Региональное управление экономикой

Схему организации управления регионом рассмотрим с точки зрения теории управления, поэтому кратко дадим определение управления и процесса управления.

Внутри организационной системы (к которой относим фирму, рынок, отрасль, муниципальное образование, регион, государство) функционируют, два основных уровня деятельности: производство и управление – их с точки зрения системного подхода рассматривают как объект и субъект управления - представлены на рис. 1.2.

Организационная система
Цель Управляющее воздействие (информация)   ВХОД Ресурсы Субъект управления (управляющая подсистема) Информация о внешней среде Результирующая информация (о состоянии объекта)   Товары, услуги ВЫХОД
 
Объект управления (управляемая подсистема)  
     

Рис. 1.2. Общая схема взаимосвязи субъекта и объекта управления в ОС

Управление представляет собой последовательность управляющих воздействий субъекта на объект управления и предназначено для обеспечения функционирования организационной системы в заданном режиме в соответствии с целями ее существования и развития. Результатом управления является управляющее воздействие.

Управляющее воздействие представляет собой информацию о том, что, как и когда надлежит сделать объекту управления, и его часто называют командной информацией [11].

Управляющее воздействие разрабатывается на основе информации о состоянии объекта управления, условий внешней среды передаваемых по каналу обратной связи и целей организационной системы, получаемых по каналу прямой связи. Организация обратной связи в ОС имеет важное методологическое значение. Из него вытекает одно из важнейших свойств организационных систем: их способность к адаптации, к самоорганизации.

Адаптация – это способность системы определять целенаправленное поведение в изменяющихся внешних и внутренних условиях. В процессе адаптации могут меняться внутренние параметры, которые в итоге оказывают влияние на выходные количественные (качественные) характеристики системы.

Самоорганизация – это способность системы изменять свои функции и соответственно структуру под воздействием внешних и внутренних факторов.

Обобщая сказанное, дадим определение понятие "управление".

Управление в организационных системах можно определить как целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства, реализуемое в связях между субъектом и объектом управления.

Реализация способов, средств и воздействий для достижения поставленной цели требует определенных затрат сил и времени, в результате которых формируется управляющее воздействие, и объект управления переводится в желаемое состояние, т. е. управление рассматривается как процесс непрерывной серии разработок управляющих воздействий (команд) и осуществляется во времени - в процессе управления.

Субъект управления - это лицо или группа лиц, которые могут принимать решение. Субъект управления должен обладать, с одной стороны, полномочиями (правом), с другой свойствами и способностями, необходимыми и достаточными для сознательного определения целей, разработки и выбора способов и средств достижения выбранных целей, регистрации факт достижения цели и реализации процесса управления в целом.

Объект управления предназначен для реализации командной информации (идущей от субъекта управления) и может быть представлен:

· техническими системами – управление машинами и механизмами, технологическими процессами и т. д.;

· организационными системами – управление фирмой, муниципальным образованием, регионом и государством в целом.

Обобщая выше сказанное, дадим следующее определение:

Управление в организационных системах - это целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства, реализуемое в связях между субъектом и объектом управления.

Реализация способов, средств и воздействий для достижения поставленной цели требует определенных затрат сил и времени, в результате которых формируется управляющее воздействие, и объект управления переводится в желаемое состояние, т. е. управление рассматривается как процесс непрерывной серии разработок управляющих воздействий (команд) и осуществляется во времени - в процессе управления.

Процесс управления (ПУ) – это целенаправленная деятельность субъекта управления по согласованию совместного функционирования и развития всех звеньев (подразделений) объекта управления, динамически изменяющихся в пространстве и времени.

В процессе управления выполняется определенная последовательность действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию и услуги на «выходе» системы [23, 24].

Процесс управления на протяжении веков развивался и совершенствовался от простого к сложному. Современный процесс управления состоит из последовательности отдельных подпроцессов управления: прогнозирования, планирования, принятия решений, учета, контроля, анализа и регулирования[1], которые в настоящее время получили название функций управления.

Функции управления – это специализированная часть процесса управления, связанная с ним регулярной организационной деятельностью информационно-управленческого характера, и отличается одна функция от другой однородностью целей, действий или объектов приложения этих действий [23].

