Часть ii основные функции управления социально-экономическими процессами 7 страница

Объекты и субъекты, типы и виды контроля
Человека окружает множество вещей и процессов, которые являются объектами его контроля. Сюда относятся техника, технологические системы и процессы, флора, фауна, законы, решения, наказы избирателей, люди, организации, вооружение и т. п. В системе управления производством объектами контроля являются народное хозяйство, отдельные его отрасли, регионы, министерства, объединения и предприятия. Внутри них объектом контроля могут быть происходящие в них процессы или отдельные элементы, которые также относятся к контролируемым объектам.
Характерной чертой объектов контроля в системе управления производством является их сложность. Примерами очень сложных объектов контроля могут служить большое промышленное предприятие, отрасль народного хозяйства, экономический регион, территориально-производственный комплекс и др. От сложности объектов зависит выбор методов и средств контроля.
Принципиальным моментом для понимания сущности контроля является совпадение объектов управления и контроля. Надо различать направленность управленческой и контрольной деятельности на один и тот же объект управления. Соотношение между управлением и контролем - это соотношение между целым и частью: управленческая деятельность направлена на достижение объектом управления поставленной цели, а контрольная - на обеспечение такого состояния и поведения этого же объекта управления, которое позволяет достичь поставленной цели. При этом предметом управления является получение запланированного результата объектом управления, а предметом контроля - состояние и поведение объекта управления и контроля.
Предметом контроля может быть деятельность организаций и органов управления в целом (общий контроль) и деятельность организаций в отдельных сферах или касающихся отдельных операций (частный контроль) в соответствии с установленными законами, нормами, правилами, решениями, поручениями, а более конкретно - состояние объекта контроля на определенную дату и в течение некоторого времени в будущем. Применительно к таким объектам контроля, как организация, требуется знать поведение или динамику состояния организации.
Рассмотрим в качестве примера такой объект контроля, как техника, давшая название техническому контролю. Здесь объект контроля - совокупность устройств, информацию о техническом состоянии которых необходимо иметь. Под техническим контролем понимается процесс сравнения изделия и его составных частей с утвержденными стандартами и техническими условиями, а также проверка всех производственных условий, обеспечивающих требуемое качество изделия. Предметом технического контроля является качество изделия, соответствующее определенной норме, стандарту, т. е. состояние изделия, обладающее соответствующими качественными, количественными, структурными, пространственными и временными характеристиками, закрепленными в стандартах. С помощью таких характеристик может быть описан предмет контроля любого конкретного вида контроля. От этих характеристик зависит использование соответствующих методов контроля, дающих ему название.
Субъекты контроля так же многочисленны и разнообразны, как и объекты контроля. Субъектами контроля являются люди, социальные институты, государство и т. п.
Различаются следующие виды контроля, где субъектом выступает человек: операторский, самоконтроль, профессиональный, рабочий, диспетчерский, ревизорский и др. Примерами контроля, где субъектами выступают группы людей, могут быть: семейный контроль, групповой контроль, классовый контроль, социальный контроль и др. К видам контроля, где субъектом выступают организации с участием человека, относятся государственный, общественный, контроль отдела технического контроля, таможенный контроль и др.
По характеру расположения и взаимоотношений субъекта и объекта контроля, т. е. контролирующих и контролируемых органов, организаций, людей, групп, различают контроль внутренний и внешний, общий или частный, линейный, функциональный или операционный.
Линейный контроль осуществляется директором предприятия, объединения или начальником промышленного объединения по отношению к предприятию, объединению, входящему в состав ВПО. В первом случае субъект контроля является внутренним, а во втором - внешним. Эти субъекты решают общую задачу контроля - контролируемость состояния и поведения предприятия в целом.
Функциональному контролю подвергается не все состояние предприятия, а только некоторую группу характеристик. Он осуществляется, например, главным экономистом. Санэпидстанция, являющаяся внешним субъектом контроля по отношению к данному предприятию, также может провести функциональный контроль частного характера.
