Истоки Европейского сообщества

Мечта об объединенной Европе так же стара, как и сама Евро­па. Границы Священной Римской империи Карла Великого были очень близки к первоначальным границам Общего рынка. Импе­рия Наполеона вместе со своими сателлитами по Континентальной системе охватывала почти всю континентальную Европу. «Евро­пейский концерт», возникший после Венского конгресса 1815 г., представлял собой попытку координировать политику на самом высоком правительственном уровне. Лига Наций являлась объеди­нением европейских держав-победительниц в Первой мировой войне. Гитлер очень близко подошел к созданию Festung Еигора\ под нацистским господством. Однако все эти попытки закончи­лись провалом из-за неспособности потенциальных «объедините­лей» сохранить монополию на власть и нежелания народов добро­вольно им подчиняться. В раннее время фрагментации Европы способствовали трудности коммуникации. Потом идея национа­лизма настолько глубоко вошла в европейское сознание, особенно после Французской революции, что понятие суверенитета, т.е. высшей власти, и понятие нации (nationhood) стали почти сино­нимами. До Второй мировой войны национальные государства яростно отвергали все попытки посягнуть на их суверенитет и предложения каким-либо образом ограничить его.

Важно помнить различие между международными и наднацио­нальными организациями. Международные организации опирают­ся на добровольную кооперацию своих членов и не имеют прямой власти принуждения. Наднациональные организации основывают­ся на передаче им хотя бы части суверенитета своих членов и имеют полномочия по обеспечению выполнения решений, приня-

1 Крепость Европа (нем.). — Прим. науч. ред.

тых в рамках их мандата. И Лига Наций, и ООН являются при­мерами международных организаций. В Европе ОЕЭС и боль­шинство других послевоенных организаций национальных госу­дарств были скорее международными, чем наднациональными. Продолжение успешного сотрудничества могло впоследствии при­вести к слиянию суверенитетов, на что надеялись сторонники ев­ропейского объединения. Различные предложения о создании над­национальной организации в Европе все чаще стали звучать после 1945 г. и исходили из все более влиятельных источников.

Эти предложения выдвигались, исходя из самостоятельных, но связанных между собой мотивов — политического и экономичес­кого. Политический мотив основывается на убеждении, что только с помощью наднациональной организации можно искоренить угро­зу войны между европейскими державами. Некоторые сторонники европейского политического союза, кроме того, уверены, что «компактные» национальные государства прошлого представляют собой анахронизм. Если страны Европы хотят восстановить свою былую роль на мировой арене, они должны быть способны высту­пать с единой позицией и иметь в своем распоряжении ресурсы и рабочую силу, сравнимые с теми, которыми располагают Соеди­ненные Штаты. Экономический мотив связан с тем, что более крупные рынки будут способствовать усилению специализации и конкуренции, и тем самым более высокой производительности и росту уровня жизни. Эти два мотива сливаются в тезисе о том, что экономическая мощь является основой политической и воен­ной мощи, и что полностью интегрированная европейская эконо­мика сделала бы внутриевропейские войны менее вероятными или вообще невозможными. Ввиду глубокой укорененности идеи наци­онального суверенитета большая часть практических предложений о создании наднациональной организации подразумевает, что эко­номическое объединение должно предшествовать политическому.

Таможенный союз стран Бенилюкс, который обеспечил свобод­ное передвижение товаров между Бельгией, Нидерландами и Люксембургом и единство их внешнего тарифа, возник из осозна­ния того факта, что в современных условиях масштаб экономик каждой из этих стран слишком мал, чтобы позволить им полнос­тью использовать преимущества массового производства. Бельгия и Люксембург фактически объединились в экономический союз еще в 1921 г., а в период войны правительства Бельгии и Нидер­ландов в изгнании пришли к принципиальному согласию о созда­нии таможенного союза. Официальная ратификация договора произошла в 1947 г. Государственные деятели этих стран были са­мыми горячими сторонниками европейского Общего рынка и про­должали работать в направлении более тесной экономической ин­теграции своих стран независимо от развития событий в общеев­ропейском масштабе.