Начиная от Ф. Файоля, впервые предложившего классификацию функций управления, развиваются многочисленные подходы к их типизации по разным признакам и с различной детализацией. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой функции, осуществляемые аппаратом управления, подразделяются на основные, общие и специальные.

Основные функции управления характеризуют процесс управления в целом и подразделяются на планирование (предвидение) и контроль и при реализации представлена контуром планирования и контроля.

Общие функции управления раскрывают содержание основных функций системы управления и, по сути, являются их подфункциями. Они включают в себя прогнозирование, планирование, принятие решений, учет, контроль, анализ и регулирование. Используются управляющей системой (субъектом управления) на различных этапах и уровнях управления.

Специальные функции управления – это виды производственно - хозяйственной деятельности. К ним относятся организация деятельности, мотивация, материально техническое обеспечение, управление производством, финансы, сбыт, исследование и разработка проектной документации и т. п. Каждая из этих функций может быть объектом планирования и контроля.

Все подпроцессы (функции) процесса управления конкретными организационными системами представляют собой последовательность взаимосвязанных действий и операций, логическую связь которых представим на рис. 1.3.

  б) Этапы планирования 1. Постановка планово – экономической задачи   в) Этапы моделирования 1. Постановка задачи  
  2. Моделирование   2. Построение математической модели  
  3. Принятие окончательного решения по плановым показателям   а) определяются параметры модели; б) строится математическая моде­ль; … е.) исследование модели на адекватность  
  4. Формирование плана   3. Процесс моделирования:  
  5. Реализация плана в течение всего планового периода   а) подготовка и корректировка исходных данных; б) расчет модели; в) анализ результатов решения  
  6. Анализ выполнения плана   4. Возврат к шагу 3 функции планирования  
             
        Организационная система (Регион)
  Прогнозирование        
          Δ = План - Факт  
Цель Планирование   Нормативные (плановые) показатели    
          План  
      Анализ   Контроль  
        Δ Региональное управление экономикой - student2.ru 0 Факт Δ=0
  Принятие решения        
  по плану по контролю   Контур Учет  
      Контроля  
  Регулирование        
  а) Управляющее воздействие   Ресурсы   Объект управления (управляемая подсистема)   Товары, услуги  
                                 

Рис. 13. а) Взаимосвязь функций (подпроцессов) управления, б) Этапы планирования, в) Этапы моделирования

Контур процесса управления представляет собой объединение некоторой последовательности функций. Выделяются два контура управления: планирования и контроля, которые реализуют основные функции процесса управления.

Контур планирования представлен последовательностью функций прогнозирования, планирования, принятия решений (по плану) и регулирования (контур прямого управления). Предназначен для описания последовательности действий при реализации целей, поставленных руководством организации (т. е. является контуром прямого управления), определяет линию поведения организации на тот или иной промежуток времени. В соответствии с этими промежутками времени формируются оперативные, годовые долгосрочные и стратегические планы развития производства и фирмы в целом. При их формировании используются результаты обработки статистических данных, выполненных функцией прогнозирования. Контрольные цифры сформированного плана передаются в блок «Нормативные показатели» и там хранятся для последующего контроля выполнения плана. Реализация плана обеспечивается функцией «Регулирование». Контур планирования решает первую основную функцию системы управления – «Планирование».

Контур контроля представлен последовательностью функций учета, контроля, анализа, принятия решений (по контролю) и регулирования (контур обратной связи в цепи управления - показан на рис. 1.3 стрелкой). Он, как правило, присутствует в любой системе управления, использует результаты обработки отчетной (фактической) информации о состоянии объекта управления и обеспечивает устойчивость объекта управления при выполнении планового задания. Функция контроля сравнивает фактическую информацию (сокращенно – «Факт») с плановой («План») и определяет отклонения учетных данных о производственно-хозяйственной деятельности объекта от заданных (плановых): D = План-Факт. Отклонения оцениваются по определенным показателям, например для фирмы: по объемам продаж, прибыли, рентабельности, затратам ресурсов и т.д. Выявленные отклонения идентифицируются и анализируются на предмет причины отклонения от плановых. Например: снижение объема продаж, по причине снижения качества продаваемой продукции; увеличение расхода сырья (затрат), по причине отклонений в технологическом процессе и др. Выявленные причины отклонений служат основой для разработки мероприятий и действий по их устранению. Разработанные мероприятия функцией принятия решений (по контролю) проверяются и утверждаются. Функцией «регулирование» эти мероприятия доводятся до объекта управления и им реализуются. Контур контроля решает вторую основную функцию системы управления – «Контроль».