Операционный контроль - контроль только одной какой-либо характеристики состояния и поведения предприятия, например соотношения темпов роста производительности труда и заработной платы.
Наиболее развитым типом контроля является линейный, менее развитым - функциональный, элементарным - операционный. Меру развитости типа контроля определяет и использование в нем других типов контроля.
Например, директор предприятия может использовать все три типа контроля, это входит в круг его должностных обязанностей. Главный экономист - функциональный и операционный контроль, а работник ОТК - контроль только одной характеристики изделия - операционный контроль.
Внимание: исключение! В транспортных организациях, кроме линейного контроля руководителя организации, существует операционный контроль, именуемый линейным. Объектом контроля здесь является линия передвижения, например автобуса, грузовой автомашины и т. п. Предметом контроля здесь может быть техническое состояние автомобиля, его загруженность или состояние оплаты за проезд. Субъектом контроля здесь является линейный ревизор. По названию эти типы контроля одинаковы, а по содержанию они различны. Целесообразно запомнить это совпадение и различать эти два типа контроля.
Еще один важный аспект классификации, позволяющий различать наряду с типами контроля его конкретные виды, задан доминированием того или иного общего метода контроля. К таким методам контроля относятся методы: предварительного контроля; направляющего контроля; фильтрующего и метод последующего контроля. Метод предварительного контроля используется до начала хозяйственной операции; методы текущего, в том числе, метод направляющего контроля (в течение всего хода деятельности, действия, операции) и метод фильтрующего контроля приурочены к определенной дате в ходе хозяйственной операции; метод последующего (заключительного) контроля - после завершения операции.
Предварительный контроль начинается задолго до начала каких-либо целеустремленных действий. Его задача - выяснить их целесообразность в целях предупреждения неверных или необоснованных решений. Например, при контроле человеческих ресурсов анализируются деловые качества, профессиональные навыки и знания персонала. Эта проверка осуществляется в процессе найма и во время последующего обучения. Этот контроль позволяет выявить те качества людей, которые подлежат корректировке (освоение дополнительных навыков, получение необходимых знаний, знакомство с корпоративными ценностями, коррекция поведения и пр.).
Одна из разновидностей текущего контроля - направляющий контроль. Он применяется от начала целеустремленных действий и до достижения требуемого результата. При этом непрерывно измеряется и оценивается состояние и поведение контролируемого объекта, а последнее корректирующее действие осуществляется уже перед самым последним моментом завершения целеустремленного действия. Суть такого контроля - постоянное сопровождение, слежение и управление ходом совершаемого действия или хозяйственной операции. Такой контроль широко применяется в непрерывных технологических процессах и крупных технических системах. Менее широко этот метод применяется в управлении хозяйственными организациями, поскольку является сложным и дорогим. Магистральный выход - использование компьютерных технологий в управлении организациями.
Например, в подчинении у "Газпрома" находится свыше двух сотен крупных предприятий. Понятно, что непрерывное наблюдение за состоянием хода дел на подчиненных предприятиях и оказание в случае необходимости корректирующего воздействия было бы весьма желательным, но на деле это довольно сложно как с организационной, так и с технической точек зрения.
Еще одна разновидность текущего контроля - фильтрующий контроль. В отличие от направляющего он не сопровождает целеустремленное действие от начала до конца. При прохождении через "фильтр" контроля действие может быть остановлено или продолжено в зависимости от того, соблюдены ли нормы, требования контроля.
Например, важные договоры, заключенные между правительствами, подлежат проверке и ратификации законодательными органами, вступая в силу только после того, как законодательные органы пропустят их через соответствующий "фильтр". Пища, приготовленная, например, в пионерских лагерях, домах отдыха, санаториях также проходит такую проверку, осуществляемую врачом. Кассиры, выдающие заработную плату в больших организациях, перед выдачей денег должны проверять документы, удостоверяющие личность получателя. Контролер отдела технического контроля этим же методом отделяет годную продукцию от бракованной. Руководитель предприятия, прежде чем поставить свою подпись под приказом, проверяет его содержание с точки зрения соответствия установленным требованиям.