ОЕЭС была создана, в первую очередь, благодаря американ­ской инициативе и обеспечивала только кооперацию, а не полную

интеграцию. В 1950 г. министр иностранных дел Франции Робер Шуман предложил проект интеграции угольной и сталелитейной отраслей Франции и Германии и пригласил к участию в нем дру­гие страны. Шуман руководствовался при этом как политически­ми, так и экономическими мотивами. Уголь и сталь являются ядром современной промышленности, особенно военной, а все признаки указывали на скорое возрождение немецкой индустрии. План Шумана представлял собой механизм, с помощью которого предполагалось держать немецкую промышленность под контро­лем. Страстно желая быть принятой в новое европейское сообще­ство, Западная Германия с готовностью отозвалась на это предло­жение, так же как и страны Бенилюкса и Италия, боявшиеся «не успеть на поезд». Великобритания, к тому времени национализи­ровавшая угольную и сталелитейную промышленность и все еще воспринимавшая себя империей, дала более осторожный ответ и, в конце концов, отказалась от участия. Договор, создавший Евро­пейское объединение угля и стали (ЕОУС), был подписан в 1951 г. и вступил в действие в начале следующего года. Он предусмат­ривал отмену тарифов и квот во внутренней торговле стран объ­единения железной рудой, углем, коксом и сталью, общие тарифы на импорт из других стран и контроль над производством и про­дажами. Для наблюдения за деятельностью объединения было со­здано несколько структур наднационального характера: Верхов­ная администрация, имевшая исполнительную власть, Совет ми­нистров для охраны интересов стран-участниц, Общая ассамблея, имевшая совещательные полномочия, и Суд ЕУОС для разреше­ния спорных вопросов. Объединение располагало полномочиями по обложению налогами выпуска предприятий соответствующих отраслей для финансирования своей деятельности.

Вскоре после создания ЕОУС те же страны предприняли по­пытку сделать еще один значительный шаг по пути к интеграции путем заключения Договора о европейском оборонительном союзе. Такие события, как Корейская война, создание НАТО в 1949 г. и быстрое экономическое восстановление Германии показали важ­ность включения немецкого контингента в западно-европейские вооруженные силы, но соответствующие предложения, естествен­но, вызвали подозрительность и враждебность со стороны людей, которые недавно были жертвами германской агрессии. После про­должительных дебатов французская Национальная ассамблея от­вергла договор в августе 1954 г. Это отступление от курса на объ­единение снова показало трудность достижения согласия по пово­ду решений, предусматривающих ограничение национального су­веренитета. После этого сторонники объединения прибегли к более осторожной тактике, вновь в сфере экономики.

В 1957 г. участники плана Шумана подписали еще два догово­ра в Риме, создав Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ) для развития мирного использования атомной энер­гии и, что более важно, Европейское экономическое сообщество

(ЕЭС), или Общий рынок. Договор о создании Общего рынка предусматривал постепенную отмену импортных пошлин и коли­чественных ограничений на все виды торговли между странами-членами и замену национальных импортных тарифов общим внешним тарифом в течение переходного периода сроком от 12 до 15 лет. Члены сообщества обязались проводить общую политику в сфере транспорта, сельского хозяйства, социального страхования и ряда других важнейших направлений экономической политики, а также обеспечить свободное передвижение людей и капитала в границах сообщества. Одно из важнейших условий договора за­ключалось в том, что он не мог быть расторгнут в одностороннем порядке и что после определенного переходного периода дальней­шие решения могли приниматься квалифицированным большинст­вом голосов, а не единогласно. Договоры о создании Общего рынка и ЕВРАТОМа предусматривали учреждение комиссий для мониторинга их деятельности и объединение других наднацио­нальных органов (Советов министров, Общих ассамблей, судов сообществ) с аналогичными организациями ЕОУС. Договор о со­здании Общего рынка вступил в силу 1 января 1958 г. и в течение нескольких лет опроверг сомнения пессимистов (которых было немало): продолжительность переходного периода в реальности была сокращена, а не увеличена. В 1965 г. административные ко­миссии трех сообществ слились, создав более эффективный орган для последующего политического объединения. 1 июля 1968 г., на несколько лет раньше, чем это прежде предполагалось, все тари­фы между членами сообщества были отменены.

В ходе подготовки к подписанию договоров в Риме было сде­лано приглашение другим странам присоединиться к Общему рынку. Великобритания отказалась пожертвовать своим суверени­тетом, что подразумевалось этими договорами, и попыталась уго­ворить страны ОЕЭС создать вместо этого зону свободной торгов­ли. После подписания договора о создании Общего рынка Вели­кобритания, скандинавские страны, Швейцария и Португалия со­здали Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), так называемую «внешнюю семерку», в противоположность «внутрен­ней шестерке» Общего рынка. Договор ЕАСТ обеспечивал только устранение тарифов в торговле промышленными товарами между странами-участницами. Он не распространялся на сельскохозяйст­венную продукцию, не предусматривал общих внешних тарифов; любая страна могла выйти из договора в любое время. Таким об­разом, это был более рыхлый союз, чем Общий рынок.