Цели – это желаемые конечные результаты, к которым организация стремится в своей деятельности. В методологическом плане цели увязаны с определением показателя. Цель – это идеальная количественная (или качественная) величина показателя, которого организационная система (руководство организации) стремится достигнуть в будущем.

На уровне государства, региона формируются:

· общественные цели, которые имеют отношение к удов­летворению потребностей общества, например, достижение заданного уровня благосостояния населения; достижение заданного объема валового внутреннего продукта и т. п.;

· политические цели — цели, имеющие отношение к социальным, политическим и экономическим стратегиям, следо­вание которым, как принято в обществе, обязательно для пра­вительства.

Правительство непосред­ственным образом вовлечено в процесс производства товаров н услуг и служит этим целям.

На уровне организации формируются.

· цели, связанные с результатами работы организации. – достижение заданных объемов продаж, затрат, прибыли, рентабельности, качества продукции и т. п. Эти цели имеют отношение к потребителям продукции данной организации и меняются с изменением нужд потребителей;

· цели, характеризующие вновь создаваемую (проектируемую) систему. Они связаны с производствен­ным процессом, с воспроизводством (инвестиционными процессами) в структуре организации и другими более частными характеристики. Например, объем продукции, предполагаемый к выпуску на создаваемом предприятии, темпы экономического роста, увеличе­ния прибыли, признаки достижения равновесия между поступлениями и затратами и т. п.

· цели, связанные с характеристиками продукции. Эти цели имеют отношение к тому, какими хотела бы видеть орга­низация результаты своей работы, будь то продукты или услу­ги. Естественно, что эти цели влияют на стратегию организа­ции. Иногда эти цели заменяют целями системы. Так посту­пают в том случае, когда цель состоит, например, в увеличении ценности акций, а не в увеличении прибыли путем производ­ства какого-либо конкретного товара;

· производные цели. Они связаны с тем влиянием, которое организация как социальное образование оказывает влияние на свое окружение благодаря своему экономическому или со­циальному положению в обществе. Несение возложенной социальной от­ветственности входит в данную категорию производных целей.

Реализация целей, поставленных руководством на различных уровнях: организации, отраслевого рынка, региона, государства осуществляется функцией планирования.

Функция планирования включает в себя несколько этапов, см. рис. 1.3-б.

1. Постановка планово-экономической задачи. На этом этапе выполняется:

· подготовка статистической информации, в том числе: формирование основных экономических показателей, которые будут использоваться для планирования в будущем периоде, отчетных данных за прошедший и текущий год;

· анализ отчетно-статистической информации о выполнении плана за прошедший период и прогноз их развития, например, по основным экономическим показателям;

· маркетинговые исследования рынка.

Результатом этого этапа является анализ работ за предыдущий период и выявление основных, как негативных, так и позитивных моментов, требований, которые вытекают из внешней среды и должны быть учтены в планируемом периоде, а также требования, которые предъявляет рынок к планируемой продукции.

2. Моделирование предназначено для анализа поведения системы на будущий период планирования. Заметим, что этап "моделирование" выполняется всегда, даже тогда, когда лицо, принимающее решение (ЛПР) по плану не имеет понятие о моделировании. Например, ЛПР оценил объемы выпускаемой продукции за прошлый период и указал, какие экономические показатели должны быть отражены в формируемом плане на новый планируемый период. Тем самым ЛПР промоделировал поведение экономической системы на будущий период на интуитивном уровне. Но для решения более сложных задач требуется моделирование с построением модели объекта управления – это показано на рис. 2.2-в и представлено ниже.

3. Принятие окончательного решения по плановым показателям.

4. Формирование плана как документа.

План – законченный результат процесса планирования, в котором определено, что, сколько, с каким качеством, кто и когда должен выполнять задание при заданном материальном, финансовом и другом обеспечении и ясно сформулированных моральных и материальных воздействиях (стимулах) на субъекты и объекты управления. После утверждения план является главным регламентирующим документом по поведению экономической системы в будущем периоде.