И направляющий, и фильтрующий контроль - разновидности текущего контроля.
Текущий контроль осуществляется в процессе производства продукции или реализации проекта. При этом объектом контроля могут быть как общие социально-экономические результаты, так и частные характеристики выпускаемой продукции. Корректирующие воздействия осуществляются при этом по ходу реализации проекта. Текущий контроль является средством осуществления обратной связи. Обратная связь - важный элемент управления во многих, в том числе как в социальных, так и в технических, системах. Общей тенденцией современного текущего контроля стало делегирование контрольных функций с верхних уровней управления на нижние.
Последующий или заключительный контроль, или контроль по результатам, проводится после того, как работа выполнена на основе сравнения ее результатов и других характеристик с существующими нормами контроля. Этот вид контроля, во-первых, дает руководителю информацию, необходимую для планирования аналогичных работ в будущем, чтобы избежать возникших трудностей и ошибок. Во-вторых, он позволяет оценить полученный результат, вклад каждого подразделения и сотрудника и принять решение о соответствующем мотивационном поощрении. Заключительный контроль позволяет также выявить системные проблемы и осуществить стратегические действия по изменению работы организации в целом. Примером такого метода контроля является ревизия использования трудовых ресурсов и фондов заработной платы, денежных средств, финансовых результатов и рентабельности работы предприятия за прошлый месяц, квартал, год. Проверка оценок в дневнике школьника со стороны родителей также является примером последующего контроля. Поговорка "цыплят по осени считают" довольно точно отражает смысл последующего контроля.
Все методы контроля могут быть необходимы, чтобы контролировать работу предприятия в целом или какую-либо важную операцию. Наибольшие возможности для управления производством открываются при использовании метода направляющего контроля, поскольку он проводится задолго до получения какого-либо результата. Этот метод контроля позволяет превращать контроль в нормальную, позитивную и эффективную деятельность и в наибольшей мере отражает современный подход к развитию контроля, о котором говорилось выше, поскольку использование этого метода контроля обеспечивает возможность превратить задуманные цели в действительные результаты.
Если направляющий контроль проводится эффективно, то необходимость в фильтрующем контроле отпадает. Если же направляющий контроль ведется неправильно или может быть слишком дорогим, тогда целесообразно использовать фильтрующий контроль.
Метод последующего контроля позволяет руководителю или любому человеку приобрести нужный опыт и данны для планирования, если деятельность, проводимая в предыдущий период, продолжается и в будущем.
На основе рассмотренных четырех основных методов контроля в дальнейшем используются конкретные методы измерения, оценки и корректировки состояния объекта контроля.
Существует множество признаков, основании классификации видов контроля, например, сфера и объекты контроля, типы и методы, задачи, время осуществления, применяемые формы и др.
Конкретная видовая характеристика контроля начинается с описания задачи контроля. При этом особо важно выделить две черты, характеризующие задачу контроля. Во-первых, характер субъекта, поставившего задачу контроля. Субъект может быть внешним или внутренним по отношению к объекту контроля. Во-вторых, обозначить, какой является эта задача контроля - общей или частной. На основе характеристики задачи контроля выделяются линейный, функциональный и операционный типы контроля. Таким образом, тип контроля является обобщенным признаком или основанием для характеристики вида контроля.
Другим таким основанием или признаком является один или несколько общих методов контроля - предварительный, направляющий, фильтрующий, последующий.
Выделенные основания или признаки, наложенные на объект контроля, состояние и поведение которого измеряется, оценивается и корректируется с помощью общих и частных методов контроля, позволяют выделить конкретный вид контроля (см. схему 15).

