Вертикально и горизонтально интегрированные структуры управления социальными и экономическими процессами

Городское стратегическое планирование представляет собой современный механизм местного управления, адекватно отражающий усиление глобализации развития и рост конкуренции городов и регионов. Необходимость целенаправленного влияния на развитие общества затрагивает все уровни власти и обусловливает формирование вертикали целевых приоритетов по оси «государство - регион – город», учет которой объективно важен для стратегического планирования на местном уровне.

В тоже время основополагающей базой стратегии развития городов является весь комплекс местных ресурсов территории и населения - важнейших составляющих конкурентной силы города. Их эффективное включение в стратегию развития позволяет в долгосрочной перспективе достичь стратегических целей[35].

Основная цель разработки структуры вертикально и горизонтально интегрированных систем муниципального управления – обеспечение возможностей планирования и прогнозирования доходов и расходов муниципального бюджета в рамках реализации стратегического плана. Источником доходов и расходов в муниципальном образовании является вся совокупность экономических институтов, определяемых населением и территорией муниципального образования.

Все экономические институты по функциональности условно можно разделить по уровням хозяйствования

-домашнее хозяйство

- Экономика предприятия, учреждения, организации

- экономика региона, муниципального образования, государства

- экономика межинституциональных отношений (в рамках внутри муниципальных, межмуниципальных, межрегиональных, межведомственных и международных отношений) в контексте регионального и государственного территориального устройства[36].

Экономические институты «предприятие» (учреждение, организация) выступают как производители товаров и услуг и являются экономическими, социальными, технологическими и организационными системами.

Основными содержательными аспектами их деятельности являются – место в экономическом процессе и в существующем экономическом порядке; основные компоненты, влияющие на производственные процессы (система целей, система менеджмента, процесс производства, финансовые процессы, социальные процессы), предпринимательская этика, корпоративная этика, организационная структура и организация производственно-управленческих процессов; экономические и социальные показатели деятельности, процессы интеграции, интернационализации и глобализации и их воздействие на предприятие[37].

Экономика региона, экономика муниципального образования. Регион, муниципальное образование как экономические институты создают рамочные условия для экономических процессов через развитие экономического законодательства и экономического порядка. Для этого формируются приоритетные направления деятельности в рамках общей концепции экономической, социально-экономической политики, разрабатываются и апробируются в том числе и в инновационном режиме, инструменты и средств, применяемые в рамках рыночной экономики. Только на этой основе формируется и соотносится связь государства с интересами различных субъектов, участвовавших в экономическом процесс, складываются отношения и возникают конфликты

Экономика межмуниципальных и межрегиональных отношений.Межинституциональные отношения экономических институтов в рамках МО, региона целесообразно строить на правовом поле, прежде всего в контексте решения основных социально-экономических проблем развития территории[38] (рис)

Вертикально и горизонтально интегрированные структуры управления социальными и экономическими процессами - student2.ru

Рис. Межинституциональные отношения экономических институтов в рамках муниципального образования.

Наряду с эмпирической картиной разделения труда на первый план выдвигаются задачи по формированию подходов к развитию межинституциональных социально-экономических отношений, в которых особую роль играют правила торговли и их конкретные урегулирования, экономические институты. Особое значение приобретает разговор о различных этапах экономической интеграции.

Все перечисленные выше связи относятся к горизонтальному уровню интеграции. Этот уровень обеспечивает консолидацию потенциальных возможностей территории и населения. Организационные структуры, поддерживающие горизонтальные связи, позволяют превратить эти возможности в ресурсы для социально-экономического развития муниципального образования.

Важным направлением развития стратегических подходов в европейских городах является стремление к совместному, так называемому, планированию, охватывающему не только город, но и окружающий его регион, ареал влияния государственных структур управления. Этот прекрасный пример для России, где местные власти соседствующих городов, районов, областей находятся в противостоянии, как правило, по политическим причинам, что затрудняет координацию усилий и препятствует интегрированному развитию[39].

Вертикальная интеграция предполагает объединение на финансово-экономической и правовой основе различных организаций, связанных технологически. Применительно к системе государственного и муниципального управления это может выглядеть как интеграция по отдельным полномочиям. Но 131 закон четко разграничивает эти полномочия, обеспечивая полномочия муниципалитетов финансово-экономической основой.

Организационно вертикальная интеграция предполагает наличие единого центра управления, который бы обеспечивал взаимосвязь различных уровней интеграции на основе распределения ресурсов, кстати не только финансовых, но и материальных, в виде объектов государственной или муниципальной собственности, частной собственности, кадровых ресурсов(центров их подготовки).

С развитием системы местного самоуправления разрушилась старая, еще советская интеграция различных территориальных уровней государственной власти в обеспечении социально-экономического развития территории. Территории, муниципальные образования попали в процесс дезинтеграции. Существенно изменилась внешняя среда функционирования органов местного управления. Условия и факторы внешней среды поставили муниципальные образования в условия конкуренции, стали источником проблем в обеспечении социально-экономического развития территорий.

На начальном этапе переходного периода (1995-1996) действие факторов внешней среды было выражено намного сильнее факторов внутрихозяйственного характера. Именно эти факторы в тот период диктовали условия, к которым системы управления на микроуровне не смогли приспособиться. Постепенно возникала потребность поиска совершенно новых подходов к функционированию систем управления Начиная с 1996 г. изменения во внешней среде характеризуются внутриотраслевой дифференциацией; восстанавливаются вертикальные структуры, как отраслевые, так и межотраслевые, но на качественно новой базе, которая определяется отношениями собственности[40].

Выход России из кризиса во многом зависит от решения проблемы разделения полномочий между центральным правительством и регионами. По данным экспертного опроса руководителей органов государственного управления и местных органов власти выявлены основные противоречия в их взаимоотношениях и уровень стремления регионов к экономической и политической свободе. Радикальная реформа территориального управления должна предусматривать:

1) отделение государственной власти от самоуправления и независимое формирование государственной и муниципальной властей;

2) отсутствие непосредственной вертикальной иерархической подчиненности и подотчетности вышестоящим органам;

3) организация надзора со стороны органов государственной власти за деятельностью органов самоуправления;

4) определение круга ответственности государственной и муниципальной властей;

5) механизм преодоления противоречия между государственными и муниципальными властями с использованием независимых судов;

6) свободу выбора организационных структур местных органов власти;

7) автономное формирование местных бюджетов.

Среди всех направлений совершенствования систем городского управления в Санкт-Петербурге выбраны два главнейших:

- применение методов стратегического планирования развития города-мегаполиса при разработке стратегического плана и плана действий городской администрации;

- применение органами управления мегаполиса моделей и методов оптимизации стратегических решений при разработке стратегического плана, целевых, инвестиционных и инновационных программ и проектов на основе концепции использования информационных технологий[41].

Наши рекомендации