5. Реализация плана. Она выполняется в течение всего планового периода. В этот период функционирует контур контроля хозяйственной деятельности фирмы, в т. ч. учет показателей выполнения плана, контроль за их выполнением, анализ выявленных отклонений и регулирование для устранения этих отклонений.

6. Анализ выполнения плана. Он выполняется по истечению планового периода и включает в себя:

а) анализ производства по отчетным данным за год;

б) анализ математической модели, на основе которой был сформирован план, и ее корректировка по мере необходимости.

Анализ выполнения плана показывает, за счет чего не выполнен план – то ли неправильно сработало производство, то ли неправильно сформирован (смоделирован) план.

Моделирование и принятие управленческого решение включает ряд следующих взаимосвязанных этапов, место и последовательность которых представлена на рис. 1.3 в.

Этап 1 - постановка задачи моделирования. Этот этап начинается с формулирования законов, связывающих основные параметры модели. При этом требуются широ­кое знание фактов, относящихся к изучаемым экономическим системам, и установление взаимосвязи между объектами, входящими в эту систему. Этап завершается записью в математических терминах сформулированных качественных представлений о свя­зях между объектами модели. Процесс моделирования принимаемого решения по осознанной проблеме может выполняться с разработанной заранее математической моделью или при ее отсутствии.

Этап 2 - построение математической модели функциониро­вания экономической системы. Конструктивно математическая модель представляет собой совокупность взаимосвязанных математических зависимостей (уравнений, неравенств), отображающих функционирование определенной группы реальных объектов, входящих в экономическую систему и систему в целом. В данной работе в качестве математической модели экономической системы используется векторная задача математического программирования (ВЗМП) и математический аппарат для ее решения.

Построение модели в виде ВЗМП и подготовка ее к моделированию включает следующие операции:

· определение параметров модели, показателей, критериев и ограничений, накладываемых на функциониро­вание экономической системы;

· формируется моде­ль, представленная векторной задачей оптимизации;

· выбор метода решения задачи – для решения векторной задачи используются методы, основанные на нормализации критериев и принципа гарантированного результата, которые представлены в ч. III книги;

· программирование на ЭВМ - указанные методы реализуются, например, в системе Matlab;

· тестирование на числовых примерах.

Этап 3 - исследование модели на ее адекватность моделируемому объекту. На этом этапе выясняется, удовлетворяет ли построенная на этапе 2 модель критерию практики, т. е. выясняется, соответствуют ли резуль­таты решения модели в пределах точности наблюдений поведению моделируемого экономического объекта, системы, процесса.

Этап 4 - процесс моделирования. Этот этап включает генерацию множества решений, сформированных за счет изменения параметров на входе, в том числе по принципу, что если, при этом выполняются следующие операции:

подготовка и корректировка исходных данных;

расчет модели – решение ВЗМП;

анализ результатов решения: если результат не удовлетворяет требованиям ЛПР, то возвращаемся к этапу 2, если результат удовлетворяет требованиям ЛПР, то процесс расчета заканчивается;

в заключение осуществляется принятие управленческого решения, т. е. определения единственного решения к действию.

Этап 5. Возврат к этапу 3 функции планирования (см. рис. 1.4, б).

Заметим, что процесс моделирования включает в себя также анализ математической модели и ее корректировку по мере необходимости, представленную на этапе 6 функции планирования.

Все этапы моделирования взаимосвязаны и могут циклически повторяться необходимое число раз.

Результаты деятельности экономической системы (региона) можно оценить с помощью совокупности взаимосвязанных показателей, дающих всестороннюю количественную и качественную характеристику экономического объекта, системы. Система показателей, характеризующая экономическую систему – регион, как указывалось выше, включает три крупных блока: природная среда, население, экономика.

Показатели, определяющие природную среду, дают характеристику природно-ресурсного потенциала региона.

Показатели - население: численность и структура населения, трудовые ресурсы; рост уровня жизни, благосостояния, в т. ч.: валовой региональный продукт, объемы дохода и расхода (бюджета) на душу населения и пр.; средняя заработная плата.

Показатели – экономика:

валового регионального продукта (ВРП), промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость;

в т. ч. по отраслям (видам деятельности): материального производства – промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. п.; не материального производства – коммунальное и бытовое хозяйство, наука, образование, медицина, культура и т. п.;

ВРП на душу населения;

объемы доходных и расходных частей бюджета, в т.ч. по статьям и отраслям;

объемы дохода и расхода на душу населения;

производительность труда, в т. ч. по отраслям.