Схема 15. Общая характеристика видов контроля
Характеристика вида контроля по данной логической схеме позволяет также расширить характеристику понятия контроля вообще в дополнение к характеристике понятия контроля с точки зрения происхождения, значения и смысла контроля, приведенного в предыдущей части работы. С помощью данной логической схемы охарактеризуем виды контроля в системе управления производством.
Один из принципиальных, родовых признаков классификации - характеристика субъекта контроля. Здесь различают государственный и общественный контроль.
Государственный контроль осуществляется от имени государства с использованием государственных полномочий.
Общественный контроль - от имени общественных организаций, контрольные полномочия которых не носят, как правило, юридически властного характера. Эти виды контроля используются во всех сферах государственной и общественной жизни.

Система и механизм контроля
Система контроля - это совокупность субъекта, объекта и средств контроля, взаимодействующих как единое целое в процессе установления желаемых результатов исполнения, измерения состояния объекта контроля, анализа и оценки данных измерения, выработки корректирующих воздействий.
Эффективный контроль предполагает осуществление определенных правил. Перечислим некоторые из них.
1. Люди должны чувствовать, что стандарты, используемые для оценки их деятельности, действительно достаточно полно и объективно оценивают их собственные усилия. Кроме того, они должны понимать, чем и как они помогают организации в достижении ее интегральных целей. Если сотрудники видят, что установленные процедуры контроля необъективны, то они могут игнорировать их или даже сознательно нарушать. Всегда полезно, чтобы люди сами принимали участие в разработке стандартов, используемых в процедурах контроля.
2. Если подчиненный подвергает сомнению проблему системы контроля, у него должна быть возможность открыто обсудить ее с руководством. Более того, целесообразно периодически открыто обсуждать цели и процедуры контроля и в процессе этих обсуждений снимать все возможные проти
воречия.
3. При разработке мер контроля важно принимать во внимание мотивацию. Следует установить четкую взаимосвязь между достижением необходимых стандартов и вознаграждением работников. Четкий и ясный стандарт сам по себе может служить побудительным мотивом. Если же стандарт выглядит как недостижимый идеал, то он, наоборот, может разрушить мотивацию сотрудников. Легко достижимые стандарты также снижают мотивацию.
4. Целесообразно избегать чрезмерного контроля, вызывающего раздражение, которое неизбежно при любой мелочной опеке.
К важнейшим вопросам теории механизма контроля в системах могут быть отнесены следующие:
- основная функция механизма контроля;
- количество контрольных механизмов в системе и их взаимодействие;
- общий контрольный механизм для нескольких систем;
- система контроля и контрольные механизмы;
- механизмы контроля "второго порядка" и др.
В системах управления экономикой механизм контроля представляет собой форму реализации механизма обратной связи. Одним из примеров обратной связи в экономике может служить влияние потребителя на производителя. Пока потребитель не имеет действенного механизма контроля за деятельностью производителя, предприятие производит то, что ему выгодно, а не то, что выгодно потребителю. Особенно это касается качества производимой продукции, информации и услуг. Таким образом, производитель контролирует потребителя, а не наоборот. Порождение дефицита механизмом управления - свидетельство тому, что составная часть этого механизма - механизм контроля - функционирует плохо. Требуется совершенствовать механизмы контроля в системе управления производством.
Механизмы контроля действуют внутри предприятий и между предприятиями, внутри органов управления и между органами управления, т. е. во всех подсистемах экономической жизни общества. От эффективности действия механизмов контроля во многом зависит эффективность функционирования экономики. Всем этим и определяется ключевое место контроля в системе управления производством.

Состояние контроля
Контролируемость деятельности - это возможность определять степень адекватности достигнутых и будущих результатов, а также других компонентов деятельности ее целям и нормам. Контролируемость зависит от "правил игры", условий ситуации, способности и желания субъекта и объекта контроля устанавливать и отслеживать нормативные значения контролируемых переменных в соответствии с целью деятельности.
