Экспансия Европейского сообщества
После тридцати с лишним лет своего существования Европейское сообщество все еще не могло реализовать мечты и предсказа-
ния большинства страстных защитников европейского объединения, касающиеся создания Соединенных Штатов Европы. В действительности, несмотря на устранение внутренних тарифных барьеров, оно не преуспело даже в отмене всех ограничений во внутриевропейской торговле, не говоря уже о ликвидации внутренних таможенных границ. Валютный союз был далек от завершения, а бюджетные кризисы оставались неискоренимой проблемой. Вступление в ЕС экономически менее развитых стран Средиземноморья — Греции, Испании и Португалии — привело к появлению множества новых проблем, особенно в аграрной сфере.
По поводу конечной цели политического объединения борьба шла между двумя большими группами противников. С одной стороны, Европейская комиссия со штаб-квартирой в Брюсселе и толпы ее «еврократов» вместе с Европейским парламентом выступали за дальнейшее объединение и расширение роли парламента. Им противостояли различные национальные правительства (а иногда и национальные парламенты), которые, хотя на словах и стремились к намеченной цели, тем не менее, находили причины для затяжек в решении конкретных вопросов. Интересы национальных правительств были представлены в Совете министров, известном также как Совет Европы, который имел верховную власть по всем вопросам, не предусмотренным договорами о создании Сообщества.
В начале 1970-х гг. бельгийский премьер-министр Лео Тинде-ман по поручению глав правительств подготовил доклад, который предусматривал завершение объединения к 1980 г. Это оказалось слишком амбициозной целью с учетом принципиальных различий между странами-членами Сообщества по вопросам необходимых реформ и конституционной структуры союза. Рекомендации доклада так никогда и не были осуществлены.
После нескольких лет пессимизма движение за «повторный старт» европейского объединения получило импульс в 1980-х гг. В 1985 г. Совет Европы (объединяющий глав государств и правительств) принял принципиальное решение о более глубоком объединении и в феврале 1986 г. одобрил Единый европейский акт (Single European Act), который принял форму поправок и дополнений к уже существующим договорам. В частности, Акт требовал, чтобы Сообщество приняло более 300 мер для устранения физических, технических и фискальных барьеров, чтобы завершить создание внутреннего рынка. Эти меры должны были быть реализованы до 31 декабря 1992 г., когда Сообщество должно было стать «Сообществом без границ». Единый европейский акт утвердил также флаг Сообщества (круг из 12 золотых звезд на голубом фоне), гимн Сообщества («Ода к радости» Бетховена) и единые паспорта.
В 1985 г. Жак Делор, бывший чиновник французского правительства и горячий сторонник европейского объединения, стал
президентом Еврокомиссии; в 1989 г. он был вновь назначен на этот пост на четырехлетний срок.
Движение за объединение получило дополнительную поддержку в 1986 г., когда правительства Франции и Великобритании договорились о строительстве железнодорожного тоннеля под Ла-Маншем. Сооружение такого тоннеля (иногда называемого «chun-nel»1) впервые было предложено еще в 1870-е гг.; периодически о нем заходили разговоры и в дальнейшем, но соответствующие планы так и не были реализованы. Отличительная черта нового проекта заключалась в том, что строительство тоннеля должно было финансироваться исключительно за счет частного капитала, без привлечения государственных субсидий. Завершение работ было намечено на 1993 г., вскоре после вступления в силу Единого европейского акта.
Еще одним благоприятным событием, также запланированным на 1993 г., было создание Европейского экономического пространства (European Economic Area) путем слияния Европейского сообщества и Европейской ассоциации свободной торговли, в которую входили Австрия, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, Швейцария и Лихтенштейн. Эти страны не обязательно должны были становиться членами Сообщества, — хотя это было возможно, — а только присоединялись к зоне свободной торговли, самой крупной в мире, имевшей 380 млн потребителей и контролировавшей 46% мировой торговли.
Тем временем были предприняты новые меры для повышения мощи и сплоченности Европейского сообщества. Хотя Европейская валютная система была создана еще в 1979 г., координация денежно-кредитной политики, — не говоря уже о выработке единой политики в данной сфере, — оставалась одним из самых больших препятствий для завершения экономического объединения. Великобритания при премьер-министре Маргарет Тэтчер (1979 — 1990 гг.) неизменно отказывалась присоединиться к Европейской валютной системе. Однако в начале 1990-х гг. удалось добиться некоторого прогресса. При преемнике Тэтчер Джоне Мейджоре Великобритания присоединилась к Европейской валютной системе. В 1991 г. Сообщество решило создать к 1994 г. свой собственный центральный банк, а к 1999 г. — единую валюту. Такое развитие событий при сопутствующей гармонизации денежно-кредитной и бюджетной политики и при возможном присоединении других стран, включая некоторые страны Восточной Европы, к началу XXI в. сделало европейское объединение реальностью.
1 Игра слов: «chunnel» — производное от «channel» (англ, лив») и «tunnel» (англ. — «тоннель»). — Прим. науч. ред.
Пределы роста?