В 1961 г. Великобритания высказала желание вступить в Общий рынок, если будут выполнены определенные условия. Если бы это произошло, к Общему рынку присоединились бы большинство членов ЕАСТ. Последовали длительные переговоры об условиях вступления, но в январе 1963 г. президент Франции Шарль де Гол ль наложил вето на членство Великобритании; ана­логичный ход он сделал и в 1967 г. После отставки де Голля в

1969 г. французское правительство заняло более умеренную пози­цию по этому вопросу (другие члены Общего рынка склонны были решить его положительно). В результате дальнейших пере­говоров в 1972 г. Великобритания, Ирландия, Дания и Норвегия были приняты в члены Общего рынка с 1 января 1973 г. Хотя Норвегия обратилась с просьбой о вступлении и была принята в Общий рынок, правительство поставило этот вопрос на всенарод­ный референдум, который дал отрицательный ответ. Так в 1973 г. исходная шестерка стала девяткой. Впоследствии, после длитель­ных переговоров, к Общему рынку в 1981 г. присоединилась Гре­ция, а в 1986 г. — Испания и Португалия.

Сторонники европейского объединения имели в виду значи­тельно большее, чем просто общий рынок или таможенный союз. Для 'них Общий рынок являлся только прелюдией к Соединен­ным Штатам Европы, во многом так же, как германский Тамо­женный союз предшествовал Германской империи. После подпи­сания договоров в Риме они начали говорить о «европейских со­обществах», а после слияния их комиссий в 1965 г. — о «Евро­пейском сообществе». Слившиеся Общие ассамблеи стали Евро­пейским парламентом. Поначалу его члены избирались по реше­нию и из числа депутатов парламентов стран-участниц Общего рынка и формировали национальные группировки. Европарла-мент имел исключительно консультационные полномочия до тех пор, пока сообщество не получило собственный независимый ис­точник дохода от таможенных поступлений. (До этого сообщества финансировались за счет части налога на добавленную стоимость, собираемого в каждой из стран.) Впоследствии Европейский пар­ламент получил ограниченный контроль над бюджетом. В 1979 г., после длительных переговоров и ряда отсрочек, члены парламента были избраны непосредственно населением и заняли свои места в парламенте по партийной, а не по национальной принадлежности.

Тем не менее, европейское объединение еще далеко не стало свершившимся фактом. В 1950-е и 1960-е гг., когда предпринима­лись первые шаги в направлении интеграции, мировая экономика находилась в фазе укрепления и роста, что придавало чувство оп­тимизма в новом начинании и способствовало движению вперед. Впоследствии, в период расширения членства, рост мировой эко­номики замедлился. Появилось множество проблем внутри самого Европейского сообщества, которые препятствовали его прогрессу. Главной головной болью стала Единая сельскохозяйственная по­литика. В соответствии с договоренностями, Сообщество должно было помогать сельскохозяйственному сектору, обеспечивая вы­годные цены на его продукцию. Проведение этой политики приве­ло к огромному перепроизводству таких товаров, как масло, вино и сахар. Их излишек должен был использоваться путями, кото­рые не допускали снижения цен; как следствие, поддержка фер­меров осуществлялась за счет потребителей и налогоплательщи­ков. Еще одной постоянной проблемой была Европейская валют-

ная система (ЕВС), которая предполагала замену национальных валют единой денежной единицей ЭКЮ (аббревиатура от Euro­pean Currency Unit; название «экю» носила также старинная французская монета). Хотя введение ЕВС планировалось еще на 1970 г., оно непрерывно откладывалось из-за хаоса в международ­ной валютной системе и различий в денежно-кредитной и бюджет­ной сферах стран-членов. о

Еще одной значительной проблемой, с которой Сообществу пришлось иметь дело, были его связи с государствами Третьего мира особенно с бывшими колониальными владениями членов Сообщества. В 1963 г. оно подписало конвенцию в Яунде (Каме­рун) о торговом, техническом и финансовом сотрудничестве с 18 странами Черной Африки, в основном с бывшими французскими и бельгийскими колониями. В 1975 г. была подписана конвенция в Ломе (Того) с 46 странами Африки, Карибского бассейна и бас­сейна Тихого океана, которая гарантировала свободный доступ на рынки Сообщества практически всем их товарам, а также предо­ставление промышленной и финансовой помощи. В 1979 г. Ломеи-ская конвенция была возобновлена и распространена на 48 стран Африки Карибского бассейна и бассейна Тихого океана, а в 1984 г - на 65 стран. Сообщество также заключило аналогичные соглашения с Израилем (1975 г.), Тунисом, Алжиром и Марокко (1976 г.), а также с Египтом, Сирией, Иорданией и Ливаном (1977 г.).'

Глава 16

Наши рекомендации