Проблема контролирования состояний и поведения различных объектов, систем и процессов является распространенной практической задачей в экономике. Теоретическая разработка вопросов формирования и сохранения в оптимальном режиме реальной контролируемости состояния и поведения экономических систем предприятий и организаций является предметом теории управленческого контроля. Изменения в социальной ситуации и в системе управления экономикой вызывают необходимость радикальных преобразований организации и методик контроля с целью повышения контролируемости социально-экономических систем.
Предприятие может иметь следующие взаимосвязанные состояния контроля: бесконтрольности, формального контроля, реального контроля, полного (тотального) контроля.
В состоянии бесконтрольности субъект управления и контроля полностью теряет контроль над ситуацией, не может (или не хочет) воздействовать на ее ход. Связь с объектом контроля не утрачивается, но никаких корректирующих мер не вырабатывается и не применяется к объекту контроля, в результате запланированные цели не достигаются, резко возрастает число нарушений действующих правовых норм.
Антиподом состояния бесконтрольности является полный (тотальный) контроль. В этом состоянии даже мельчайшие изменения состояния предприятия и его частей находятся под неусыпным вниманием субъекта контроля, все решается им. На это затрачиваются гигантские потоки энергии, которые многократно превышают объективно необходимый уровень затрат энергии для достижения поставленных целей. На практике состояний бесконтрольности и полного контроля не существует.
Наиболее частыми являются состояния формального и реального контроля.
Формальный контроль - это контроль, проводимый для соблюдения внешней формы, порядка, проникнутый формализмом, предпочтение при его осуществлении отдается внешней форме в ущерб существу дел а. Такой контроль проводится только по видимости, по форме. Отсюда следует, что формальный контроль имеет две стороны. С одной стороны, он смыкается с бесконтрольностью, когда форма его полностью отрывается от содержания. С другой - он соприкасается с реальным контролем.
Формальный контроль ориентирован на частные, отдельные элементы в структуре объекта контроля, которые иногда совсем не влияют на достижение запланированных целей, на реальный ход экономических процессов. Таких элементов на предприятии может быть сотни видов. Формальный контроль сосредоточивается на слежении за состоянием этих элементов время от времени, раз в несколько лет. В ряде случаев формальному контролю подвержены все и вся, он ориентируется на всеохва-ченность объекта контроля, хотя ресурсов для этого, объективных условий не имеется. В результате такой контроль приносит мизерные результаты, так как формально охватывается все, а реально добиться этого невозможно. Формальный контроль зачастую изолирован от общей системы управления, он является в ней инородным телом. Соответственно и результаты такого контроля минимальны.
Вместе с тем формальный контроль, хотя и не полностью демонстрирует соответствие формы и содержания, может оказывать частичное положительное воздействие на объект контроля и приносить пользу обществу.
Формальный контроль возникает при усложнении объекта контроля, при изменении ситуации, когда устаревают предписания и нормы. Например, первоначально правила контроля конкретного объекта объективно соответствовали требованиям, объект был легко управляем. Со временем объект усложнялся, менялась ситуация, изменялся объект, а правила, нормы контроля оставались неизменными, система контрольной работы тоже не менялась. В результате контролируемость объекта постепенно утрачивалась, контроль ослабевал, ухудшалось его воздействие на реальные процессы, и он превращался в формальный , на первый план выходила формальная сторона контрольной работы, формализм.
С ликвидацией административно-командной системы управления многие запрещенные ранее операции, прежде всего в сфере предпринимательства и рыночного обращения, стали нормальными событиями коммерческой жизни. Вместе с тем резко возросла потребность в достоверности реального контроля. Однако это далеко не всегда учитывается контрольными органами, что в определенной мере определило кризис контроля в современной обстановке.