В 1972 г. группа исследователей Массачусетского технологического института опубликовала книгу «Пределы роста», в которой они предсказывали, что «пределы роста на этой планете будут достигнуты в течение ближайших ста лет». Они указывали на «пять ключевых тенденций, порождающих глобальные проблемы»: ускорение индустриализации, быстрый рост численности населения, массовое недоедание, истощение невозобновляемых природных ресурсов и ухудшение состояния окружающей среды. Книга получила широкую известность и стала объектом активного обсуждения в обществе. Хотя многие критики считали, что авторы чересчур драматизировали свои выводы, особенно в части предсказания резкого прекращения роста, почти все согласились с тем, что они точно указали на тенденции, «порождающие глобальные проблемы», особенно на рост численности населения и деградацию окружающей среды.
Большинство критиков также согласилось, что эти тенденции связаны между собой. Например, недоедание особенно распространено в тех странах Третьего мира, которые переживают быстрый рост численности населения (однако его примеры можно встретить даже в преуспевающих странах, таких, как США). Одним из следствий свержения коммунистических режимов в Восточной Европе было осознание значительного ущерба окружающей среде, нанесенного осуществлявшимися там программами бурной индустриализации. Разрушение окружающей среды не ограничивается экономиками советского типа, как доказали дискуссии о «кислотных дождях». Однако в более богатых промышленных экономиках существует более четкое понимание этой проблемы и более выраженное давление со стороны общественного мнения и правительства на тех, кто загрязняет окружающую среду, принуждающее их прекратить загрязнение либо взять на себя издержки по устранению последствий загрязнения.
Эти проблемы серьезны, но они не новы, как склонны полагать многие образованные, но несведущие в истории люди. На протяжении всей истории человечества давление населения на ресурсы обрекало огромное большинство людей балансировать на грани выживания. Около 200 лет назад Томас Мальтус высказал теоретические аргументы, в соответствии с которыми так должно быть всегда (см. Введение). По иронии судьбы, в то же самое время, когда Мальтус писал свой труд, полным ходом шел процесс быстрых технологических изменений, который опроверг его предположения. Как уже указывалось (см. выше, глава 8), последующие 200 лет были свидетелями такого повышения уровня жизни людей во многих регионах мира, который Мальтус и его современники не могли себе даже представить.
С точки зрения общей численности населения и темпов ее роста в течение последнего полувека, демографические проблемы
действительно не имеют исторических прецедентов, — но численность и темпы роста являются не единственными переменными, которые необходимо принимать в расчет. Как указывалось в главе 1, население должно рассматриваться в связи с ресурсами, доступными для обеспечения его жизни. Объем ресурсов животного, растительного и минерального происхождения, необходимых для поддержания жизни населения Земли, является также самым большим за всю человеческую историю.
В течение примерно последних ста лет богатые страны мира пережили демографическую трансформацию от высоких уровней рождаемости и смертности к более низким, с соответствующим сокращением темпов роста численности населения (глава 13). Можно ожидать, что рост уровня благосостояния в других, более бедных странах также приведет к уменьшению рождаемости, а значит и темпов роста численности населения. Некоторые эксперты даже полагают, что в 1970-е гг. мир достиг переломной точки, когда темпы роста численности населения стали снижаться.
Давление населения на ресурсы порождает две взаимосвязанные проблемы. Это — проблема темпов использования ресурсов и проблема неравенства их распределения. Нет сомнения в том, что мир — особенно богатые страны — использует ресурсы невиданными ранее в истории темпами. Это само по себе является показателем его «успеха» в управлении окружающей средой и в решении экономических проблем, но это также вызывает опасения относительно полного исчерпания ресурсов. Такие опасения не являются совершенно беспочвенными, но исторически они необоснованны. В конце концов, именно недостаток дерева для производства древесного угля привел к использованию кокса для плавки железной руды. Можно привести множество других примеров, когда временные или локальные дефициты отдельных видов ресурсов вызвали появление заменителей, которые часто оказывались более эффективными и экономичными. В XIX в. уголь заменил дерево в качестве источника энергии. В XX в. нефть во многом заменила уголь. Электричество, произведенное с использованием воды, угля, нефти и, наконец, атомной энергии, оказалось наиболее гибкой и распространенной формоц энергии. Пессимисты указывают на то, что запасы угля и нефти конечны и в конечном счете могут быть истощены; использование силы воды имеет физические пределы, а атомная энергия представляет серьезную опасность для окружающей среды. Однако оптимисты утверждают, что солнечная энергия — исходный источник энергии угля и нефти — до сих пор практически не использовалась. Пока просто не существует технологии для прямого использования солнечной энергии в сколько-нибудь существенных масштабах. Однако по мере того, как обычные источники энергии будут становиться все более редкими — т.е. по мере роста их цен — стимулы для исследований, направленных на использование со-
лнечной энергии, усилятся. Именно так функционирует экономический механизм. Возможности не имеют пределов.
Неравенство в распределении ресурсов — среди людей, социальных групп и стран — составляет суть проблемы экономического развития, как говорилось в первом параграфе этой книги. Решение этой проблемы не будет легким. Оно потребует исследований и широкомасштабных институциональных изменений. Это — вызов, стоящий как перед развитыми, так и перед развивающимися странами. Все сказанное в этой книге свидетельствует о том, что на этот вызов может быть найден ответ.