[122] В палате активно работает отдел оценки, создан третейский суд, формируются новые структуры и направления.
|
Учитывая, что устойчивость социально-хозяйственной системы региона предполагает формирование особого адаптированного механизма, позволяющего оперативно отзываться на изменения системных и подсистемных факторов и корректировать движение в заданном направлении, возникает необходимость в информационно-аналитической системе, определяющей фактическое состояние объекта. Обеспечение через нее обратной связи с органами и структурными подразделениями администрации области позволяет корректировать процессы управления. И это очень важно, ведь без обратной связи система принципиально не устойчива или управляется вслепую. При длительном игнорировании обратных связей параметры системы столь далеко уходят от нормы, что наступает необратимые деформации, охватывающие все сферы. Система требует радикальной перестройки структуры с привлечением всего интеллектуального потенциала, знаний, больших средств и внешних сил (принципа "внешнего дополнения"). Если это не удается сделать достаточно оперативно, может наступить катастрофическое развитие событий. Другими словами, чем быстрее система реагирует на возникающее отклонение от нормы и предпринимает столь же оперативное управляющее воздействие, направленное на устранение этого отклонения, тем она устойчивее.
Далее, чем больше система накопила полезной информации в памяти, общедоступных банках данных и чем быстрее и эффективнее может ее использовать, тем она быстрее развивается в нужном направлении, ибо каждое очередное решение принимается по результату предыдущего и с учетом накопленного опыта, знаний. Управление становится почти безошибочным, может приблизиться к оптимальному, а система становится самосовершенствующейся и не нуждается в перестройках.
В сложных системах с большой инерционностью для обеспечения устойчивого развития управляющее воздействие должно учитывать не только величину уже возникшего отклонения, но и то, с какой скоростью оно нарастает, т.е. учитывать характер (мощность) воздействия. В этих случаях в управляющую команду кроме компоненты, пропорциональной величине отклонения, добавляются компоненты, учитывающие скорость т ускорение отклонения.
Такое упреждающее воздействие обеспечивает устойчивое развитие сложных инерционных систем, к которым относятся и социально-экономические.
Иными словами при построении схем управления региональным развитием необходимо в обязательном порядке предусматривать в структуре администрации информационно-аналитический центр, о чем будет специально изложено в параграфе 5.3.
В отличие от старой структуры управления социально-хозяйственным комплексом области в новой, усовершенствованной, более четко прослеживается вертикаль власти, взаимодействие исполнительных и представительных органов федерального, регионального и местного уровней по обеспечению задач стратегического развития и рационального использования потенциала территорий.
За счет более совершенного распределения функций, усиления межрегиональной интеграции идет оптимизация структуры. Учитывается возрастающая роль федеральных округов в решении стратегических задач развития территорий, сокращении социально-экономической дифференциации регионов.
Внушительны социально-экономические параметры новых территориально-управленческих структур. Так, в Центральном федеральном округе (ЦФО), куда входит и Владимирская область, территория которого составляет 3,8% общероссийской, сосредоточено не менее 60% научного и образовательного потенциала, производится 29,3% валового регионального продукта, около 40% российского экспорта продукции топливно-энергетического комплекса. Поэтому не случайно в округе ведется работа по повышению эффективности использования имеющегося потенциала, создан Инвестиционный фонд ЦФО, как инструмент аккумулирования и управления коллективными инвестициями регионов.
Широкий круг вопросов, касающихся жизнедеятельности регионов, обсуждается на совещаниях в ЦФО. Среди них:
- дальнейшее разграничение полномочий между центром и субъектами РФ;
- проведение согласованной бюджетной политики;
- координация действий по реализации федеральных целевых и формированию межрегиональных программ;
- отработка механизма совмещения приоритетов развития регионов с интересами финансово-кредитных учреждений и др.
Такое обсуждение вопросов в "окружном формате" играет весьма положительную роль в повышении устойчивости функционирования всех сфер жизнедеятельности.
Решение перспективных вопросов, формирование единого экономического пространства стимулирует и интеграцию информационных ресурсов, создание межрегиональных информационно-аналитических систем, позволяющих принимать более взвешенные решения.
Сложившиеся продуктивные контакты сотрудников администрации Владимирской области с коллегами Ярославской, Рязанской, Костромской, Ивановской областей показывают, что взаимообмен опытом работы помогает вскрывать больше неиспользованные резервы и возможности и эти контакты необходимо развивать и совершенствовать.
Вместе с тем для дальнейшего совершенствования схемы управления, исключения дублирования отдельных функций территориальными органами федеральных служб и структурными подразделениями администрации области, целесообразно некоторые федеральные полномочия по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ передать по соглашениям субъектам РФ при условии субсидирования и координации на общероссийском уровне.
Для дальнейшего повышения устойчивости функционирования региональной хозяйственной системы, согласования интересов и эффективного взаимодействия всех уровней власти, по нашему мнению, предстоит и дальше совершенствовать систему федеративных отношений.
Для этого необходимо:
- последовательное и непротиворечивое разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и её субъектов;
- преодоление разделенности государственной власти и местного самоуправления на институциональном и функциональном уровнях;
- создание системы распределения ответственности и полномочий, как между федеральными органами исполнительной власти, так и Федерацией и её субъектами;
- обеспечение соответствия законодательства субъектов Федерации федеральному законодательству;
- создание и укрепление механизмов участия региональных властей в общефедеральной политике
Этим и другим вопросам специально посвящен следующий параграф настоящего исследования.