Реальный контроль - это контроль, основанный на учете подлинных условий действительности, фактов, соответствующий целям практики, оказывающий нужное действие, имеющий силу. Он отражает действительное положение вещей в отличие от выдаваемого за действительное. Рассмотрим характерные признаки реального контроля, его отличия от формального контроля.
Реальный контроль, с одной стороны, смыкается с формальным контролем, с другой - с полным (тотальным). Между реальным и формальным контролем, реальным и полным контролем нет абсолютных граней; формальный контроль всегда содержит в себе те или иные элементы реального контроля, а реальный - элементы полного контроля.
Если формальный и полный контроль воспринимаются людьми чаще всего как негативная деятельность, то реальный контроль - в большей степени как положительная, позитивная, конструктивная деятельность. Он способствует достижению запланированных целей, реально помогает делу, направлен не на наказание ответственных лиц, а на оказание им помощи. Конечно, реальный контроль одновременно является и формальным, но только в том смысле, что тоже выполняется в определенном законном порядке.
Реальный контроль приспосабливается к ходу деятельности системы, учитывает его, адаптирует формы и методы контроля к изменившейся ситуации. Он обязательно ориентирован на состояние и поведение объекта контроля в целом, интегрирован с действующей системой управления, является ее неотъемлемой частью. Он нацелен на состояние объекта контроля, своевременно вырабатывает необходимые корректирующие меры. Реальный контроль концентрируется не на всех без исключения составных элементах объекта контроля, а только на ключевых, которые не превышают обычно 10% их общего числа. Но именно контроль этих направлений обеспечивает реальное воздействие на состояние объекта контроля в целом, гарантирует достижение запланированных целей.
На основе данных формального контроля можно что-то запретить, предписать, остановить ход процессов на объекте контроля, но нельзя оказать объекту реальную помощь, для этого нет ресурсов. Реальный контроль всегда предусматривает запас ресурсов, которые могут быть своевременно брошены на исправление положения, устранение узких мест.
Формальный контроль обычно обращен в прошлое: что-то произошло, имеет место факт, изменить который практически уже нельзя. Оценку этому факту и дает формальный контроль. Реальный контроль ориентирован преимущественно на будущие события. Он обеспечивает руководителей предприятия, органы управления информацией о предстоящих событиях. В процессе контроля ход контролируемых событий оценивается достаточно рано и содержит элемент предвидения, что позволяет своевременно корректировать действия. Реальный контроль направляет внимание руководителей на достижение запланированной цели в изменяющихся условиях. Таким образом, реальный контроль всегда динамичен и ориентирован на будущее.
Одновременно реальный контроль учитывает человеческий фактор, его воздействие на поведение людей. В конечном счете именно люди выполняют различные задания и осуществляют контроль, поэтому нельзя забывать о том, как они будут реагировать на него. Это не менее важно, чем своевременное получение информации.
Характерной чертой формального контроля является передоверие его помощникам, заместителям, инспекциям. Даже такие важные элементы объекта контроля, как работа с кадрами, распределение финансовых ресурсов упускаются из вида субъекта контроля. В результате неизбежна утеря реального контроля за состоянием объекта. При реальном контроле руководитель лично наблюдает и контролирует ход процессов, опираясь на управленческий аппарат, на передовых исполнителей.
Реальный контроль обеспечивает высокое качество работы, качество изделий. Для обеспечения качества нужна точность измерений. Точность измерений основывается на объективных измерителях. С их помощью можно точно оценить качество работы, степень совершенства технологии.
Например, специалистами предлагается оценивать те или иные виды технологий по суммарным энергозатратам на производство равных количеств общественно необходимого продукта и удельным энергозатратам на единицу продукции. Реальный контроль использует и товарно-денежные измерители.
В формальной системе контроля все время имеются какие-либо недостатки: не укомплектованы штатные должности, низка квалификация кадров контроля, слишком много объектов контроля, не принимаются меры по исправлению недостатков, выявленных в результате контроля, часто контролеры по разным причинам снисходительно относятся к нарушениям в ущерб принципиальности.