Здесь представлены основные показатели экономики региона. На их основе, как правило, строятся целевые показатели развития экономики и благосостояния населения региона.

Наряду с представленными показателями имеется множество показателей, направленных на обеспечение и реализацию роста основных показателей (показатели второго уровня):

· в области развития экономики региона и обеспечение заданных темпов:

роста (динамика ВРП, производство промышленной, с/х продукции и т. д.; те же показатели на душу населения); рост производительности труда, снижение энергоемкости ВРП и пр. в сравнении с базовым годом; инвестиции в основной капитал, иностранные инвестиции и отдача от них; промышленный и пр. экспорт; производство продукции местных товаропроизводителей; развитие потенциала территории инфраструктуры, развитие научного потенциала и его использование, развитие трудового потенциала и пр.;

· в области благосостояния населения региона:

оценка роста уровня жизни, благосостояния, в т. ч. валового регионального продукта, объемы дохода и расхода (бюджета) на душу населения и пр.; средняя заработная плата.

На функционирование экономики региона оказывает влияние внешняя среда, к показателям ее описывающим относятся: инфляция, дотации, субсидии федерального уровня в бюджет региона, иностранные инвестиции и т. п.

В совокупности все представленные показатели представляют информационную модель региона Imr, см. [2], стр. 164-166.

Информационную модель может характеризовать текущее состояние региона (т. е. отчетные данные за некоторый период времени) и будущее состояние экономики региона (т. е. целевые (плановые) показатели на некоторый будущий период времени).

Управление можно трактовать как перевод экономической системы из одного экономического состояния в другое. С учетом вышеприведенных показателей, перевод из настоящего в новое состояние (будущее). Если перевод системы выполнен в соответствии с поставленными целями, то управление можно трактовать, как «хорошее», и наоборот, если перевод системы не выполнен в соответствии с поставленными целями, то управление можно трактовать, как «плохое».

Получение выше представленных результатов деятельности экономической системы осуществляется функцией прогнозирования.

Прогнозирование – это функция управления, состоящая в научном предвидении и определении будущих вариантов целей, способов, средств и воздействий для решения поставленных задач, а также тенденций развития и вероятностного состояния объектов и субъектов управления. [14].

Прогноз – законченный результат процесса прогнозирования с указанием вероятности осуществления событий в заданное время с предвиденными качественными и (или) количественными характеристиками.

В настоящий момент подготовка прогноза идет в соответствии со сценарными условиями функционирования экономики страны. Сценарные условия содержат общую характеристику современной социально-экономической ситуации, основанной на статистических данных; варианты сценариев социально-экономического развития РФ на предстоящий год, которые описывают два разных направления развития страны в прогнозируемом году: один предполагает полную реализацию поставленных задач, исключая возможность возникновения неблагоприятных факторов, другой вариант предполагает воздействие факторов, которые могут замедлить выход на целевые ориентиры в установленные сроки.

К проекту сценарных условий функционирования экономики России прилагаются предварительные, исходные основные макроэкономические показатели, которые служат ориентиром при сопоставлении прогноза развития экономики региона. Экономические показатели развития экономики региона наряду с эконометрическими (статистическими) методами могут быть получены:

· путем моделирования производственных систем в регионе: в краткосрочном периоде путем построения, моделирования и формирования годового плана фирмы, концерна; моделирования стратегического плана развития производства для фирм различных уровней;

· моделирования отраслевых рынков в регионе, в рамках которого дается оценка спроса и предложения того или иного вида экономической деятельности, и на основе математического моделирования исследуется рыночные структуры – на это направлена первая часть монографии;

· моделирования развития экономики региона с учетом инвестиционных процессов показывают потенциальные темы роста всех отраслей региона, на основе которых формируется общий объем налоговых поступлений, а в дальнейшем прогнозируемый объем доходной части бюджета региона – это представлено во второй части книги;

· математический аппарат моделирования – теория и методы векторной оптимизации сформированы в третьей части.

Методология моделирования в сложной экономической системе, т. е. разработки математической модели и принятия управленческого решения на ее основе представим в следующем разделе.

Наши рекомендации