Реальные системы контроля не имеют недостатков формальных систем контроля, они высокоэффективны. В них все элементы соответствуют необходимым требованиям, все детали пригнаны друг к другу. Реальная система контроля сродни техническим системам: она хорошо спроектирована, опробована в действии, имеющиеся недостатки устранены, данные о состоянии объекта контроля выдаются в количественной форме. К задаче создания реальных систем контроля необходимо подходить как к управленческой и технической задаче, а сами системы рассматривать как управленческие и технические , базирующиеся на электронно-вычислительной и другой технике.
Формальный контроль основывается на приблизительном знании свойств объекта контроля. Система формального контроля в своей основе догматична, в ней мало используются современные достижения науки и практики, новые научные методы контроля, другие научные достижения в этой области. Реальный контроль невозможен без научных знаний об объекте контроля, он строится с учетом современных научных достижений, основывается на научных принципах организации контроля.
Сравнительная характеристика черт формального и реального контроля приведена в табл. 13.

Таблица 13 Сравнительная характеристика качественных черт контроля

Тенденции развития, современные проблемы и перспективы контроля
1. Контрольные функции, традиционно осуществляемые централизованно (в коммерческой фирме - ее руководством, а в государстве - центральными органами), постепенно перераспределяются между:
верхними звеньями управления;
сторонними организациями, специализирующимися на функциях контроля;
потребителями продукции;
низовыми звеньями управления.
Часть контрольных функций передается внешним организациям. Наиболее ярко эта тенденция проявляется в аудите, когда независимая аудиторская фирма проверяет правильность бухгалтерских и финансовых документов. Ряд контрольных функций осуществляется в процессе консультирования, когда внешний консультант проверяет соответствие тех или иных процессов стандартам, известным консультанту. Внешний контроль обладает рядом преимуществ: он свободен от привычных устоявшихся представлений, схем действий и способен предложить более эффективные корректирующие воздействия. Нередко он пользуется собственными стандартами, которые не всегда совпадают со стандартами внутреннего контроля.
Часть контрольных функций верхние этажи управления делегируют нижним. Это касается основном функций текущего контроля и вызвано, в частности, тем, что во многих организациях создаются самостоятельные малые подразделения и филиалы, наделенные определенными функциями и ответственностью. Вместе с ответственностью делегируются и полномочия контроля. Контроль превращается из жесткого и централизованного с полицейскими функциями в дружественный и децентрализованный. В связи с делегированием функций контроля уменьшается число контролеров, в то же время контроль становится действеннее и эффективнее. Он приближается к непосредственным исполнителям и в значительной мере начинает осуществляться ими самими.
В ряде случаев пользователь/потребитель становится главным контролером. Контроль при этом становится средством кастомизации (адаптации к нуждам потребителя) продукции и услуг. Так, в частности, в государственной службе на смену тотальному бюрократическому контролю приходит контроль со стороны потребителей услуг государственной службы, который осуществляется как непосредственно, так и при помощи общественных организаций и средств массовой информации.
Таким образом, верхние звенья управления частично передают функции контроля: рутинный текущий контроль делегируется на низшие уровни управления, вспомогательные, в том числе аналитические функции, передаются на субконтрактной основе профессиональным контролерам, ключевые параметры переходят под контроль потребителей, а стратегические аспекты контроля сохраняются за верхними звеньями.
2. Меняется содержание контроля и методы его осуществления. Так, в частности, от измерения затрат центр тяжести переносится на измерение результатов. Традиционные подходы в государственном управлении постоянно концентрируют внимание на том, сколько затрачено государственных средств, при
этом измерение реального результата остается в тени. Новые подходы менеджмента к государственной службе основное внимание переносят на контроль и мониторинг результатов, которые получены в процессе тех или иных действий государственной службы.
В современной российской практике государственного контроля пока еще преобладает ориентация на измерение затрат. В частности, при проверке выполнения федеральных программ Счетной палатой РФ основной акцент делается на контроле соответствия фактических затрат запланированным. Между тем ключевым вопросом контроля любых государственных затрат должен стать вопрос о том, в какой степени достигнуты поставленные цели и соответствуют ли сделанные затраты полученным результатам.
3. Развиваются новые информационные системы, позволяющие в определенных аспектах автоматизировать процесс управления и контроля. Одновременно с развитием мощных информационных систем, использующих современные возможности вычислительной техники и телекоммуникационные технологии, меняется содержание информационных потоков, участвующих в процедуре контроля. В связи со смещением текущего контроля сверху вниз потоки информации от потребителя к производителю становятся более прямыми и не затрагивают высших эшелонов управления. В то же время общей тенденцией контроля во всех передовых организациях становится уменьшение числа контролируемых показателей с одновременным увеличением числа измерений и повышения эффективности
каждой процедуры контроля.
Контроль в современной России испытывает немалые трудности. Проблемы контрольной деятельности в нашей стране многолики, но большинство из них так или иначе связано с явно недостаточно высоким статусом, а часто и негативным имиджем контроля в восприятии самых разных слоев населения, включая менеджеров предприятий, государственных и муниципальных чиновников и, что особенно тревожно, конкретных исполнителей.
Контроль уже много десятилетий служит средством для политической борьбы. Редкая избирательная кампания, борьба кандидатов за власть обходятся без заказных и предвзятых контрольных акций. Это не могло не нанести существенного ущерба как для восприятия контроля обществом, так и для правильной постановки системы государственного, рыночного, внутрихозяйственного, а также общественного контроля в стране в целом. Положение настолько серьезно, что впору проводить для руководящих лиц общегосударственный экзамен на знание основ теории и практики контроля.
Процессы децентрализации, по крайней мере на начальной стадии, могут и должны сопровождаться усилением централизованного контроля. Передача ответственности за принятие решений сверху вниз, делегирование все больших полномочий нижестоящим органам, организациям и конкретным лицам объективно требуют усиления контроля сверху. Без этого государственной системе грозит анархический бунт со всеми возможными последствиями: от диктатуры до распада единого государства.
В многочисленных предлагаемых вариантах реформы экономики на всех уровнях управления, как правило, отсутствуют подпрограммы контроля, механизм контроля за реализацией предлагаемых мер, а следовательно, нет важного инструмента гарантирования осуществления и действенности реформ.
Совершенствование практики управленческого контроля должно основывается на триедином подходе, одновременной работе по трем направлениям: развитию теории контроля; обучению кадров управления владением научными основами контроля; рационализацией всей системы контроля. Синтезом работы по этим трем направлениям будет результат, заключающийся в переходе от формального к реальному контролю.
Совершенствование контрольной деятельности государственных, общественных и хозяйственных органов должно заключаться прежде всего в том, чтобы они брали на себя такой объем контрольной деятельности, который они в состоянии реально выполнить. Там, где органы управления взяли на себя невыполнимый объем контроля, чреватый к тому же снижением его качества, он перестает быть эффективным. Те вопросы, которые данный орган управления не в состоянии решать на должном уровне, должны быть переданы для решения на другие уровни управления народным хозяйством. Необходимо активизировать также внутрифирменный и общественный контроль в самых разнообразных его формах, с учетом лучшего мирового и отечественного опыта.
В настоящее время арсенал методов контроля пополнился бенчмаркингом и контролингом. Если в процессе бенчмаркинга выявляются организации (предприятия), отличающиеся наивысшей эффективностью управления, то система контролинга через целевое интегрирование функций управления выступает своеобразным механизмом саморегуляции, в котором ведущая роль принадлежит информационно-аналитической функции контроля. И бенчмарки нг и контролинг как новые методы контрольной деятельности направлены в своей основе на будущие результаты.

Наши рекомендации